На тему показателей нервно-психического развития ребёнка существует множество литературы, и в том числе я подробно описала все этапы в своей книге «Про речь маленького ребёнка».
Я назову лишь основные моменты для ориентира. Хочу подчеркнуть, что навыки, которые будут описаны мною ниже, формируются у ребёнка обязательно. Отсутствие навыка говорит о возможной проблеме, и на этот факт необходимо обращать внимание и учить ребёнка данному навыку, а не говорить: «Да сейчас все дети не ползают»!
Во-первых, не все. Во-вторых, ползание – важный этап в развитии, которому необходимо обучать. Или же, например, умение застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Если даже обувь у современных детей без шнурков, а на «липучках», а куртки не на пуговицах, а на «молнии», это не значит, что ребёнок не должен уметь застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Эти навыки – показатели нервно-психического здоровья ребёнка.
По этой причине – любой навык, который описан, ребёнок должен пройти и освоить!
Если ребёнок не ползает, то для нас, специалистов, это сигнал того, что скорее всего речь будет нарушена.
Локомоция, ползание – это развитие слоговой структуры слова, то есть переключение с одного процесса на другой. Данное переключение тренируется в ползание.
То есть ребёнок разноименно передвигает ножками и ручками, причём у него действует одна сторона, затем другая, что задействует работу правого и левого полушария – и это развитие межполушарных связей. А также первый способ достать то, что нужно в эмоциональном и психологическом плане.
Если ребёнок не ползает, его нужно заставлять и учить это делать, чтобы потом, в том числе, и его речь развивалась правильно!
Дорогие родители, обращаю ваше внимание, что речь и общее развитие ребёнка – всегда идут рядом! И все функции должны развиваться гармонично.
От 0 до 1 месяца ребёнок:
- сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего;
- способен на слуховое сосредоточение;
- начинает улыбаться в ответ на общение со взрослым, начинает хаотично двигать руками и ногами, пытаясь телесно общаться с окружающими людьми;
- лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову;
- длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым, то есть прямо переводит взгляд за предметом;
- прислушивается к звуку игрушки, к голосу взрослого;
- быстро отвечает улыбкой на разговор с ним;
- произносит отдельные гортанные звуки, то есть «гуканье» – это первый этап «гуления».
На примере 1 месяца жизни, вы можете увидеть и оценить, сколько всего происходит в развитии ребёнка за такой короткий промежуток времени. И, конечно, вы можете ориентироваться на данные показатели, чтобы понимать – правильно и нормативно развивается ваш ребёнок или нет.
Читать предыдущую статью: "Этапы развития речи ребёнка" (кликните).
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.