Эпоха Ренессанса богата на эпохальные открытия и великие имена. Переворот в области изобразительного искусства произошёл в XV веке. Кто же совершил такой переворот в европейской живописи? В качестве первопроходца в этой области называют Томма́зо ди Джова́нни ди Симо́не Касса́и или Томмазо Ди сер Джованни ди Гвиди, прозванного Маза́ччо (1401 – 1428).
Он прожил очень недолгую жизнь, и оставил совсем немного работ, но в них он заявил о себе как новаторе живописной школы. Точно неизвестно, кто был его первым учителем, однако достоверным фактом является то, что в 1418 году он поселяется во Флоренции, где вскоре знакомится с Брунеллески и Донателло.
Напоминаю, что эти мастера были первопроходцами в искусстве своей эпохи. Брунеллески - создатель принципов ренессансной архитектуры и автор научного обоснования идеи правильной перспективы, а Донателло - основоположник новых подходов в искусстве ваяния кватроченто.
Эти молодые гении были увлечены идеей возрождения принципов античного искусства и, буквально, горели желанием творить по-новому. В эту блистательную компанию и попал начинающий Томмазо Симоне. Под влиянием своих новых товарищей, впитывая творческий дух, царящий в это время во Флоренции, он настолько увлёкся живописными исканиями, что буквально забывал о происходящем вокруг. Его одежда была вечно измазана красками и выглядел он весьма нелепо. Видимо поэтому ему и дали прозвище Мазаччо ("неряшливый" или "неуклюжий"). Это подтверждает и Джорджо Вазари, который так писал о художнике:
Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству, и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других...
Судить о его творчестве принято по фрескам: «Троица» в церкви Санта-Мария Нове́лла во Флоренции и циклу росписей капеллы Бранка́ччи в церкви Санта-Мария дель Карми́не, посвящённых истории апостола Петра.
"Троицу" - фреску выполненную Мазаччо для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, исследователи считают работой, положившей начало новой европейской живописи. Почему? Потому что именно здесь впервые была реализована идея построения пространства по законам математически выверенной правильной линейной перспективы.
Для того чтобы этот эффект 3D пространства получился, Мазаччо поместил фигуры Бога-Отца и Христа, распятого на кресте, в архитектурных декорациях. Чтобы точно изобразить перспективные сокращения всех деталей нарисованного им интерьера, художник вбил гвоздь в центре того места, где сейчас изображён пьедестал ниши, и натянул нити во все направления от него к верхнему и нижнему краям. Именно эти нити дали художнику прямые линий перспективы.
На эффект трёхмерности работает и расположение фигур, окружающих Святую Троицу. В глубине ниши мы видим Бога-Отца. Перед ним и чуть ниже - фигура распятого Христа. У подножья распятия расположились Богоматерь и Иоанн Богослов - это ещё один уровень освоенного художником пространства. А за пределами созданной кистью Мазаччо архитектурного "задника", на колени опустились донаторы (заказчики) этой фрески.
Таким образом фигуры композиционно образуют классическую пирамиду, а кроме того, что более важно, их расположение помогает зрителю наглядно ощутить, что пространство многослойно, объемно, осязаемо.
Этому же эффекту способствует и изображённая в подножии распятия гробница, со скелетом в ней. Это - могила Адама, который по преданию был похоронен на Голгофе, и кровь, пролитая Христом во время распятия, символически смыла первородный грех, совершенный Адамом в Эдеме, с него и со всего человечества.
Надпись над ним в переводе с латинского гласит: «Lo fu gia quel che voi sete: e quel chi son voi ancor sarete» - «Я был тем же, что и вы, но вы станете тем же, чем стал я».
Интересно, что этот скелет Адама - первое точное анатомическое изображения эпохи Ренессанса!
Кстати сказать, впервые легальные открытые лекции по анатомии были прочитаны в Болонском университете в 1316 году, то есть в период треченто - предренессанса. Как раз после того, как император Священной Римской империи, король Сицилии Фирдрих II издал указ о снятии запрета на вскрытие человеческих трупов для научных (медицинских) целей. Безусловно, это сказалось на дальнейшем развитии европейской живописи.
Есть мнение, что в создании фрески Мазаччо помогал его приятель и единомышленник Брунеллески. Возможно, что именно благодаря ему художник так смело решился на эксперимент с изображением перспективы.
Кроме того, на влияние Филиппо, указывает и сам тип архитектурного интерьера, созданного живописными средствами. Посмотрите, распятие, удерживаемое Богом-Отцом, находится в условной нише, точно воспроизводящей главный архитектурный элемент древнеримского зодчества - римскую ячейку или даже часть триумфальной арки, украшенной колоннами и пилястрами классических ордеров. А ведь известно, что Филиппо Брунеллески, как раз занимался изучением античной архитектуры по трактатам Витрувия, и даже проводил раскопки в Риме.
И ещё одна деталь, которая говорит о несомненном влиянии этого зодчего на Мазаччо - собственно изображение распятого Христа.
Для той же церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, несколькими годами ранее, Филиппо Брунеллески изготовил из дерева распятие, которое, без сомнения видел и молодой Мазаччо, работая над своей "Троицей".
Кстати, о том, как было создано Распятие Брунеллески, Вазари оставил забавную историю. В ней говорится, что это произошло в ходе творческого спора с Донателло, который последним был проигран.
Более зрелая работа Мазаччо, где он предстаёт уже как художник, окончательно преодолевший живописную традицию прошлого - это росписи стен капеллы Бранка́ччи в церкви Санта-Мария дель Карми́не, тоже во Флоренции. Здесь он работал со своим старшим товарищем Мазолино, с которым их связывала очень трогательная дружба (Мазолино был лет на 20 старше, однако признавая талант своего молодого коллеги всегда делился с ним заказами, которые получал сам, и охотно рекомендовал его потенциальным "клиентам").
В этом творческом тандеме интересно то, что Мазолино считают художником "старой школы", а Мазаччо - революционером в живописи. Чтобы понять почему это так, достаточно сравнить две фрески из капеллы Бранкачи, изображающие Адама и Еву.
Напомню, что эти персонажи библейской мифологии были практически единственными, кого в средние века художники могли изображать обнажёнными. И, разумеется, эти изображения были весьма условными, в связи с представлением о телесной греховности человека. Живописцы ренессанса открывают для себя возможность изображения нагого тела, как такого же прекрасного творения Бога, как и душа.
Но что мы видим у Мазолино? Адам и Ева, расположены в декорациях, лишённых реализма. Они изящны, пропорциональны, рафинированы, но при этом они невесомы (их ступни едва соприкасаются с землёй) и целомудренно холодны. В них нет физической полноты и энергии.
Совсем по-иному эти же персонажи выглядят у Мазаччо в сюжете "Изгнание из Рая". Посмотрите, как тяжело они ступают по земле! Как весомы их тела! Как реалистично и достоверно они переживают случившееся! Это уже стопроцентные люди, из плоти крови, ничего ангельского в них не осталось. И своими твёрдыми стопами, они ступают по вполне земной поверхности. Такое художественное решение - безусловный прорыв, сделанный Мазаччо в искусстве Нового времени.
Такие же живые и полновесные персонажи населяют и другие росписи Мазаччо в этой капелле. Они посвящены апостолу Петру и представляют сцены из его жизни. Давайте рассмотрим знаменитый фрагмент "Чудо со статиром (динарием)". История, изображённая здесь такова: Христос с учениками собирается войти в храм Иерусалима, но служитель храма останавливает их, требуя подати (платы) за вход. Тогда Иисус просит Петра поймать рыбу, в чреве которой апостол и обнаруживает монету (статир).
На фреске Мазаччо мы видим всю эту историю целиком. В духе средневековой традиции, в одном пространстве художник располагает сразу все эпизоды драмы, изображая Петра трижды. В центре он (в жёлтом плаще и синем платье) и Христос, в окружении учеников, встречают сборщика подати.
У левого края картины Пётр вылавливает чудесную рыбу
По другую же сторону фрески, апостол расплачивается найденной монетой.
Обратите внимание, как Мазаччо выстраивает глубину пространства. Слева - события произошедшие события раньше по времени, и они "удалены" от нас художником, за счёт уменьшения размера фигур. В то время, как справа, в сцене передачи монеты мытарю (сборщику податей), фигуры максимально "приближены" к нам, что говорит, что это событие происходящее прямо сейчас, буквально на наших глазах.
Созданию иллюзии уходящего вдаль пространства способствует и включение архитектуры в изображение. (Обратите внимание на то, что этот "Иерусалимский храм" выглядит как вход в ренессансное палаццо, вполне в духе построек Брунеллески). Благодаря чётким линиям здания, которые уводят наш взгляд к линии горизонта, мы понимаем, что здесь Мазаччо использовал линейную перспективу, опередив в этом всех предшествовавших художников. Причём здесь она выглядит гораздо свободнее и естественнее, чем на фреске "Троица", благодаря тому, что фон открытый, пейзажный.
Смысловым и композиционным центром, от которого исходит построение картины, является лик Христа. Именно вокруг него компонуются все персонажи, и выстраивается сюжет. Апостолы образуют круг, позади учителя, что дает возможность мастеру показать лица в их индивидуальности, в различных поворотах, а также запечатлеть целый спектр эмоций, переживаемых апостолами.
Такое расположение фигур выглядит достаточно естественным и гораздо более свободным, чем у художников до Мазаччо. Он пробует и очень сложные ракурсы - повторно обратим внимание, в этом контексте, на фигуру Петра, вылавливающего рыбу!
И ещё один любопытный момент - нимбы над головами святых. Они приобретают изменения в очертаниях, в зависимости от ракурса и поворота голов! И здесь Мазаччо совершает революцию, потому как до него, и он сам в ранних работах не применял этот приём. Нимбы святых до того изображались исключительно фронтально! В качестве примера - ранняя работа художника Мадонна с младенцем из триптиха Св. Ювеналия (особенно забавны два преклонивших колена ангела "уткнувшиеся" носами в "тарелочки" собственных нимбов).
Среди сюжетов фресок капеллы Бранкаччи, есть ещё один, на который я хотела бы обратить ваше внимание: "Воскрешение сына Теофила и св. Пётр на престоле".
Это многофигурная композиция, главным событием которой становится чудо, творимое апостолом. В центре обнажённый юноша, который воскрешён Петром. Но интересно, как раз не это. Интересно то, что свидетелями происшедшего являются жители Флоренции, современники Мазаччо, одетые по моде своего времени.
И, наверняка, горожане узнавали в лицах, запечатлённых художником на стене капеллы, своих соседей и знакомых.
Среди персонажей, как предполагают исследователи творчества художника, Мазаччо изображает и самого себя - слева, в дверном проёме, обратившего взгляд на нас, своих зрителей. Таким образом, и сам мастер, его современники, и мы с вами, оказываемся свидетелем чуда, которое произошло в I в. н.э., и которое мы переживаем здесь и сейчас.
Однако и это не всё. Помните, название этой композиции звучит так: "Воскрешение сына Теофила и св. Пётр на престоле"? С "Воскрешением..." вроде всё понятно - это действо изображено в центре. А что же с "Петром на престоле?" Переключите внимание теперь на правую часть фрески. Видите, монахи и миряне предстоят в молении перед Петром, восседающем на некоем возвышении? Это и есть иллюстрация второй части названия композиции.
Самое интересное здесь то, что апостол, которому молятся присутствующие, представлен не как живой человек - это изображение на ткани, подвешенной к стене! Однако изображение это такое реалистичное, что нет сомнений, что и оно само по себе чудесно, что Св. Пётр, в любой момент может сойти с него, и начать творить чудеса, как во времена своей земной жизни. Так библейское прошлое, и настоящее сходятся в одном пространстве на фресках Мазаччо.
Итак, в чём же заслуга Мазаччо перед живописью? Его персонажи впечатляют зрителей своей жизненностью и достоверностью, а мир, окружающий их, кажется весьма убедительным и правдоподобным благодаря верному использованию линейной перспективы и умению, с помощью светотени, передавать объёмы. Художник вписывает библейские события в декорации современного ему мира и общества, делая себя и своих современников их участниками. И всё это происходит в живописи впервые!
Вот как описывает ощущения от живописи Мазаччо писатель Бернсон: «Я никогда не могу пройти мимо них, без сильнейшего обострения моего осязательного восприятия. Я чувствую, что если прикоснуться пальцем к фигурам, они окажут мне определённое сопротивление, чтобы сдвинуть их с места, я должен был бы затратить значительные усилия. Что я смог бы даже обойти вокруг них. Короче говоря, в жизни они вряд ли были бы реальнее для меня, чем на фреске. А какая сила заключена в юношах кисти Мазаччо! Какая серьезность и властность в его стариках! Как быстро такие люди могли бы подчинить себе землю и не знать иных соперников, кроме сил природы! Что бы они ни свершили, было бы достойно и значительно, и они могли бы повелевать жизнью вселенной!»
Мазаччо, словно проторил дорогу для целой плеяды замечательных художников, составивших славу искусства кватроченто. Перечислим лишь некоторые имена: Пье́ро де́лла Франче́ска, Андре́а Манте́нья, Пао́ло Уче́лло, Андре́а дель Каста́ньо, Фили́ппо Ли́ппи, Фра Беа́то Анджели́ко, Гирланда́йо, Поллайо́ло, Андре́а Верро́ккио, Перуджи́но, Бено́ццо Гоццо́ли, Пинтури́ккио, Пье́ро ди Кози́мо, Франче́ско дель Ко́сса и это далеко неполный перечень!
Завершает этот внушительный список имя художника конца столетия Са́ндро Боттиче́лли (настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но Филипе́пи) (1445 – 1510). О нём мы и поговорим в следующей статье.
Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:
Эпоха Возрождения. Особенности и достижения
Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?
Чистилище Данте - путь спасения
Рай Данте - обитель Света и Любви
Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет
Джованни Боккаччо и его "Декамерон"
Медичи - правители Флоренции
Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры
Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"
Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?
Мазаччо - первый художник Ренессанса
Боттичеллевское настроение
Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?
Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи
Опять Джоконда?!
Рафаэль Санти - "певец Мадонн"
Рафаэль в Риме
Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт
Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость
Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость
Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал
Микеланджело - поэт
Венеция принимает эстафету
Загадки Джорджоне