Найти тему
Изучаю людей

Учить или лечить

Бледный, зелёный, под глазами круги, тощий, или, наоборот, рыхлый. Аденоиды, грибы, поносы, ОРВИ, аллергия - чередой и все вместе сразу. Неделю ходим, три болеем.

Я недавно переболела, по всей видимости, Ковидом. Анализы я не сдавала, лечилась самостоятельно, почему думаю что именно он - пропадали запахи, плюс словила одно интересное ощущение, которого при ОРВИ раньше как-то не отмечала.

Ощущение абсолютно пустой головы и резкого какого-то внутреннего протеста любой интеллектуальной деятельности.

Это ощущение было настолько выраженным, что я внезапно прекрасно поняла своего обычного ученика, ребенка с аутизмом, который раз за разом делает выбор полчаса орать и кататься по полу, вместо того, чтобы выполнить простейшее задание на полторы секунды - и получить бонус. Мне точно так же хотелось поорать и обо что-нибудь побиться при одной мысли о написании поста в заброшенный Инстаграм - поста! Который в обычной жизни я пишу за три минуты на коленке в промежутках между двумя светофорами!

Температура держалась неделю, ещё неделю я ходила с кашлем и соплями, в общем-то, вполне функционируя в рамках квартиры. Могла бы провести парочку онлайн-консультаций, например. Какое там! Орать и биться при одной мысли о необходимости ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.

Вот так интересно болезнь подкосила мой мозг. Я пишу эту статью спустя ещё неделю, в уже абсолютно другом состоянии, в состоянии, в котором я уже МОГУ. Могу писать, могу думать, могу анализировать. Тогда - не могла. 

Работать со мной приходят совершенно разные дети. Иногда очень сложно с поведением и обучаемостью, все очень медленно - но соматически к ребенку не подкопаться, ходят на все занятия, почти не пропускают, ещё и сад посещают - и тоже без пропусков. Ест, спит, какает, сыпью не обсыпается, что там ещё. Румяный, розовый, активный. Ну что делать, подбираем рукава и работаем. Корректируем поведение, не быстро, но учимся...

Бывает и по-другому. Бледный, зелёный, под глазами круги, тощий, или, наоборот, рыхлый. Аденоиды, грибы, поносы, ОРВИ, аллергия - чередой и все вместе сразу. Неделю ходим, три болеем. И проблема даже не в этом - я всегда говорю родителям, что все равно основная доля работы - ваша. Я дорогу укажу, а идти вам, каждый день, хоть по шажку. Ну болеем и болеем, острое состояние прошло - и продолжаете работать дома, сами. И они работают, и я работаю - но темп ниииизенький.... Откаты...

Постоянные и какие-то безнадёжные протесты ребенка - ну отстаньте... Ну пожалуйста... Не трожьте меня в моем уголке... Вот вроде бы дела на копейку - а скандал на пять рублей, но он как будто знает, что дело этим не кончится... Что будет невое задание... Что заставят развиваться... А у него сил нет - даже просто жить. 

В таких случаях я продолжаю работать. Мы не можем ждать. Ребенку пять лет, а он почти не понимает речь, ждать нечего и некогда. Но если этот ребенок - соматически не на 5 лет, а на все 75 - обязательно надо этот вопрос решать. Не будет скачка в развитии, если все и так очень скупо отмеренные жизненные силы уходят просто на существование. На регенерацию тканей, купирование воспаления. Если не хватает сил сердцу, кишечнику, печени - не сомневайтесь, мозг будет последним, о котором позаботятся. Точнее кора головного мозга. Без подкорки-то мы не проживем, ей достанется. А без коры - да легко. Питаться, дышать, выделять сможем. А вот говорить, помнить, быть внимательными - вообще не базовые функции. Обойдёмся. Переживём. 

Вот и живём, на базе, без надстроек. И когда обкрадывается даже база - а мы что-то там про внимание и память - ну такое. Попытка построить каменный особняк на курьих ножках. Примерно с тем же успехом. Поэтому, когда у ребенка проблемы со здоровьем вообще и с психикой тоже - нельзя с психики начинать. Можно лишь вести параллельную работу. И обязательно ребенка лечить. Как лечить? Не симптоматически.

Кольнула нога - таблетку от ноги, потекла сопля - мы капельки и больше вроде не течет, от поноса сорбенты, сыпь гормоналкой замажем...

Симптомы убрали - общее болезненное состояние не исчезло. Что с этим делать - есть средства интегративной медицины, рассматривающей человека как единое целое. Разные есть направления, разные методы. Как правило всегда - серьезная коррекция рациона, из которого должны исчезнуть все признаки цивилизации, все удобные продукты. Сахар, белая мука и прочее. 

Будет страшно неудобно и будет дорого. Мы вообще сейчас дорого платим за цивилизацию, я часто об этом пишу. Платим здоровьем и развитием детей. Потом платим деньгами - платим нейропсихологам за игры с мячом, платим логопедам за му и ку-ку, и тут тоже платить будем. Деньгами и временем - часто серьёзное лечение ребенка с работой минимум одного члена семьи несовместимо. С садиком, со школой бывает несовместимо.

Но на кону - выбор между социумом и психоневрологическим интернатом. Не дай Бог такого выбора никому, но все больше семей с ним сталкиваются. К сожалению, полноценно учить больного - нет, не выходит. Сначала лечить.