Раз уж у меня попросили рассказать, то вот он - пост о работе в БК.
Итак, начнем с начала. Когда я была на втором курсе, встал вопрос о необходимости трудоустройства. По специальности было нереально, ибо она у меня связана с наукой, а хотелось денег. На самом деле мне хотелось (и до сих пор хочется) попробовать себя барменом, но без опыта работы берут практически никуда. В Мак не хотелось просто потому, что я не люблю Мак. А вот в БК мне нравились десерты - брауни и блонди (я практически не ем фастфуд).
Оставила заявку где-то в интернете, позвали на собеседование. В это время как раз открывали новый ресторан (место действия, если вдруг кому интересно - СПб), набирали на него команду (так всегда делается, чтобы сложился именно коллектив).
Так вот, в конце апреля я уже вышла на работу.
Сразу оговорюсь, я могу говорить только за свой ресторан, а это, если вдруг кто знает, БК на Горьковской. В радиусе нескольких км - никакого другого фастфуда, поэтому нам чуть ли не с открытия пришлось стать центральным рестораном (центральных ресторанов несколько в городе, они определяются товарооборотом).
Так вот, за счет вечной запары, обучение у нас происходило аврально (в ресторане был всего один тренер, один универсал и весь остальной штат работал в компании порядка месяца). Приходишь в первый день - выдают форму, экскурсия по ресторану, выдают какие-то бумажки. Меня лично во второй день уже поставили на кассу, ибо это были выходные и нужно было работать, т.ч. обучение шло по ходу процесса.
Да, надо понимать - БК это вам не Мак, здесь с вами бегать как с писанной торбой не будут, только лишь из-за того, что у вас не было перерыва. Переработки - здесь нет такого слова, если высокий сезон. У работать с ночи в утро, с утра в день, с дня в вечер и так несколько раз - в порядке вещей. Но без принуждения, само собой.
По поводу обучения - сначала, само собой, кассира обучают на кассу. Там всё просто и понятно. В обязательном порядке нужно знать состав блюд. Так же обучают именно методу активных продаж. Все эти добавочки, соусы, десерты - этому на самом деле обучают. И это правила, если кассир их не проговаривает, его могут наказать. Стандарты компании, все дела.
Так же учат тому, что гость всегда прав. Ну, как прав. Он должен думать, что прав.
После того, как всё проговорили, кассир пишет сертификации. Всего их на момент моего устройства на работу было три - состав блюд, касса и ступени обслуживания. Вроде бы, могу перепутать. Это - теоретическая база, но формально еще должна быть практика. И чисто теоретически до написания сертификаций на кассе стоять нельзя. Но это были майские праздники, так что мне просто во время перерыва дали написать эти бумажки и всё.
Сейчас вроде бы появилась сертификация по приемщику заказов (так я с ним и не столкнулась ни разу) и по напиткам. Это если на кассу.
Кассиром работать в принципе довольно забавно. Очень много людей, отдыхать некогда. Плюс, в компании принята политика активных продаж. Меня это всегда радовало - впаривать что-то, что человек не очень-то хотел, довольно забавно. Этакий квест.
Кроме того, сотрудник в течение месяца что ли должен пройти семинары - в игровой форме рассказывают всякие основы и т.д., да еще и оплачивают это время. Но, у меня как-то так сложилось, что в ресторане на момент моего прихода была запара и отпускать на какие-то семинары кассира никто не хотел, поэтому проходила я их аврально непосредственно перед повышением на тренера, как и почти все.
Чтобы стать тренером (градация простая кассир-инструктор-тренер, но обычно инструктором долго не бывают, сразу идя на тренера) нужно, во-первых. обучиться на кухню (касса+кухня=инструктор). Опять же, есть какие-то стандарты по времени, но наших они никогда не волновали.
Так вот, как устроена кухня. Всё делится на станции.
Станция препорейшн - так я на ней толком и не постояла, но, по факту, там нарезаются овощи (все свежие овощи нарезаются непосредственно в ресторане, кроме салата, само собой), готовятся салаты, соуса, ставится продукция на разморозку и т.д.
Станция фри - фритюрницы и упаковка фри, обычно на неё по умолчанию обучены все кассиры, работающие дольше месяца.
Универсальная жаровня - наггетсы, крылья, котлеты, которые готовятся во фритюре (куриные, рыбные и вегетарианские), грубо говоря, всё фри, что не картошка (некоторые виды специальной картошки тоже готовятся в универсальной). Различия между фритюрница - в температуре жира в них. Сейчас уже точно не вспомню, но что-то порядка 170+-3 и 180+-3. (я не работаю уже два года, поэтому многие числа банально не помню).
Бургерделочные делятся на борты.
Малый борт - маленькие сендвичи, типа стандартных гамбургеров-чизбургеров, маленьких биг кингов, мини-вопперов. Всё, где маленькое мясо.
Специальный борт - всевозможные сэндвичи с не-мясом, куриные, рыбные и т.д.
Большой борт - все большие сендвичи. Рядом с ним, обычно, находится и та самая штука, в которой жарится мясо (на самом деле на открытом огне). Ниеко или Дюк - но это уже технические штуки. На работу с ней тоже обучают.
Специальный и малый борт обычно находятся по одну сторону от phu (там хранится мясо и всякие котлеты), большой - по другую. Поэтому на малый и специальный борт обычно больше нагрузка, т.ч. заказывая маленький бургер, вы имеете больше шансов ждать.
Так же нужно знать все сроки хранения, всю химию (в ресторане используются различные чистящие средства) и т.д. Всего, при переходе в статус инструктора, нужно написать порядка 15 сертификаций. + еще одна на тренера - это уже касаемо обучения, потому что формально основная задача тренера - обучение новых сотрудников.
Но это формально. На самом деле тренер выполняет ту же работу, что в Маке менеджер. У меня подруга работает в Маке, т.ч. я знаю. =) Если ты тренер, то по умолчанию становишься старшим на прилавке или на кухне. И ты должен это всё контролировать. А еще попутно кого-то обучать. Веселая работка.
По поводу кухни - да, повара в основном узбеки. И, что я должна заметить - после работы в БК я стала к ним намного лучше относиться. Это не какие-то кавказцы, в них нет наглости, они просто работают. И в принципе они довольно добрые и милые люди, особенно те, что постарше - обо мне так они и вовсе заботились, потому что я произвожу впечатление ребенка.
Чистота на кухне всегда соблюдается, руки моются и т.п. Это я как человек, работающий в самые запарные моменты, говорю.
После тренера ты можешь стать менеджером. Но лучше не надо. Но можешь.
Менеджер работает на окладе. не почасовой. Строгая пятидневка с тремя видами смен - утро-день-ночь. Самая стремная для меня была дневная смена, ибо это ад. И на самом деле никто никогда не работает строго эти 8 часов, если в ресторане нужна помощь (а она почти всегда нужна) - ты остаешься. С точки зрения стороннего наблюдателя менеджер в основном просто ходит и раздает указания, попутно их контролирую. На самом же деле у манагеров очень широкий спектр обязанностей, но это уже лучше расскажут в каждом конкретном ресторане.
Это самое основное по работе в БК. Есть вопросы - задавайте. Но сразу оговорюсь - хоть это и кромешный ад, но очень веселый, я до сих пор люблю эту работу.