Найти тему
Общество. Человек. Ты

Крестовые походы: Золотой Орёл против Льва. Часть 2. Царство Небесное

Над Сирийской пустыней катилось далекое эхо славной битвы при Монжизаре. Превосходящие силы мусульманской конницы потерпели поражение от 500 рыцарей Иерусалима недалеко от стен великого Иерусалима, Святого Града, в котором хранился Гроб Господень. Нелегко Салах ад-Дин принял это поражение, но возобновлять войну не было возможности: мусульманам-суннитам под его началом необходимо было и дальше объединять Сирию. Он уехал в Египет на два года.

Балдуин IV в маске принимает благословение от иерусалимского патриарха Ираклия Кесарийского
Балдуин IV в маске принимает благословение от иерусалимского патриарха Ираклия Кесарийского

В 1179 году Салах ад-Дин попытался вернуть утраченные позиции, и нанес удар по крестоносным государствам неожиданным нападением со стороны Дамаска. Встав лагерем у крепости Баниас (у истоков Иордана), сирийский и египетский султан послал диверсионные легковооруженные войска грабить поселения вокруг Сидона. Малочисленные подданные иерусалимского короля, обложенные налогами и повинностями крестьяне стали бежать с обжитых земель. Казна государства и феодалов перестала пополняться. Балдуин IV спешно собрал имеющиеся силы, заручился поддержкой магистра Ордена Тамплиеров Одо де Сент-Амана, а также графа Раймунда Триполийского, и отправился в поход против напавших мусульман. Войско растянулось по дороге вдоль побережья Галилейского моря, конница перегнала пехоту. Конные рыцари крестоносцев обрушили удар по возвращающимся из грабительского похода диверсионным силам Салах ад-Дина, и, конечно, разбили их.

Старинная крепость Сидона
Старинная крепость Сидона

Крестоносцы посчитали, что победили основные силы противника, и расслабились. Измученная долгим маршем пехота осталась восстанавливаться на месте, конные рыцари тамплиеров и графа Раймунда поднялись на возвышенность между Мардж-Аюном и рекой Литани (современный Ливан). Здесь на них и напала мощная армия Салах ад-Дина. Крестоносцев застали врасплох и смяли, магистра Ордена Тамплиеров Одо де Сент-Амана ранили и пленили. Больной проказой король Балдуин не мог самостоятельно сесть на коня, а потому подступающие мусульмане могли легко его зарубить, или пленить. Короля спас один из телохранителей. Он вывел Балдуина сквозь бьющихся людей. Король вместе с графом Раймундом Триполийским и оставшимися выжившими скрылись от мусульман в ближайшей крепости Бофор.

Крепость Бофор. Ливан
Крепость Бофор. Ливан

Салах ад-Дин решил воспользоваться бегством королевской армии, чтобы решить еще одну пограничную проблему. Дело в том, что на реке Иордан было мало хороших бродов. Одним из важнейших являлся "Брод Иакова", находившийся на 140 км севернее Иерусалима, и соединявший наезженный тракт между Дамаском и Акрой. По сути, брод являлся связующим звеном мусульманского и христианского миров на Востоке. Еще в 1178 году король Балдуин IV распорядился тайно построить на "Броде Иакова" крепость Шастеле, чтобы перегородить переправу мусульман через Иордан. Крепость до 1179 года еще не успели достроить, там высилась одна башня и 10-метровая стена (по свидетельству современника). Салах ад-Дин решил уничтожить недостроенную крепость, чтобы освободить стратегически важный брод от крестоносного влияния.

Руины крепости Шестале у "Брода Иакова"
Руины крепости Шестале у "Брода Иакова"

23 августа 1179 года войска Салах ад-Дина атаковали недостроенные крепостные стены, предварительно обстреляв защитников крепости из луков, а затем начав осаду. Среди защитников было мало рыцарей и профессиональных воинов, а король Балдуин IV оказался неспособен собрать и вовремя прислать подкрепления из королевства. Мусульманские саперы совершили несколько подкопов под стены замка, сожгли деревянные фундаментные опоры, из-за чего часть стены рухнула. Сирийские воины вторглись внутрь и устроили резню. Согласно христианским хроникам, погибла половина защитников, нескольких рыцарей скинули в колодец, что немедленно отравило там воду. Не погребенные трупы, разбросанные у стен крепости, стали быстро разлагаться на августовской жаре, что немедленно привело к заражениям внутри мусульманского войска. Появились первые признаки вспышек чумы. Салах ад-Дин немедленно увел ослабленные войска, а Балдуин IV с крестоносцами явился слишком поздно на пепелище, усеянное трупами. Теперь оба правителя, оказавшись в "патовой" ситуации, решили пойти на мир.

Вид поля битвы у "Брода Иакова" с места расположения главных ворот замка Шастеле.
Вид поля битвы у "Брода Иакова" с места расположения главных ворот замка Шастеле.

Наступило затишье до 1180 года, пока послы со стороны Иерусалима и Египта не подписали, к возмущению радикальной партии при дворе иерусалимского короля, мирный договор. Король иерусалимский Балдуин IV тяжело болел от проказы, она распространялась по его рукам, лицу, и телу, выжигая внутри последние проблески жизни. Но разум его был еще остер, а сердце оставалось храбрым. Он продолжал вести чуткую и грамотную политику, а потому Иерусалим еще оставался под надежной защитой. Ненадолго, как в итоге показало время. Мир 1180 года между двумя государствами был неустойчивым, но давал нужную обеим сторонам передышку от бесконечных конфликтов.

Балдуин IV играет в шахматы
Балдуин IV играет в шахматы

Представители Ордена Тамплиеров, а также определенные круги аристократии у власти Иерусалима не одобряли подобных соглашений с мусульманами по многим причинам. Во-первых, они считали этот шаг проявлением политической слабости. Во-вторых, перемирие приводило к еще большему усилению врага в Палестине, чего христиане-католики допустить никак не могли. В-третьих, подобный договор лишал крестоносцев возможности устраивать пограничные рейды (разграбления) мирного податного населения ради наживы и расширения феодальных владений. В-четвертых, каждый из высокородных родственников короля желал увеличить свое влияние при дворе путем доблестных походов на мусульман, потому что смерть Балдуина IV неминуемо приближалась. Поэтому некоторые рыцари и феодалы решили действовать самостоятельно против мусульманских поселений, нарушая мир, и уходя из-под власти действующего короля Иерусалима. Балдуин IV поссорился с Ги де Лузиньяном, мужем сестры короля Сибиллы, который изначально считался наследником короны. Наследником теперь становился сын Сибиллы от первого брака - Балдуин V, который был еще крошечным ребенком.

Ги де Лузиньян в исполнении Мартона Чокаша. Фильм "Царство Небесное"
Ги де Лузиньян в исполнении Мартона Чокаша. Фильм "Царство Небесное"

Мусульманское население Ближнего Востока тоже с трудом сдерживало гнев. Христиане по-прежнему контролировали основной путь паломников в Мекку и Медину, ведь все караваны и корабли попадали на Аравийский полуостров через территории королевства Иерусалимского. Высокопоставленные мусульманские владыки при дворе Салах ад-Дина требовали от него решительных действий, подталкивали к завоеванию Иерусалима, и прекращению крестоносной агрессии на Святой Земле.

Паломники молятся в Мекке. Кааба - священное место для мусульман
Паломники молятся в Мекке. Кааба - священное место для мусульман

В августе 1181 года умер приемный сын Салах ад-Дина, по имени ас-Салих из династии Зенгидов (родной сын Нур ад-Дина). Он считался формальным наследником Сирии, и его смерть в 18-летнем возрасте от болезни выглядела неестественной, и очень заинтересовала крестоносцев. Смерть юного номинального господина Сирии еще больше укрепила власть Салах ад-Дина над Сирией и Египтом. Это было грозным предзнаменованием для крестоносцев.

Салах ад-Дин в исполнении Гассана Массуда. "Царство Небесное"
Салах ад-Дин в исполнении Гассана Массуда. "Царство Небесное"

В 1182 году сильный крестоносец, герой многих битв, проведший треть жизни в мусульманской тюрьме Алеппо, феодал, владеющий огромной крепостью Керак на юго-востоке от Иерусалима на границе с Сирийскими владениями, тамплиер по имени Рено де Шатильон, совершил несанкционированное нападение на богатый сирийский караван, который двигался из Дамаска в Аравию. Он не только вырезал мирных купцов и паломников, но и надругался над ними. Это стало прямым нарушением мира, таким трудом добытого Балдуином IV.

Замок и город Керак, владения Рено де Шатильона. Фотография наших дней
Замок и город Керак, владения Рено де Шатильона. Фотография наших дней

Есть версия, что этим ударом отчаянный крестоносец по прозвищу "франкский демон" пытался предотвратить переправку войска Салах ад-Дина на север, в Алеппо, где умер ас-Салих. Что тамплиер пытался подорвать репутацию Салах ад-Дина в мусульманском мире. По-крайней мере, в таком объяснении действий Рено гораздо больше смысла, нежели в том, что он - жаждущий войны безумец. Поступок Рено де Шатильона в Иерусалиме официально признали "политической ошибкой", "недоразумением". Безнаказанность и молчаливая поддержка рыцарства тут же дала о себе знать: Рено де Шатильон снарядил и отправил пиратскую флотилию грабить прибрежные города мусульман Аравийского полуострова и Египта в Красном море. Особенно пираты стали зверствовать во время хаджа, когда мусульманские паломники чаще всего добирались морскими путями до Мекки. Пираты были разбиты мусульманами, двое крестоносных грабителей Шатильона были доставлены в Мекку и публично казнены.

На карте справа от Мертвого моря виднеется Керак. Прибрежные территории находились под контролем европейских флотов и пиратов
На карте справа от Мертвого моря виднеется Керак. Прибрежные территории находились под контролем европейских флотов и пиратов

11 мая 1182 года войска Салах ад-Дина вновь выступили из Египта, чтобы соединиться с сирийским силами. При этом мусульмане вторглись во владения подданных короля Иерусалима близ Монреаля. Всегда при движении любого крупного войска местное население снабжает его всем необходимым, по своей воле или против нее. В итоге все "излишки натурального продукта", идущие на содержание феодальной знати крестоносцев, были изъяты мусульманами. Разумеется, феодалы обратились за защитой к королю Балдуину IV. Его советник Раймунд Триполийский попытался отговорить короля посылать войска к Монреалю и Кераку, потому что это неизменно бы ослабило северные границы королевства, где недавно мусульмане уничтожили строящуюся крепость Шестале на "Броде Иакова". Король не послушался и послал своих рыцарей на юг. Близ замка Бельвуар состоялось небольшое столкновение двух армий, в котором никто не получил тактического преимущества. Но Салах ад-Дин все же смог уйти на север в Сирию, как и планировал, а также в отсутствие рыцарей на северо-востоке королевства мусульманские войска Дамаска под предводительством племянника Салах ад-Дина смогли разорить часть Галилеи вдоль реки Иордан. Иерусалимское королевство слабело на глазах.

Современные руины замка Бельвуар.
Современные руины замка Бельвуар.

Взаимные "уколы" продолжались. Армия Салах ад-Дина попыталась осадить с суши и моря город Бейрут, который находился в вассальной зависимости от Иерусалима. В ответ Балдуин IV нанес удар в нескольких километрах от столицы Сирии Дамаска. Мусульманский лидер решил нанести решающий удар по городу Керак, где заперся Рено де Шатильон, учинивший в прошлом году расправу над враждебными паломниками. Тем более весь исламский мир требовал расправы над "франкским демоном". В момент нападения мусульманского войска на Керак, там находилась единокровная сестра Балдуина IV Изабелла. Король Иерусалимский, который почти ослеп и совсем обессилел от проказы, собрал самое большое войско из когда-либо созданных в крестоносных государствах.

-13

Этот фрагмент, кроме художественных отступлений, прекрасно передан в фильме "Царство Небесное". Правда, этому великому войску не суждено было явить свою силу. Салах ад-Дин избежал сражения и пошел на переговоры, затем отступил от Керака. Балдуин IV, въехав в укрепленный город, наказал Рено де Шатильона за самовольное, и, самое главное - неудачное нападение на мусульман, и посадил его в темницу. Видео ниже (кликните по изображению).

Год спустя, в июле 1184 года, армия Салах ад-Дина повторно осадила Керак, тоже неудачно. Именно эти два похода мусульманского лидера окончательно подорвали силы Иерусалимского королевства. Повторно собирать рыцарей-крестоносцев было сложно: каждый феодал и орден пытались сохранить и удержать собственные феоды. Сам Керак мусульманами захвачен не был, но все окрестные территории Трансиордании были начисто разорены, у местных феодальных сил вообще не осталось податного населения. Это привело к потере огромной доли налогов, что, в свою очередь, лишило наемников платы. Армия серьезно уменьшилась. Слабый полководец Ги де Лузиньян критиковался всеми за нерешительность, как и пленный Рено де Шатильон (да, его наказали не за фанатичное нарушение договора, а за недостаточно активные действия по уничтожению армии Салах ад-Дина).

Мусульманские мирные жители бегут от войск Салах ад-Дина
Мусульманские мирные жители бегут от войск Салах ад-Дина

На карте ниже представлены границы крестоносных государств на момент описываемых событий, а также указаны передвижения войск Рено де Шатильона и Салах ад-Дина. Красной сплошной стрелочкой отображаются не только пограничные нападения Салах ад-Дина, но и подавление мятежей в Сирии, особенно в районе Алеппо и Мосула.

-15

В 1184 году король Балдуин IV уже не мог ходить из-за прогрессирующей болезни. Его сестра Сибилла все больше набирала сторонников, и усиливала свой контроль, ее супруг Ги де Лузиньян, презираемый королем и частью знати, также готовился усилить позиции на будущем троне. Подрастающему наследнику, сыну Сибиллы, Балдуину V, шел только 5-й год от роду, и о самостоятельном правлении в столь суровые времена для государства не могло быть и речи. Партия сторонников мирного сосуществования с мусульманами под предводительством Раймунда Триполийского с тревогой следила за развитием событий. Одно было известно точно: все аристократы Иерусалимского королевства смотрели в будущее, предчувствуя страшные беды из-за династического кризиса. Они решились возобновить мощные союзные договоры с европейскими державами, ощутимо ослабленные после смерти византийского императора Мануила Комнина. С посольством в Европу отправился патриарх Иерусалимский Ираклий Кесарийский.

Патриарх Иерусалимский Ираклий Кесарийский из фильма "Царство Небесное"
Патриарх Иерусалимский Ираклий Кесарийский из фильма "Царство Небесное"

Он объехал все крупнейшие дома феодалов Европы, посетил могущественнейших монархов: Фридриха Барбароссу, императора Священной Римской империи; Филиппа II Августа, французского короля, который начинал усиливать давление на свободолюбивых феодалов своей страны; Генриха II Плантагенета, английского короля, отца Ричарда Львиное Сердце. Все отказались ехать в Святую землю по тем или иным причинам. Важнейшей причиной можно назвать шаткость положения королей того времени в собственных государствах. Феодалы всячески сопротивлялись усилению монархической власти королей, постоянно вели военные действия за сохранение феодального права самоуправления. Если бы европейские короли дали крестоцеловальную клятву о защите Святой Земли, им пришлось бы покинуть территорию своего государства вместе со значительными лояльными силами, и в их отсутствие в странах начались бы гражданские войны за передел королевств. Например, Генрих II постоянно ссорил своих сыновей, требуя от них передачи друг другу крупных наследственных владений. Ричард Львиное Сердце получил от матери Алиеноры герцогство Аквитания, но должен был передать его своему брату Иоанну по велению отца, чего делать не желал, а потому периодически наносил серьезные удары в районе Бретани по владениям братьев. Конфликтов подобного рода в Европе было очень много, а потому мы не будем перегружать нашу историю о судьбе Иерусалимского королевства и сосредоточимся только на ней. Патриарх Ираклий Кесарийский получал отказы, несмотря на обещания подарить спасителю Святой Земли «ключи от храма Гроба Господня, башни Давида и знамени Иерусалимского королевства». Видимо, короли ожидали другого "подарка": иерусалимской короны. Отметим, что Генрих II обещал в будущем отправить Крестовый поход на Восток.

Ричард Львиное Сердце в королевском облачении. Правда, почему-то не на коне.
Ричард Львиное Сердце в королевском облачении. Правда, почему-то не на коне.

В это время в Иерусалимском королевстве Ги де Лузиньян, полагаясь на слабость больного короля, решил действовать самостоятельно. Он форсировал события, сталкивая крестоносцев с мусульманами. Его укрепленный замок стоял в прибрежном городе Аскалон, недалеко от Иерусалима. Оттуда он устроил набег на караван мирных паломников, лояльных действующей в Иерусалиме власти. Раньше многие из убитых им мусульман доносили королевскому двору разведданные о жизни в Сирии, но теперь их мертвые тела усеяли сухую каменистую почву Святой Земли. Данный набег поставил точку в отношениях между двумя мирами.

Ги де Лузиньян и рыцари молятся после устроенной резни над сарацинами
Ги де Лузиньян и рыцари молятся после устроенной резни над сарацинами

В 1185 году король Балдуин IV, отмучившись, скончался. Перед смертью он провозгласил королем 5-летнего мальчика, своего племянника Балдуина V, а регентом при нем - Раймунда Триполийского, который, в свою очередь, опирался на могущественный род баронов де Ибелинов. Видимо, король надеялся, что такой регент сможет создать условия для мирного сосуществования христиан и мусульман на Святой Земле, но слишком могущественной оказалась радикальная оппозиция, желавшая установить полный контроль крестоносных государств над Сирией, Иорданией, Трансиорданией и Египтом. Салах ад-Дин не реагировал на столь важные события в стане врага лишь потому, что вел последнюю войну против своего противника Масуда в городе Мосул. Окончательно сломив сопротивление сепаратистов в своем теперь огромном султанате (Сирия + Египет), он обратил свой взгляд на Запад.

Коронация Балдуина V Иерусалимского, миниатюра XIII века. Мальчика-короля держат на руках.
Коронация Балдуина V Иерусалимского, миниатюра XIII века. Мальчика-короля держат на руках.

Наступил 1186 год. Летом ребенок-король Балдуин V разболелся сильнее обычного, и вскоре умер. Это был сильный удар для всех крестоносцев. Не было ни одного претендента на корону, который бы устраивал всех. На трон претендовала мать умершего короля Сибилла, но женщина не могла самостоятельно управлять государством, а значит ее муж, Ги де Лузиньян, при таком раскладе автоматически становился королем. Против него выступили знатные феодалы, поминая ему нерешительность действий против мусульман и вероломное нападение на караван у Аскалона. Особенно активно против него высказывался регент Раймунд Триполийский. Некоторые (в том числе и Раймунд) склонялись к младшей сестре Сибиллы и Балдуина IV, Изабелле, которая в то время была замужем за Онфруа IV де Тороном, знатным феодалом. Безвластие подпитывало интриги у гробницы умершего ребенка-короля.

Гробница Балдуина V в Храме Гроба Господня в Иерусалиме
Гробница Балдуина V в Храме Гроба Господня в Иерусалиме

Раймунд Триполийский встретил в Иерусалиме Сибиллу, приехавшую из Наблуса. С ней была заключена договоренность, по которой ее коронация была возможна при условии развода с Ги де Лузиньяном, чтобы он не получил королевской власти. В свою очередь, Сибилла после своей коронации могла сама выбрать себе супруга, а значит и нового короля. Нужен был достойный человек, способный сохранить королевство от угрожающего с востока султаната Салах ад-Дина. Но Сибилла, согласившись на эти условия, после коронации тут же объявила своим мужем и королем именно Ги де Лузиньяна. С одной стороны, договора она не нарушила, и выбрала защитника государства. С другой стороны, этот выбор разрушал все устремления партии Раймунда Триполийского заключить "худой мир" с мусульманами и строить "Царство Совести". Ги де Лузиньян был сторонником немедленной кровопролитной войны с Салах ад-Дином до победного конца. Почему Сибилла поступила так? Скорее всего, под давлением могущественных феодалов, родственников, духовно-рыцарских орденов и самого Ги.

Ги де Лузиньян призывает крестоносцев на войну с мусульманами. Кадр из фильма "Царство Небесное". На груди нового короля символ Иерусалимского Креста.
Ги де Лузиньян призывает крестоносцев на войну с мусульманами. Кадр из фильма "Царство Небесное". На груди нового короля символ Иерусалимского Креста.

Раймунд со своими сторонниками, в том числе семьей де Ибелинов, покинул Иерусалим и уехал в Наблус, в надежде уговорить младшую сестру Сибиллы Изабеллу принять корону, сделав королем и ее мужа Онфруа IV де Торона. Такие действия могли привести к разорительной гражданской войне внутри и так ослабевшего государства, а потому Онфруа тут же отказался от предложения, повлияв и на решение жены, а затем поехал в Иерусалим и спешно принял присягу верности Ги де Лузиньяну, как и многие бывшие сторонники Раймунда. Теперь крестоносцы готовились к масштабной войне с мусульманами. Потеряв влияние при дворе, Раймунд покинул двор иерусалимского короля и уехал в свои владения в Триполи. Его друг и соратник Балдуин де Ибелин также решил покинуть королевский двор, отказался от всех феодов и уехал в Антиохию.

Раймунд Триполийский и Сибилла. Кадр из фильма "Царство Небесное"
Раймунд Триполийский и Сибилла. Кадр из фильма "Царство Небесное"

Получил полную свободу в своих действиях "франкский демон" Рено де Шатильон. История его военных походов оставила длинную кровавую дорожку в Святой Земле. Пришло время для новых ударов по мусульманам. В начале 1187 года Рено совершил очередной набег на мусульманский караван, идущий из Каира в Дамаск вдоль границ Иерусалимского королевства. Перебили не только охрану каравана, но и мирных торговцев. Также в караване оказалась родная сестра самого Салаха ад-Дина.

Рено де Шатильон в исполнении Брендана Глисона. Царство Небесное.
Рено де Шатильон в исполнении Брендана Глисона. Царство Небесное.

Это нападение вызвало мощнейший общественный резонанс в Сирии. Салах ад-Дин поклялся перед Аллахом, что расправиться с Рено де Шатильоном, но действовал очень осторожно. Сначала мусульманский лидер послал к Рено делегацию с требованием вернуть всё награбленное добро и невредимую сестру в Дамаск. Рено де Шатильон отказался говорить с посланником султана. Тогда разъяренный Салах ад-Дин потребовал от короля Ги де Лузиньяна выдать Рено, или наказать его исключительно смертной казнью. Король Ги не сделал ни того, ни другого. С одной стороны, действия Рено королю импонировали, с другой - он не мог обладать таким влиянием, чтобы наказывать могущественного воинственного феодала, который пользовался поддержкой Ордена Тамплиеров. Такое положение Ги де Лузиньяна приводило к высокой потере морального духа, и, самое главное, дисциплины в войсках крестоносцев. Салах ад-Дин объявил "джихад" - священную войну против христиан. Начались стремительные военные приготовления.

Войска Салах ад-Дина. Миниатюра из хроники Вильгельма Тирского. 1337 г.
Войска Салах ад-Дина. Миниатюра из хроники Вильгельма Тирского. 1337 г.

В марте 1187 года Салах ад-Дин созвал всех эмиров своего государства на войну в Дамаск. Религиозный характер призыва, решительность полководца, а также редкое единство Сирии и Египта привели к собиранию очень крупных вооруженных сил по меркам своего времени. Вообще, средневековая мусульманская армия была организована существенно лучше, нежели войско крестоносцев. В XII веке основную силу любой армии составляла тяжелая и легкая конница.

-25

Военные действия в мусульманских войсках велись профессионалами. Это были курды из семей потомственных военных (они входили в состав легкой конницы и использовались в качестве элитных лучников). В войско входили свободнорожденные турки, которые, как феодалы в Европе, несли военную службу в пользу эмира или султана за икту - земельное держание, а потому имели хорошее оружие, доспехи, боевых скакунов, и несколько воинов в ополчении. Мусульманская армия традиционно включала в себя мамлюков - боевых рабов из других народов, которых с детства растили, как безжалостных воинов. В состав войска Салах ад-Дина включались воины и ополчение всех завоеванных мусульманских территорий Сирии и Египта. Каждый крупный город давал собственное ополчение - так называемый "ахдат". Было много добровольцев, прибывших бороться за "милость Аллаха" - муттавьях. К Дамаску прибыли арабы-бедуины с Аравийского полуострова, которых использовали в качестве вспомогательной конницы. Сформировалась мощная профессиональная пехота "раджалах" для ведения боя в сложных ландшафтных условиях. У самого Салах ад-Дина были отборные элитные телохранители и доверенные офицеры из числа мамлюков. Их называли "аскари". Они не только берегли своего правителя, но и ведали осадным оборудованием (использовали громоздкие лангоньелы - катапульты, осадные башни), арсеналами и другими важнейшими аспектами ведения войны.

Салах ад-Дин и его воины. Описание иллюстрации ниже.
Салах ад-Дин и его воины. Описание иллюстрации ниже.

В центре иллюстрации выше стоит Салах ад-Дин в своем боевом наряде. На голове у него высокая шапка-калавта желтого цвета. Она очень плотно набивалась льняной ватой, поэтому приобретала жесткую каркасную форму, предохраняющую голову от скользящих ударов. На шапку наброшено белое полотно, предохраняющее голову султана от раскаленного солнца пустыни, ведь белый цвет обладает максимальным светоотражающим эффектом и плохо нагревается. В холодную ночь пустыни ткань помогает согреться. Под полотном и калавтой на голове кольчужный капюшон, под который тоже подшита ткань. Корпус Салах ад-Дина защищает броня под названием казагард. Это подбитая куртка, сверху обшитая прочной шелковой тканью. Под ней очень плотная многослойная или ватная подкладка, за которой находилась тяжелая кольчуга. Под кольчугой, очевидно, был халат, защищавший тело. На ногах брони нет, в руках у султана не косая сабля, привычная для турок, а прямой меч. Вопреки всеобщему мнению, высшая прослойка турецких воинов в Восточном Средиземноморье носили именно прямые мечи, потому что они не только имели рубящий, но и колющий эффект, что необходимо против врага в кольчуге. Справа от Салах ад-Дина элитный всадник гвардии - тавасхи. На нем тяжелая кольчужная броня, усиленная пластинчатыми доспехами на груди, как и у противников-крестоносцев. В руках самое распространенное и лучшее оружие в конной строевой атаке - копье, которым этот воин владел мастерски. В пылу битвы он мог использовать также саблю на поясе, и вести стрельбу из легкого лука прямо с седла. Слева на иллюстрации обычный гвардеец семьи Салах ад-Дина, Айюбидов. На нем легкое вооружение и отсутствуют железные доспехи.

Мусульманские всадники против крестоносцев. Гравюра
Мусульманские всадники против крестоносцев. Гравюра

Лучшая тяжелая конница султана называлась "тавасхия". Они были ударным центром армии, перебрасывались в самые ответственные зоны поля боя, и держались в походе ближе к правителю. Местные всадники (набранные с икт - территориальные силы) назывались аджнад, они были ниже рангом, выполняли основные и вспомогательные маневры. Пехота ценилась в то время низко: на поле боя против конницы у них не было ни шанса. Отличительной чертой, дающей особое преимущество мусульманским войскам перед крестоносцами, была очень четкая иерархия командного состава - все знали, кто кому подчиняется, какие у каждого тактические задачи. Также мусульманская армия использовала все доступные средства связи (голубей, костры, гонцов), что повышало ее реакцию и маневренность. Салах ад-Дин всегда использовал тактический прием газзии - набеги. Массированные атаки в лоб врага почти не использовались. Небольшие отряды элитной тяжелой конницы при поддержке легкой наносили маневренные фланговые атаки, рассеивали противника, ломая строй, а затем преследовали, и рубили убегавших. В случае провала атаки кавалерия резко разворачивалась и обстреливала противника, отступая. Арабы-бедуины проникали в тыл противника и проводили жестокую диверсионную работу, сея хаос и разорение в стане врага. Они устраивали засады, загоняя противника в ущелье, под обрыв или к непроходимому броду. Иногда уничтожали припасы воды и древесины, чтобы измотать противника.

-28

Мусульманские конные войска предпочитали обстреливать противника издалека, раня лошадей, ломая строй, затем производили второй выстрел с близкого расстояния. Из композитного лука на скаку можно было с близкого расстояния пробить любые доспехи и даже щиты. Затем наносился удар копьем, и если первые ряды врага выдерживали стремительную атаку, мусульмане отскакивали назад, снова стреляя, а затем строились второй раз, чтобы повторить вышеописанные действия. Крестоносные конницы поступали также, правда, редко стреляли из лука.

-29

Крестоносная армия к 1187 году представляла собой сложную структуру войск. В Святой Земле родовитых богатых феодалов было значительно меньше, чем в Европе, а значит и выставить нужного количество воинства и брони они могли. Чтобы решить проблему, пришлось снижать требования к получению рыцарского звания (бывало, посвящали даже христианских крестьян), и большинство рыцарей служили с 15 до 60-летнего возраста. Каждый рыцарь получал за службу фьеф - земельное владение от крупного феодала. Кроме феодалов, войска выставлялись городами, церквями, военно-монашескими орденами (особенно тамплиерами - на Святой Земле в ту пору проживало около 300 высокопоставленных рыцарей со множеством вспомогательных отрядов). Так как в опасной ситуации королевство Иерусалим могло обращаться к праву "аррьер бан" - призывать на службу всех без исключения лиц мужского пола - пехоты у крестоносцев было много. Правда, она мало что могла противопоставить мусульманской коннице. Во второй половине XII века крестоносцы не могли собрать хорошую боеспособную армию, поэтому все чаще "покупали верность" наемных войск из Европы. Дополняли их так называемыми "туркополами" - мусульманскими воинами, набранными в крестоносной земле. Таких в Сирии считали предателями и немедленно казнили при встрече. Помогали крестоносцам и армяне, которые в основном выступали в качестве военных инженеров и саперов, и местные племена, например: марониты, традиционно жившие на территории современного Ливана (их использовали, как метких пеших лучников).

-30

Когда королем стал Ги де Лузиньян, Иерусалимское королевство пришло к своему земельному кризису. Король не мог раздавать новые земли за службу феодалам, а полагаться на их клятву и верность было просто глупо. Можно было расплачиваться деньгами из казны, но бесчисленные военные столкновения с войсками Салах ад-Дина разорили казну. Сам Ги не пользовался авторитетом, как харизматическая личность, поэтому Иерусалимское королевство не могло более собрать внушительного войска, как в 1183 году у Керака при Балдуине IV. Структурой управления армией Иерусалима была традиционная система, взятая в Европе. В государстве три высших должностных лица. Сенешаль отвечал за провиант, гарнизоны и укрепления, кроме королевского дворца. Коннетабль проверял готовность рыцарей к войне, а также командовал армией в отсутствие короля. Маршал вербовал наемников, и был заместителем коннетабля.

Христианские рыцари XII века. Описание иллюстрации ниже
Христианские рыцари XII века. Описание иллюстрации ниже

Слева на иллюстрации, под цифрой 1 изображен небогатый, менее знатный рыцарь, чье обмундирование было значительно дешевле. Старомодный шлем с носовой защитой (2) уже не был эффективен, как раньше, без забрала можно было легко получить смертельную рану в лицо. В руках у этого рыцаря массивный щит (3) для пешего боя, возможно, во время осады замка. На рыцарях слева и справа надеты хауберки - кольчужные длинные одеяния, прикрывающие корпус и бедра, и кольчужные капюшоны с подкладкой. Также на обоих воинах надеты кольчужные чулки-наговицы, которые крепились на специальных кожаных подтяжках на поясе. В бою часто отрубали или ранили ноги, поэтому наговицы неплохо защищали, особенно конного воина, но носить их было крайне сложно. Кожаный ремень нещадно натирал спину. Справа изображен состоятельный рыцарь, потому что под хауберком у него надет набивной гамбезон (7), который состоял из простеганной многослойной ткани с наполнением из плотной ваты. Изредка усиливалась металлическими пластинами. Такая защита способствовала более уверенному ведению боя, даже без щита. Также состоятельный рыцарь носит кольчужные рукавицы, которые надевались и снимались очень удобно (5). Шлем с забралом неплохо защищал голову. У обоих в руках мечи, но в бою традиционно пользовались копьями.

-32

Пехоту крестоносцы, в отличие от мусульман, использовали активно. Во-первых, лошадей не хватало, они часто гибли, и стоили дорого. Во-вторых, традиционно пехота прикрывала европейские войска в походе, защищая от неожиданного нападения, давая время на построение и атаку кавалерии. На пересеченной местности использовали построение колоннами, а на поле боя колонны пехоты вставали на расстояния друг от друга, чтобы дать пройти коннице. Пехота стояла впереди, конница изначально держалась позади. Пехота гибла гораздо быстрее, чем конница, но тормозила продвижения противника. Из-за нее христианские армии были медленнее, чем мусульманские. Тактика крестоносцев была не всегда эффективной, потому что носила оборонительный характер. Отбив нападение, христиане редко гнались за отступавшими, а дрогнув, уходили в крепость. Иными словами, старались беречь защитников крепостей и городов. Больших битв избегали, потому что они всегда кончались непредсказуемо. К сожалению, Ги де Лузиньян в 1187 году этого не учел.

Кадр из фильма "Арн"
Кадр из фильма "Арн"

В середине марта 1187 года у Дамаска собиралась армия мусульман. 20 марта аль-Адид, брат Салах ад-Дина, наместник Египта, вышел с большой айюбидской армией из Каира в сторону Сирии. В то же время племянник Салах ад-Дина, Таки ад-Дин, со своими войсками вышел из Алеппо и двинулся в сторону Антиохии. Сам Салах ад-Дин с набранными силами двинулся на юг и взял под контроль дорогу паломников-мусульман, чтобы оттуда нанести удар по укреплениям крестоносцев в Трансиордании. С этого момента началась великая война, которая выльется в завоевание мусульманами Иерусалима, Третьему Крестовому походу, и приведет к закату крестоносных государств в Святой Земле...

-34

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...