Найти тему
Autoassist24

Оставление места ДТП - лишат прав или нет?

Оглавление

Что считать оставлением места ДТП, в каких случаях грозит лишение прав, и что можно сделать для того, чтобы избежать такого наказания? Разбираем на примерах и с комментариями юристов.

Обстоятельства имеют значение

Оставление места ДТП может быть умышленным или неумышленным. К примеру, виновник аварии скрылся с ее места, или экстренно повез в ближайшую больницу сбитого пешехода. Или скрылся – неизвестно, по какой причине - но оставил на стекле задетой им машины записку с извинениями и номером телефона.

Причина не имеет значения, важно одно: водитель оставил место ДТП, и это обязательно будет иметь для него последствия.

Водитель, скрывшийся с места ДТП, но обнаруженный, может в красках описывать причины, заставившие его совершить такое правонарушения. Он будет всеми силами пытаться убедить, что наказания как такового не заслуживает, но к чему это приведет?

Ситуация 1: оставил записку и уехал

Водитель нечаянно зацепил чужую машину на парковке возле подъезда или на стоянке возле ТЦ. Как он может поступить в такой ситуации? Вызовет инспекторов ГИБДД? Вряд ли – вроде бы, пусть и неприятная, но мелочь. Начнет искать владельца поврежденной машины? Тоже вряд ли, особенно если ему нужно срочно ехать по делам.

Скорее всего, он просто оставит на лобовом стекле под «дворником» записку с извинениями и номером своего телефона. Однако и в этом случае факт останется фактом – место происшествия он покинул. За это полагается наказание:

  • административный арест до 15 суток;
  • лишение прав на срок до 1,5 лет.

Могут ли водителя в такой ситуации действительно лишить прав? Юристы сходятся во мнении, что этого, скорее всего, не произойдет. Ведь записка станет доказательством того, что водитель скрылся не умышленно, но, скорее, вынужденно, оставив для связи свой номер. Впрочем, водителю предстоит все это доказывать самому – в суде, без которого в этой ситуации точно не обойдется.

Ситуация 2: повез пострадавшего в больницу

В ПДД указано несколько основных ситуаций, в которых водители имеют полное право оставить место происшествия и не бояться наказания. Вот они:

  • Водитель уехал, но к себе домой или на работу, а на ближайший пост ДПС, чтобы оформить ДТП, имея при себе составленную схему аварии.
  • Участники ДТП на месте все оформили – по европротоколу, и спокойно поехали по своим делам.
  • Участники ДТП оперативно освободили дорогу, но зафиксировали положение своих автомобилей, сделав несколько фотографий или видеозапись.
  • Водитель уехал с места ДТП, чтобы отвезти пострадавшего в результате происшествия в больницу для оказания помощи.

Обратите внимание! Даже если водитель самостоятельно повез пострадавшего в больницу, после этого он обязан вернуться на место происшествия и оформить все как полагается.

Именно в этой ситуации допускается наибольшее количество ошибок, которые становятся для водителей фатальными. Водитель после того, как отвезет пострадавшего в больницу, может по незнанию отправиться домой или на работу, однако из больницу информация о пострадавшем оперативно будет направлена в органы правопорядка. И в этом случае прав его все-таки лишат – во внимание не будет принят даже тот факт, что свои контакты он оставил в медицинском учреждении.

ДТП, в котором есть пострадавшие, оформляется только на месте и только инспекторами ГИБДД.

Случай из практики

Если водитель уехал с места ДТП, но вернулся для его оформления, это не будет считаться оставлением места происшествия, и, соответственно, не повлечет за собой наказания. Это зафиксировано на уровне Верховного суда по итогам одного разбирательства. Дело было так: водитель зацепил машину, стоявшую во дворе жилого дома, и сразу же уехал, а потом вернулся – ровно в тот момент, когда к месту происшествия уже подъедали инспекторы ДТП и приступили к оформлению. Водитель принимал непосредственное участие в процессе оформления, также он поставил свою подпись и на протоколе, и на схеме аварии. Впрочем, дело на него все-таки завели – по факту оставления места ДТП, передали дело в суд, который лишил водителя прав. Водитель с решением не согласился и решил обжаловать его, дойдя до Верховного суда. Верховный суд рассмотрел дело и выяснил: водитель все-таки участвовал в оформлении ДТП, и, соответственно, не скрывался. Суд высшей инстанции отменил предыдущие акты, дело было прекращено, а водитель остался при правах.

Ситуация 3: не уехал, а ушел

Водитель забрал из детского сада заболевшего сына, стремился как можно скорее попасть домой. Подъехав к дому, он увидел, что ворота закрыты, въехать во двор он не может. Недолго думая, водитель попросту снес ворота, проехал и понес ребенка домой. ДТП? ДТП. С места которого водитель фактически скрылся, и именно так все это и оформили инспекторы ГИБДД, передав дело в суд.

Суд, в свою очередь, закрыл дело, так как состав правонарушения отсутствовал. У водителя была веская причина: заболевший ребенок, в подтверждении чего он предоставил медицинскую справку. Кроме того, в суде водитель заявил, что скрываться с места правонарушения не хотел – ведь его машина действительно никуда не делась из двора, она так и оставалась рядом со снесенным забором.

Пример из практики

Водитель вылетел с проезжей части – не справился с управлением. Пассажиров в его машине не было. Автомобиль, выброшенный с дороги, был настолько поврежден, что ехать на нем дальше не было возможности. Дело было глубокой ночью, и водитель, чтобы добраться до дома, вызвал такси, а эвакуатор для транспортировки разбитой машины решил вызвать утром следующего дня. Инспекторы ГИБДД обнаружили машину спустя несколько часов после аварии. На водителя был составлен протокол – как на правонарушителя, который скрылся с места аварии. Дело передали в суд, прав водителя лишили, однако он с таким решением не согласился и подал кассационную жалобу. Кассационный суд обратил внимание на само понятие ДТП, указанное в ПДД. Так, если в ходе происшествия пострадало только транспортное средство, а люди не пострадали, и если третьи лица в результате аварии не понесли ущерб, то эта ситуация не попадает под понятие дорожно-транспортного происшествия.

Ситуация 4: сбил дорожный знак и уехал

Водитель не справился с управлением, и, маневрируя, сбил дорожный знак. Или столб, или забор, или что-то еще, что относится к объектам дорожной инфраструктуры. Если водитель спокойно поедет дальше, это тоже будет считаться оставлением места ДТП, хотя сам водитель может быть уверен в том, что ни в какое ДТП он не попадал в принципе – подумаешь, зацепил дорожный знак!

Уезжать с места ДТП в этом случае юристы категорически не советуют. Они отмечают: и столб, и забор, и знак – все имеет свою цену и находится на балансе какой-нибудь организации. И если эта организация решит обратиться в органы правопорядка (а она, скорее всего, именно так и поступит), то водитель становится нарушителем, покинувшим место ДТП, и его гарантированно ждет лишение прав.

Повезет или нет?

Водителям, воодушевленным примером своего коллеги, который оспорил лишение прав, дойдя до Верховного суда, юристы советуют все-таки не слишком надеяться на счастливый исход – в подобных делах он бывает далеко не всегда.

Самое разумное, что можно сделать при любом ДТП – сразу же вызывать ГИБДД для оформления. Это своего рода гарантия того, что в дальнейшем водителю не придется тратить время, силы и деньги на адвокатов, защищая себя и свои водительские права в суде.

Безусловно, прецедент уже создан, и все суды так или иначе будут на него ориентироваться, занимаясь подобными делами. Но не следует забывать, что это всего лишь прецедент, а он для судов все-таки по большей части рекомендация.

Чем может грозить водителю авария, которую он должным образом не оформил? В первую очередь, крайне пристальным вниманием к транспортному средству со стороны правоохранительных органов. Сотрудник ДПС, если заметит на дороге поврежденный автомобиль, имеет полное право его остановить и проверить водителя, в том числе, задать ему вопросы, откуда повреждения и как машина их получила. Так бывает, если у сотрудника ДПС есть информация о том, что произошло ДТП, и его участник скрылся.

Юристы убеждены: гораздо проще и разумнее несколько часов провести в ожидании ГИБДД, чтобы спокойно оформить происшествие и с чистой совестью поехать по своим делам, чем столкнуться с судебными делами. В отличие от ожидания инспекторов, на это гарантированно уйдет не несколько часов, а несколько месяцев.

Даже если водитель сам сбил бампер на своей машине, паркуясь в своем собственном дворе, он обязан оповестить об этом инспекторов ГИБДД и вызвать их для оформления происшествия.

Но это только формально. На самом деле, в ПДД до сих пор нет более или менее четкого определения, какие из ситуаций попадают под определение ДТП, а какие нет. Здесь разумнее идти по пути наименьшего сопротивления, то есть, считать любое происшествие ДТП, то есть, следовать букве закона. А с остальным пусть разбираются инспекторы ГИБДД. Если у вас остались вопросы, юрист Автоассист24 ответит на них в любое время суток.