Продолжаю серию статей о залах Эрмитажа, сегодня мы добрались до Павильонного зала. Это, пожалуй, одно из самых светлых помещений Зимнего дворца, восхищающее своей роскошью (а как иначе?). Почему-то сам зал привлекает меньше внимания, чем выставленный в нем экспонат - знаменитейшие золотые часы в виде павлина. Сегодня поговорим и о нем, но в основном посмотрим на историю самого зала.
В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений — Павильонный зал, который отличается изяществом, изысканностью и гармонией.
Сложность задачи заключалась в том, что Штакеншнейдеру пришлось создавать зал на месте нескольких помещений, и потому он был связан наличием стен и конструкций первого этажа, которые не менялись. На месте стены, отделявшей зал от бывшего зимнего сада, архитектор поставил двойную колоннаду, опирающуюся на старые конструкции, а вместо стен, отделявших боковые помещения, установил двухколонные портики.
В убранстве тесно переплелись античные, мавританские и ренессансные мотивы. Широкие окна, светлый мрамор с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр наполняют помещение светом и воздухом.
Легкие белоснежные колонны, ажурные золоченные решетки и двухъярусные аркады напоминают интерьеры восточных дворцов. В полукруглой нише расположены овальные медальоны с живописными вставками, а фонтаны-раковины — вариации Бахчисарайского фонтана слез в Крыму.
Декоративные столы украшены мозаичными столешницами работы итальянских мастеров 19 века, на полу — копии мозаики, найденной в окрестностях Рима и изображающей голову медузы Горгоны и фантастические сцены античной мифологии. Убранство дополняют изящные статуи из белого мрамора и золоченной бронзы.
Колоннада разделяет двухсветное помещение на две половины: зал, выходящий на Неву, и большой холл-гостиную перед садом.
Павильонный зал по своему назначению был бальным, но здесь можно было и просто отдохнуть, послушать музыку или просто помечтать у «фонтанов слез».
В Павильоном зале даже в пасмурные дни всегда светло – мраморные колонны, блеск 28-и больших и малых хрустальных люстр, золоченые решетки на галереях. Сейчас почему-то фонтаны всегда выключены, а раньше можно было бесконечно смотреть как «плачут» капельки воды.
В Павильонном зале большая мозаика вмонтирована в пол в той части зала, которая служила холлом перед зимним садом.
Через панорамные окна открывается прекрасный вид на Висячий сад, появившийся при Екатерине II. Напротив же находится самый заметный экспонат в зале - Часы-павлин. Они более двухсот лет находятся в Павильонном зале, и все посетители музея имеют возможность ими полюбоваться. Даже те, кто неоднократно бывал здесь, заходят поприветствовать золотую птицу.
В наши дни это один из самых старых автоматов, который до сих пор работает без изменений. Часы создал английский ювелир и изобретатель Джеймс Кокс в 1788 году. Григорий Потемкин приобрел их для коллекции Екатерины II. По другой версии, «Павлина» приобрела сама Екатерина II в подарок фавориту, заплатив мастерам Джеймсу Коксу и Фридриху Юри огромную по тем временам сумму в 11 000 рублей золотом. Это вполне в духе императрицы, которая любила делать дорогие подарки своим любовникам.
Но, возможно, часы заказал действительно князь Григорий Александрович, а вот оплатила свой подарок сама Екатерина, что тоже соответствует ее характеру и нравам того времени.
В Россию часы доставили в разобранном виде, и собирал их русский умелец Иван Кулибин. В часах работают четыре механизма: один отвечает за ход стрелок, а три других приводят в движение три фигуры: сову, павлина и петуха.
«Павлин» не просто часы, а целая многофигурная композиция, получившая свое название от главного персонажа. Это маленький «кусочек» волшебного сада, все элементы которого выполнены из позолоченного металла и серебра и украшены кусочками хрусталя. Вокруг дуба с искусно выполненными листьями и желудями собрались сова, павлин и петух – эти фигуры приводятся в движение специальными механизмами.
Появились часы в Санкт-Петербурге в 80-х годах 18 века. В то время были в моде механические, движущие, а нередко и поющие фигурки птиц, которыми часто украшали часы. Однако такая большая композиция и сложный механизм, как у «Павлина», уникален. Возможно, в прошлом подобные часы были не единственными, но до нашего времени в рабочем состоянии сохранились только эти.
А вот как работает старинный механизм: первой в движение приводят сову — у нее вращается клетка, звенят колокольчики, сова постукивает лапкой и крутит головой. В это время клетка 12 раз поворачивается вокруг своей оси, а затем останавливается. Механизм совы запускает павлина. Он медленно распускает хвост, а затем поворачивается к зрителям другой стороной и показывает серебристую «изнанку». Раньше птица могла издавать звуки, но со временем элемент, который позволяет это делать, утратили. Последним двигается петух: он встряхивает головой и кричит, а «озвучивает» его маленький примитивный орган.