Ранее в наших статьях мы рассмотрели такие вопросы как:
Давайте кратко резюмируем факторы, которые влияют на образование трещин:
- Качество укладки асфальта
- Интенсивность нагрузок на покрытие
- Климатические условия
- Срок эксплуатации асфальта
- Свойства самого асфальта
Далее мы рассмотрим такие вопросы как:
- От чего зависит и как определяется трещиностойкость асфальта
- Требования к трещиностойкости асфальта
- Как увеличить трещиностойкость асфальта
От чего зависит и как определяется трещиностойкость асфальта
Свойство асфальта, которое характеризует его способность сопротивляться появлению трещин, называется трещиностойкостью. Оно зависит, в первую очередь, от деформативности материала – то есть от его способности сжиматься, изгибаться и растягиваться без разрушения.
Трещиностойкость традиционно оценивается по значению предела прочности асфальта на растяжение при расколе. Процедура его определения описана в ГОСТ 12801-98.
Она выглядит следующим образом:
- Уплотненные в лаборатории цилиндрические образцы асфальта в течение часа выдерживают в ванне со льдом, чтобы довести их температуру до 0°С.
- Затем каждый образец горизонтально устанавливается на нижнюю плиту гидравлического пресса. Его начинают нагружать со скоростью движения верхней плиты 50 мм/мин.
- Фиксируют давление, при котором образец начинает разрушаться, и вычисляют предел прочности на растяжение при расколе Rр по формуле:
Этот показатель очень важен и обязательно учитывается при проектировании дорожных работ. Он также указывается в сертификате качества на асфальт.
В следующем разделе мы подробнее рассмотрим, какие допустимые значения для этого свойства устанавливаются в нормативных документах.
Требования к трещиностойкости асфальта
Допустимые значения предела прочности на растяжение при расколе для асфальта приведены в ГОСТ 9128-2013.
Этот показатель не нормируется для:
- Горячих крупнозернистых смесей
- Горячих пористых и высокопористых смесей
- Холодных смесей
Это обусловлено тем, что пористые и холодные асфальты не используются для строительства покрытий проезжей части. А крупнозернистый асфальт обычно кладется в основание дороги, где трещиностойкость не так важна.
Для горячих плотных и высокоплотных АБС приводятся такие допустимые значения:
Может возникнуть вопрос: зачем для этого показателя приводится еще и верхний предел? Что плохого в очень высокой трещиностойкости?
Дело в том, что слишком высокая деформативность асфальта также имеет свои минусы. Такое покрытие действительно демонстрирует хорошую трещиностойкость в морозы. Но в жару оно будет «плыть» и легко сминаться под колесами транспорта.
Как увеличить трещиностойкость асфальта
Повышение трещиностойкости покрытий остается актуальной проблемой в области дорожного строительства. Отечественные и зарубежные инженеры ищут пути ее решения вот уже несколько десятилетий. И благодаря их исследованиям было получено несколько рабочих способов.
В их числе можно назвать:
- Раздельное приготовление смеси
При изготовлении АБС можно смешивать все компоненты сразу, а можно поэтапно: сначала замешать битум с минеральным порошком, получив асфальтовяжущее вещество, а потом уже к нему добавить щебень и песок. Второй способ обеспечивает более однородное смачивание наполнителя вяжущим. Благодаря этому улучшаются свойства асфальта – в том числе и его трещиностойкость. - Проектирование многощебенистых составов
Это смеси с высоким содержанием щебня (50-70%) и минимальной долей минерального порошка, который придает битуму жесткость. В частности, такой принцип лег в основу производства ЩМА – щебеночно-мастичного асфальтобетона, который сейчас активно применяется для строительства автомагистралей и скоростных дорог. - Использование битумов пониженной вязкости
Такое вяжущее размягчается при более низких температурах и в морозы остается упругим. Получить битум с нужными характеристиками можно, например, путем разжижения вязких материалов (марок БНД 60/90 или БНД 40/60). Но, как мы уже отмечали, в летний период асфальт на его основе может становиться слишком пластичным и податливым. - Использование полимерно-битумного вяжущего (ПБВ)
Это битум, модифицированный добавками полимеров – термоэластопластов и эластомеров. Они улучшают структуру асфальта и снижают его чувствительность к перепадам температур. В результате покрытие сохраняет упругость и деформативность в морозы, а при высоких температурах остается прочным и жестким. - Добавление резиновой крошки из переработанных шин
Принцип работы этой добавки аналогичен описанному выше. Но вкупе с улучшением свойств асфальта такая модификация позволяет подарить новую жизнь старым шинам и снизить нагрузку на экологию. - Внесение ингибиторов старения битума
Вяжущее в составе асфальта со временем теряет свои качества, и даже самая качественная смесь рано или поздно становится подвержена трещинообразованию. Но можно продлить срок службы материала, искусственно замедлив старение битума. Для этого используются добавки технического углерода и эфира канифоли.
Главным минусом большинства этих способов является то, что они повышают стоимость конечного продукта. Поэтому улучшенные АБС используются в основном при строительстве трасс федерального значения и самых загруженных городских дорог.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #трещины на асфальте #свойства асфальта #характеристики асфальта #трещиностойкость асфальта #полезные советы