Citroen-Xsara WRC - полноприводный раллийный автомобиль класса WRC с 2-литровым турбодвигателем, на котором команда Citroen World Rally Team участвовала в Чемпионатах Мира по ралли сезонов 2001-05 гг., а частные команды до 2009 г. Различные раллийные пилоты одержали на Xsara WRC 32 победы на этапах мирового первенства и завоевали 29 вторых и 18 третьих мест. Лидер заводской команды, француз Себастьен Лёб, три года подряд становился чемпионом мира (2004-06). Citroen с этой моделью трижды становился победителем в зачёте марок (2003-05). Xsara WRC является дальнейшем развитием переднеприводной раллийной машины Citroen-Xsara Kit Car, имевшей 2-литровый атмосферный двигатель, и на которой пилоты команды Automobiles Citroen одержали 2 победы на этапах чемпионата мира по ралли в 1999 г. Это были первые победы для Citroen на этапах WRC и одновременно последние в истории турнира победы автомобиля с приводом на одну ось и с двигателем не оснащённым турбонаддувом.
Датой начала работ по проекту Citroen-WRC стало 1 июня 1998 г. – т.е. "двойные шевроны" начали разработку полноприводного турбированного раллийного автомобиля в самый разгар первого для своего кит-кара сезона. Первые слухи об этом просочились в прессу только в марте 1999 г., однако компания никак не прокомментировала эту информацию. Вместо комментариев французы уже 16 апреля выкатили на тестовую трассу первый полноприводный прототип. Однако первые тесты прошли и после этого проект свернули. В концерне PSA заявили, что ни о каком полноприводном раллийном Citroen и речи быть не может, а на тестах Citroen-Xsara Kit Car просто тестировались некоторые элементы от Peugeot-206 WRC. Но после двух сенсационных побед кит-каров в Испании и Франции руководство концерна PSA убедилось в том, что Citroen обладает достаточным потенциалом, чтобы создать автомобиль класса WRC на базе модели Xsara. После получения отмашки от своего высшего руководства команда Citroen разморозила проект, остановленный месяцем раньше, и продолжила разработку прототипа. Уже в мае прототип Xsara WRC, созданный на базе кит-кара, вновь вышел на тесты на юге Франции и на допах ралли Монте-Карло. Тесты прошли без каких-либо проблем вообще! Команда была готова получить омологацию до 1 ноября и заявить машину уже в чемпионате мира 2000 г. Но не тут-то было – в сентябре 1999 г. проект вновь закрывают. Причиной этого стал жесточайший прессинг на руководство PSA со стороны отделения Peugeot Sport. «Львы» первыми создали и выпустили на трассу автомобиль категории WRC, и им наверняка не хотелось заполучить серьезного соперника в лице своих же собратьев по концерну.
Оправившись от такого удара, команда Citroen попросила руководство PSA в качестве компенсации увеличить количество этапов чемпионата мира, на которых в 2000 г. будет выступать кит-кар Xsara. Команда решила переработать существующий автомобиль, чтобы он (в спецификации 2000 г.) оставался лучшим автомобилем категории F2 в мире и попробовать выиграть чемпионат мира в своей группе. К декабрю 1999 г. заводская команда Citroen Sport определилась с предварительной программой своих выступлений на 2000 г. Она должна была состоять из 4-х этапов чемпионата мира, один из которых должен был быть гравийным, что явилось бы проверкой возможностей кит-кара. Механики команды в неофициальных беседах говорили о том, что возможно выступление даже в 6-и этапах чемпионата мира. Однако, уже в первые дни января 2000 г., все перевернулось с ног на голову – FIA подтвердила информацию о том, что команда Citroen примет участие в чемпионате мира 2001 г. и выставит полноприводный автомобиль категории WRC. Многострадальный проект наконец-то получил разрешение руководства. Но это означало, что все силы команды будут брошены на доводку нового автомобиля, а судьба кит-кара была предрешена. Тестовая работа по доводке полноприводного прототипа вновь продолжилась с удвоенной энергией. Парк тестовых машин насчитывал 6 шасси, поэтому гонщики в процессе подготовки могли позволить себе езду на пределе, не боясь иногда переходить за него – за всю историю модели Xsara WRC четыре заводских машины были уничтожены во время тестовых заездов. Однако реальное ралли всегда может выявить те или иные «детские болезни».
На счастье «двойного шеврона» французская Федерация автоспорта FFSA создала новый класс FRC (French Rally Car), в соответствии с требованиями которого Xsara T4 могла выйти на старт асфальтового и гравийного чемпионатов Франции. Прототипов Xsara T4/FRC было построено всего 4. Все машины являлись тестовыми и периодически на них же пилоты команды выступали в гонках. В дальнейшем все они были перестроены в Xsara WRC и именно двум экс-FRC принадлежат первая победа в международном соревновании на асфальте в качестве Xsara WRC (Хесус Пурас одержал победу на этапе Чемпионата Европы по ралли Mediterraneo в марте 2001 г.) и первая победа в качестве Xsara WRC на гравии (Томас Радстрём одержал победу на Ралли Mantta в июне 2002 г.). Но главным фронтом для Xsara WRC был Чемпионат Мира по ралли. Свой первый сезон с новым автомобилем команда провела в 2001 г. – программа выступлений состояла из 4-х этапов: Каталунья, Акрополис, Сан-Ремо и Тур де Корс. Кроме того гонщики команды приняли участие в 3-х европейских ралли - асфальтовых Mediterraneo и ADAC Deutschland, а также гравийном Oliveira do Hospital. Но если европейская часть сезона прошла отлично – в Испании и Германии Хесус Пурас и Филипп Бугальски одержали победы, а в Португалии Томас Радстрём занял 2-е место – то результаты выступления на этапах Чемпионата Мира оказались неоднородными.
Да, автомобиль оказался очень быстрым. Однако надежность оставляла желать лучшего - трижды гонщики команды не заканчивали ралли из-за каких-либо технических проблем. Да и сами экипажи не отличались стабильностью - 2 схода произошли из-за аварий. Тем не менее, в первом же сезоне Xsara WRC принесла своим создателям первую победу на этапе чемпионата мира – её добился Хесус Пурас на ралли Tour de Corse. Но гонкой раньше на ралли Сан-Ремо произошло событие, которое на тот момент стало сенсацией, но тогда еще никто не мог себе представить, к чему оно приведет – 2-е место в абсолюте занял дебютант команды Себастьен Лёб. В 2002 г. Лёб стал основным пилотом команды и в первом же старте нового сезона одержал победу, но из-за спорной пенализации откатился на 2-е место. В конце 2003 г. эльзасец станет вице-чемпионом мира, в 2004-м завоюет свой первый титул, а в 2005-м оформит второе чемпионское звание. В конце сезона 2005 прогремели сразу две сенсации. Во-первых, осенью Citroen Sport представил миру прототип новейшего раллийного автомобиля Citroen-C4 WRC. В сентябре машина вышла на первые тесты, которые провели Филипп Бугальски и Карлос Сайнс. Но через несколько месяцев грянуло «во-вторых»: руководство Citroen Sport объявило о том, что заводская команда по окончании 2005 г. покинет чемпионат мира по ралли.
Автомобиль оснащался рядным 4-цилиндровым двигателем поперечного расположения объёмом 1998 см3 и мощностью 315 л.с. с 4-мя клапанами на цилиндр и турбонагнетателем Garret. Передача мощности осуществлялась на все колёса через 6-ступенчатую секвентальную МКП. Тормоза – дисковые вентилируемые на всех колёсах. Передние диски диаметром 376 мм с 6-поршневыми суппортами, задние - 318 мм с 4-поршневыми суппортами. Рулевое управление реечное с усилителем, подвеска всех колёс независимая со стойками МакФерсон и поперечными рычагами.
Результаты сезона WRC 2004:
Sebastien Loeb - 6 побед и 6 вторых мест на этапах, 1 место среди пилотов.
Citroen-Xsara WRC - 7 побед, 6 вторых и 7 третьих мест на этапах, 1 место среди конструкторов.
Результаты выступлений Citroen-Xsara WRC в сезонах 2001-2009: 32 победы, 29 вторых и 18 третьих мест на этапах, 3 титула среди пилотов (2004-06) и 3 титула среди конструкторов (2003-05).
Масштабная модель данного автомобиля в версии победителя Rallye Monte Carlo вышла в английской журнальной серии "Rally Car Collection". Издатель - Altaya, производитель - IXO. Миниатюра, установленная на подиуме, получилась очень симпатичная и аккуратная, но не без недочётов. Тем не менее мне она очень нравится. Из "плюсов" отмечу: хорошее качество покраски и расшивки кузова; фары и задние фонари из прозрачного пластика; наружные зеркала с отражателями, антенка на крыше и задний спойлер отдельными деталями; окрашенные серебрянкой молдинг и эмблема на рельефной решётке радиатора с чернением, корпус малого воздухозаборника на крыше и рельефные решётки воздуховодов в переднем бампере и на капоте; окантовка всех стёкол чёрным цветом; чёткие надписи, номера и эмблемы; правильные диски колёс со сквозными прорезями и резиновые покрышки с надписью и протектором. Салон с каркасом безопасности, гоночными "ковшами" и запасным колесом выполнен неплохо, а вот донышко очень простенькое. К недочётам могу отнести отлитые заодно с лобовым стеклом "дворники", окрашенные в чёрный цвет.
Замеры штангенциркулем в сравнении с размерами реального автомобиля дали следующие результаты по масштабу: длина-1:43; ширина-1:43; высота-1:43,2; база-1:42,9. Отличный результат!!!
Citroën. Часть I
Citroën. Часть II
Citroën. Часть III
#масштабные модели автомобилей #коллекционирование #история автомобилей #французские автомобили #citroen