Найти в Дзене
Мой мини-гараж

Первый чемпион

Citroen-Xsara WRC - полноприводный раллийный автомобиль класса WRC с 2-литровым турбодвигателем, на котором команда Citroen World Rally Team участвовала в Чемпионатах Мира по ралли сезонов 2001-05 гг., а частные команды до 2009 г. Различные раллийные пилоты одержали на Xsara WRC 32 победы на этапах мирового первенства и завоевали 29 вторых и 18 третьих мест. Лидер заводской команды, француз Себастьен Лёб, три года подряд становился чемпионом мира (2004-06). Citroen с этой моделью трижды становился победителем в зачёте марок (2003-05). Xsara WRC является дальнейшем развитием переднеприводной раллийной машины Citroen-Xsara Kit Car, имевшей 2-литровый атмосферный двигатель, и на которой пилоты команды Automobiles Citroen одержали 2 победы на этапах чемпионата мира по ралли в 1999 г. Это были первые победы для Citroen на этапах WRC и одновременно последние в истории турнира победы автомобиля с приводом на одну ось и с двигателем не оснащённым турбонаддувом. Датой начала работ по проекту Ci
Citroen-Xsara WRC (Loeb, 2004).
Citroen-Xsara WRC (Loeb, 2004).

Citroen-Xsara WRC - полноприводный раллийный автомобиль класса WRC с 2-литровым турбодвигателем, на котором команда Citroen World Rally Team участвовала в Чемпионатах Мира по ралли сезонов 2001-05 гг., а частные команды до 2009 г. Различные раллийные пилоты одержали на Xsara WRC 32 победы на этапах мирового первенства и завоевали 29 вторых и 18 третьих мест. Лидер заводской команды, француз Себастьен Лёб, три года подряд становился чемпионом мира (2004-06). Citroen с этой моделью трижды становился победителем в зачёте марок (2003-05). Xsara WRC является дальнейшем развитием переднеприводной раллийной машины Citroen-Xsara Kit Car, имевшей 2-литровый атмосферный двигатель, и на которой пилоты команды Automobiles Citroen одержали 2 победы на этапах чемпионата мира по ралли в 1999 г. Это были первые победы для Citroen на этапах WRC и одновременно последние в истории турнира победы автомобиля с приводом на одну ось и с двигателем не оснащённым турбонаддувом.

Citroen-Xsara Kit Car (1999).
Citroen-Xsara Kit Car (1999).

Датой начала работ по проекту Citroen-WRC стало 1 июня 1998 г. – т.е. "двойные шевроны" начали разработку полноприводного турбированного раллийного автомобиля в самый разгар первого для своего кит-кара сезона. Первые слухи об этом просочились в прессу только в марте 1999 г., однако компания никак не прокомментировала эту информацию. Вместо комментариев французы уже 16 апреля выкатили на тестовую трассу первый полноприводный прототип. Однако первые тесты прошли и после этого проект свернули. В концерне PSA заявили, что ни о каком полноприводном раллийном Citroen и речи быть не может, а на тестах Citroen-Xsara Kit Car просто тестировались некоторые элементы от Peugeot-206 WRC. Но после двух сенсационных побед кит-каров в Испании и Франции руководство концерна PSA убедилось в том, что Citroen обладает достаточным потенциалом, чтобы создать автомобиль класса WRC на базе модели Xsara. После получения отмашки от своего высшего руководства команда Citroen разморозила проект, остановленный месяцем раньше, и продолжила разработку прототипа. Уже в мае прототип Xsara WRC, созданный на базе кит-кара, вновь вышел на тесты на юге Франции и на допах ралли Монте-Карло. Тесты прошли без каких-либо проблем вообще! Команда была готова получить омологацию до 1 ноября и заявить машину уже в чемпионате мира 2000 г. Но не тут-то было – в сентябре 1999 г. проект вновь закрывают. Причиной этого стал жесточайший прессинг на руководство PSA со стороны отделения Peugeot Sport. «Львы» первыми создали и выпустили на трассу автомобиль категории WRC, и им наверняка не хотелось заполучить серьезного соперника в лице своих же собратьев по концерну.

-3

Оправившись от такого удара, команда Citroen попросила руководство PSA в качестве компенсации увеличить количество этапов чемпионата мира, на которых в 2000 г. будет выступать кит-кар Xsara. Команда решила переработать существующий автомобиль, чтобы он (в спецификации 2000 г.) оставался лучшим автомобилем категории F2 в мире и попробовать выиграть чемпионат мира в своей группе. К декабрю 1999 г. заводская команда Citroen Sport определилась с предварительной программой своих выступлений на 2000 г. Она должна была состоять из 4-х этапов чемпионата мира, один из которых должен был быть гравийным, что явилось бы проверкой возможностей кит-кара. Механики команды в неофициальных беседах говорили о том, что возможно выступление даже в 6-и этапах чемпионата мира. Однако, уже в первые дни января 2000 г., все перевернулось с ног на голову – FIA подтвердила информацию о том, что команда Citroen примет участие в чемпионате мира 2001 г. и выставит полноприводный автомобиль категории WRC. Многострадальный проект наконец-то получил разрешение руководства. Но это означало, что все силы команды будут брошены на доводку нового автомобиля, а судьба кит-кара была предрешена. Тестовая работа по доводке полноприводного прототипа вновь продолжилась с удвоенной энергией. Парк тестовых машин насчитывал 6 шасси, поэтому гонщики в процессе подготовки могли позволить себе езду на пределе, не боясь иногда переходить за него – за всю историю модели Xsara WRC четыре заводских машины были уничтожены во время тестовых заездов. Однако реальное ралли всегда может выявить те или иные «детские болезни».

-4

На счастье «двойного шеврона» французская Федерация автоспорта FFSA создала новый класс FRC (French Rally Car), в соответствии с требованиями которого Xsara T4 могла выйти на старт асфальтового и гравийного чемпионатов Франции. Прототипов Xsara T4/FRC было построено всего 4. Все машины являлись тестовыми и периодически на них же пилоты команды выступали в гонках. В дальнейшем все они были перестроены в Xsara WRC и именно двум экс-FRC принадлежат первая победа в международном соревновании на асфальте в качестве Xsara WRC (Хесус Пурас одержал победу на этапе Чемпионата Европы по ралли Mediterraneo в марте 2001 г.) и первая победа в качестве Xsara WRC на гравии (Томас Радстрём одержал победу на Ралли Mantta в июне 2002 г.). Но главным фронтом для Xsara WRC был Чемпионат Мира по ралли. Свой первый сезон с новым автомобилем команда провела в 2001 г. – программа выступлений состояла из 4-х этапов: Каталунья, Акрополис, Сан-Ремо и Тур де Корс. Кроме того гонщики команды приняли участие в 3-х европейских ралли - асфальтовых Mediterraneo и ADAC Deutschland, а также гравийном Oliveira do Hospital. Но если европейская часть сезона прошла отлично – в Испании и Германии Хесус Пурас и Филипп Бугальски одержали победы, а в Португалии Томас Радстрём занял 2-е место – то результаты выступления на этапах Чемпионата Мира оказались неоднородными.

Citroen-Xsara WRC (2001).
Citroen-Xsara WRC (2001).

Да, автомобиль оказался очень быстрым. Однако надежность оставляла желать лучшего - трижды гонщики команды не заканчивали ралли из-за каких-либо технических проблем. Да и сами экипажи не отличались стабильностью - 2 схода произошли из-за аварий. Тем не менее, в первом же сезоне Xsara WRC принесла своим создателям первую победу на этапе чемпионата мира – её добился Хесус Пурас на ралли Tour de Corse. Но гонкой раньше на ралли Сан-Ремо произошло событие, которое на тот момент стало сенсацией, но тогда еще никто не мог себе представить, к чему оно приведет – 2-е место в абсолюте занял дебютант команды Себастьен Лёб. В 2002 г. Лёб стал основным пилотом команды и в первом же старте нового сезона одержал победу, но из-за спорной пенализации откатился на 2-е место. В конце 2003 г. эльзасец станет вице-чемпионом мира, в 2004-м завоюет свой первый титул, а в 2005-м оформит второе чемпионское звание. В конце сезона 2005 прогремели сразу две сенсации. Во-первых, осенью Citroen Sport представил миру прототип новейшего раллийного автомобиля Citroen-C4 WRC. В сентябре машина вышла на первые тесты, которые провели Филипп Бугальски и Карлос Сайнс. Но через несколько месяцев грянуло «во-вторых»: руководство Citroen Sport объявило о том, что заводская команда по окончании 2005 г. покинет чемпионат мира по ралли.

Daniel Elena и Sebastien Loeb (2004).
Daniel Elena и Sebastien Loeb (2004).

Автомобиль оснащался рядным 4-цилиндровым двигателем поперечного расположения объёмом 1998 см3 и мощностью 315 л.с. с 4-мя клапанами на цилиндр и турбонагнетателем Garret. Передача мощности осуществлялась на все колёса через 6-ступенчатую секвентальную МКП. Тормоза – дисковые вентилируемые на всех колёсах. Передние диски диаметром 376 мм с 6-поршневыми суппортами, задние - 318 мм с 4-поршневыми суппортами. Рулевое управление реечное с усилителем, подвеска всех колёс независимая со стойками МакФерсон и поперечными рычагами.

Результаты сезона WRC 2004:
Sebastien Loeb - 6 побед и 6 вторых мест на этапах, 1 место среди пилотов.
Citroen-Xsara WRC - 7 побед, 6 вторых и 7 третьих мест на этапах, 1 место среди конструкторов.
Результаты выступлений Citroen-Xsara WRC в сезонах 2001-2009: 32 победы, 29 вторых и 18 третьих мест на этапах, 3 титула среди пилотов (2004-06) и 3 титула среди конструкторов (2003-05).
-7

Масштабная модель данного автомобиля в версии победителя Rallye Monte Carlo вышла в английской журнальной серии "Rally Car Collection". Издатель - Altaya, производитель - IXO. Миниатюра, установленная на подиуме, получилась очень симпатичная и аккуратная, но не без недочётов. Тем не менее мне она очень нравится. Из "плюсов" отмечу: хорошее качество покраски и расшивки кузова; фары и задние фонари из прозрачного пластика; наружные зеркала с отражателями, антенка на крыше и задний спойлер отдельными деталями; окрашенные серебрянкой молдинг и эмблема на рельефной решётке радиатора с чернением, корпус малого воздухозаборника на крыше и рельефные решётки воздуховодов в переднем бампере и на капоте; окантовка всех стёкол чёрным цветом; чёткие надписи, номера и эмблемы; правильные диски колёс со сквозными прорезями и резиновые покрышки с надписью и протектором. Салон с каркасом безопасности, гоночными "ковшами" и запасным колесом выполнен неплохо, а вот донышко очень простенькое. К недочётам могу отнести отлитые заодно с лобовым стеклом "дворники", окрашенные в чёрный цвет.

Замеры штангенциркулем в сравнении с размерами реального автомобиля дали следующие результаты по масштабу: длина-1:43; ширина-1:43; высота-1:43,2; база-1:42,9. Отличный результат!!!

Citroën. Часть I

Citroën. Часть II

Citroën. Часть III

#масштабные модели автомобилей #коллекционирование #история автомобилей #французские автомобили #citroen