Найти тему

«Минарет смерти». Первый художественный фильм, снятый в Узбекистане

Оглавление

13 февраля 1924 года правительство Бухарской республики принимает постановление о создании собственного кинопроизводства. Этот день можно считать днем рождения узбекского и таджикского кинематографа.

С чего началось

Молодая бухарская республика, собственной базы не имела. Даже кинотеатров в республике было всего три – по одному в Старой Бухаре, Новой Бухаре и Чарджуе. Но руководство республики было непреклонно и обратилось к российским кинематографистам.

В Москве с российскими кинодеятелями встретился постпред БНСР Абдурахим Юсуф-заде.
«На приеме у полпреда Бухарской народной республики был принят тов. Ефремов и другие сотрудники «Севзапкино». Полпред Бухары … предложил послать в Бухару Производственную экспедицию, которой будет предоставлено исключительное право производства съемок. … в дальнейшем предполагалась создание в Бухаре производственной базы для постановок целого ряда восточных легенд из истории бухарского народа».
Заметка из журнала Кинонеделя 1924 года, №8 1 апреля.

Поскольку предполагалось снимать восточные легенды для первого раза и выбрали легенду о восточной красавице Джамаль.

Сестра Джамаль навещает героиню в после похищения.
Сестра Джамаль навещает героиню в после похищения.

12 апреля 1924 года был официально заключен договор между кинематографистами Ленинграда и правительством Бухарской республики.

Договором было учреждено «Бухаро-русское кинотоварищество», сокращенно - товарищество «Бухкино».

Эмблема товарищества «Бухкино». Лейбл, если выражаться современным языком.
Эмблема товарищества «Бухкино». Лейбл, если выражаться современным языком.

С одной стороны договор заключило «Севзапкино» - Северо-Западное областное управление по делам фотографии и кинематографии (в будущем из этой организации образуется знаменитый «Ленфильм»)

С другой стороны договор был подписан постпредом Бухары в РСФСР Абдурахимом Юсуф-заде.

Абдурахим Юсуф-заде, (1890-1938) – мударрис, младобухарец. назир земледелия БНСР, постпред БНСР в Афганистане, РСФСР.
Абдурахим Юсуф-заде, (1890-1938) – мударрис, младобухарец. назир земледелия БНСР, постпред БНСР в Афганистане, РСФСР.

Как раз в 1924 году в Средней Азии происходили государственные преобразования и Бухара вошла в состав Узбекистана, точнее новообразованной Узбекской ССР. Так что получается, что съемки, начавшиеся осенью 1924 года в Бухарской республике, зимой и весной 1925 года продолжились уже в Узбекистане, новом государстве.

Съемки фильма

В 20-х года кино вышло из младенческого состояния, но еще не приняло современные формы. Поэтому киношники вели деятельность широкого профиля – организовывали прокат, закупку и продажу фильмов, а попутно еще и сами снимали кино. Договором 24 года, помимо поставок в Бухару новых фильмов и предусматривалась постановка целого ряда восточных легенд из истории Бухарского народа.

Первой такой постановкой и стал фильм «Минарет смерти».

Афиша фильма «Минарет смерти» производства кинотоварищества «Бухкино»
Афиша фильма «Минарет смерти» производства кинотоварищества «Бухкино»

Режиссером фильма выступил В. Висковский, кинодеятель с дореволюционным стажем, всего два года как вернувшийся из Америки.

Несмотря на серьезные финансовые трудности фильм снимался с размахом. Бухарцы в счет своего пая в 27500 рублей предоставили традиционные одежды и украшения для актеров, привлекли к съемкам тысячи статистов. И сам руководитель БНСР, легендарный Файзулла Ходжаев, предоставил для съемок свой загородный дом.

Не ударили в грязь лицом и ленинградцы. Только одной кинопленки на фильм ушло 17000 метров, внушительная цифра по тем временам. Что не удалось снять в Бухаре снимали в Ленинграде, в специально построенных декорациях.

Часть эпизодов фильма «Минарет смерти» снималась в Ленинграде, в специально построенных декорациях.
Часть эпизодов фильма «Минарет смерти» снималась в Ленинграде, в специально построенных декорациях.

Как минимум один эпизод фильма снимался в Москве, в Сандуновских банях. (Весьма вероятно именно этот эпизод с купанием наложниц в бассейне и стал одной из причин последующих неприятностей фильма, о чем рассказано ниже)

В лучших традициях еще дореволюционного времени фильм заранее анонсировался в прессе, в газетах публиковались заметки о выезде экспедиции в Бухару, болезнях актеров, небольшие репортажи о съемках отдельных эпизодов в ателье «Севзапкино» уже в Ленинграде.

Один из промо-материалов фильма, опубликованный в российской прессе.
Один из промо-материалов фильма, опубликованный в российской прессе.

Премьера также была обставлена с помпой.

Середина 20-х годов – самый разгар НЭПа. Угар НЭПа, как тогда было принято выражаться. Соответственно фильм получился довольно буржуазный, наполненным восточной экзотикой и рассчитанным на самый невзыскательный вкус. Сюжет прост и незамысловат и вполне соответствует слову «фильма» как тогда было принято обозначать художественные киноленты.

Сюжет фильма

Красавица Джемаль со своей сводной сестрой отправились в поездку из Хивы в Бухару. По пути их захватили разбойники, но наложница главаря разбойников, курбаши, помогла девушкам бежать. В пустыне беглянок нашел настоящий рыцарь пустыни, кочевник Садык и отвозит их назад в Хиву. Но вскоре город захватывает эмир бухарских и наших красавиц в качестве добычи привозят в Бухару. Чтобы определить, кому достанутся девушки эмир объявляет скачки кок-пари (козлодрания). Сын эмира Шахрух, возжелавший томную Джемаль, хвастливо заявляет, что победит в соревновании. Но скачки выигрывает степной рыцарь Садык. Тогда коварный Шахрух попросту похищает Джамаль. Во время сцены объяснения их застает бухарский эмир и тогда сын убивает отца. А в убийстве обвиняет восточную красавицу и теперь ей грозит ужасная гибель – ее должны сбросить с минарета, как совершившую особо ужасное преступление (отсюда и название фильма «Башня смерти»). И вновь в сюжет вмешивается благородный степняк Садык. Который поднимает восстание, берет Бухару штурмом и спасает красавицу.

Романтический эпизод из фильма.
Романтический эпизод из фильма.

Вот, собственно, и все, в лучших традициях немого кино.

Неожиданный поворот.

То ли фильм получился совсем уже буржуазным, то ли вмешалась конкурирующее с «Севзапкино» московское объединение «Госкино» - но против фильма была развернута кампания критики. Фильм даже был запрещен к показу в рабочих кинотеатрах Ленинграда. В прессе развернулась нешуточная полемика по поводу фильма, с крайне критичным к нему отношению.

Вот, например, перепечатка из газеты Кино 1926 №3(123) от 19 января:

В заметке «Горе-Минарет», («Вечерняя газета») секретарь ленинградского совета рабочих кино говорит: «Минарет смерти» — первая советская картина, недопущенная в Ленинграде в рабочие кино. 250 человек, присутствовавших на просмотре, единогласно протестовали против этой картины. Минимальные. художественные достоинства, полное извращение быта Востока, отсутствие какой-бы то ни было идеологии, витиеватость надписей и другие качества «Минарета» заставили комиссию притти к такому небывало-резкому решению».

Рабкор Истрин, с далекого юга, в ташкентской газете «Правда Востока» поддерживает ленинградцев: «Эту фильму легко можно было бы принять за одну из многих буржуазных фильм на конфетно-экзотический сюжет, правда, несколько приправленную соусом из революционизированных надписей. Подумать только, что эта фильма носит название «Первой национальной восточной постановки производства Бухкино». Пожалеем о неудаче Бухкино».

Мы знаем, что нужно учиться на своих ошибках. Мы знаем также, что меньше всего следует допускать крупные ошибки в наших фильмах, предназначенных для Востока. Поэтому не следует замалчивать неуспеха, вернее, провала фильмы Бухкино — «Минарет смерти». Не следует также допускать трескучего рекламирования его коммерческими кино. Такое рекламирование старается сбивать нас с верного пути.

И подобных гневных заметок было множество. Несмотря на то, что старые спецы, которыми и были представлены творческие силы «Севзапкино» и «Бухкино» подпустили в фильм революционной романтики.

Штурм Арка, цитадели Бухары, точнее ворот Арка. Слева видны здание арсенала и медресе Дор уш-Шифо.
Штурм Арка, цитадели Бухары, точнее ворот Арка. Слева видны здание арсенала и медресе Дор уш-Шифо.

Вполне возможно, что особое возмущение пуританствующих критиков вызвала вышеупомянутая сцена в бассейне. И есть косвенные указания, что в прокат фильм выпускался частично в цензурированном виде:

Пометка «Новый экземпляр без вырезок» заставляет предполагать, что часть копий фильма в прокате была цензурирована и из них были вырезаны скандальные сцены.
Пометка «Новый экземпляр без вырезок» заставляет предполагать, что часть копий фильма в прокате была цензурирована и из них были вырезаны скандальные сцены.

Но публике фильм нравился и прокат продолжался. Более того, фильм успешно продавался и за рубеж (это сыграло ключевую роль в судьбе фильма, см. заключительную часть), уже в 1926 году фильм был продан в Финляндию. По непроверенной информацией за рубежом фильм демонстрировался под названием «Пленница гарема».

Несмотря на кампанию критики в советской прессе фильм успешно показывался в СССР до 1928 года.

Реклама фильма в газете за январь 1928 года.
Реклама фильма в газете за январь 1928 года.

Но, увы, в том же 1928 году ГКУ СССР (Главное репертуарное управление) фильм запретило к показу. Такой запрет коснулся не только фильма «Минарет смерти», но и еще 15 столь же легковесных и «непролетарских» фильмов, судя по названиям «Бандитка», «Поединок богов», «Дом ненависти».

Как уже упоминалось – фильм был целиком российский, местное население задействовалось только для снятия массовок. Зато бухарцы представили для фильма роскошный реквизит и оказывали киношникам большую поддержку.

В центре – Алимбек Арабов, выходец из богатого купеческого семейства Бухары, слева Джамилов, сыгравший главную роль, справа Братолюбов, деятель из «Севзапкино».
В центре – Алимбек Арабов, выходец из богатого купеческого семейства Бухары, слева Джамилов, сыгравший главную роль, справа Братолюбов, деятель из «Севзапкино».

Но фильм не канул в безвестность.

Где сейчас фильм?

Выше упоминалось, что копии фильма были проданы за рубеж, в частности, в Финляндию. Вероятно одну из этих копий оцифровали во второй половине нулевых в Германии. Время от времени фильм демонстрируется на закрытых показах в Германии и Узбекистане, в частности такой показ происходил в Ташкенте в апреле 2021 года. Известно, что фильм у отдельных причастных лиц находится на компьютерах, но в открытый доступ пока не попал.

Что означает лишь вопрос времени – рано или поздно кто-то из обладателей оцифрованного фильма выложит его в открытый фильм. И тогда публика сможет оценить «Минарет смерти» по достоинству.

Один из заключительных кадров фильма. Отважный Садык спасает Джамаль. Снято на вершине минарета Калян, Бухара.
Один из заключительных кадров фильма. Отважный Садык спасает Джамаль. Снято на вершине минарета Калян, Бухара.

PS. В процессе работы над публикацией удалось найти скудные сведения о сценаристе, режиссере, актерах и иных причастных к фильму лиц. В публикацию они не включены, чтобы не утяжелять текст. Напишите в комментариях: нужны ли эти сведения, стоит ли их выкладывать отдельной публикацией?

#бухара #узбекистан #фильмы ссср #история кинематографа