(продолжение серии заметок про российскую Арктику)
«Трудно и сложно найти в неизвестности верную дорогу, ещё труднее проторить её и освоить, а освоив – уверенно идти по ней»
Необходимость развития северных и заполярных районов страны и Северного морского пути, хорошо понимали в Советской России.
Это наглядно подтверждается хронологией событий по освоению арктической зоны нашей страны вначале в Советской России, а затем в Советском Союзе.
В 1918 году, хотя в Советской России и началась Гражданская война, Совет народных комиссаров – Правительство Советской России, принял постановление о продолжении финансировании экспедиций по исследованию морей Северного Ледовитого океана.
В 1920 году в нашей стране возобновились так называемые «Карские экспедиции» (читайте мою заметку «Северный морской путь. Наш путь в Арктике». Часть первая).
В том же 1920 году продолжил работу, теперь уже в интересах Советской России, так называемый Комитет Северной водной дороги, созданный в 1919 году по распоряжению тогда Совета Министров Российского правительства в Сибири, возглавляемого адмиралом Александром Колчаком – участником ряда полярных экспедиций в царской России. При этом поясню, что Северной водной дорогой назвали в то время известный ещё с пятнадцатого века Северо-Восточный морской проход, хотя и неосвоенный, но, возможный путь движения судов по арктическим морям с запада на восток. Данному Комитету было поручено заняться вопросами изучения и усовершенствования судовых морских маршрутов в Арктике для организации по ним товарообмена с зарубежными странами и заграничными предпринимателями. В 1933 году Комитет Северной водной дороги был передан в ведение созданного в 1932 году Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть) при Совете Народных Комиссаров СССР.
Весной 1921 года Декретом Советского правительства, подписанного его председателем – Владимиром Ульяновым (Владимиром Лениным), в Архангельске был образован Плавучий морской научно-исследовательский институт (Плавморнии) для изучения Северного Ледовитого океана с его морями и устьями рек, островами и прилегающего к нему побережью Российской Федерации. К институту приписали ряд ледокольных и исследовательских судов, а его научной базой стал географический факультет Московского государственного университета. В июне 1943 года на научной базе этого факультета и Плавморнии, был создан Государственный океанографический научно-исследовательский институт имени Николая Зубова, известного советского океанолога и исследователя Арктики.
В том же 1921 году Плавморнии организовал и первую экспедицию в Баренцево и Карское моря на ледокольном пароходе «Малыгин».
Ледокольный пароход «Малыгин». Его капитан – Степан Карамышев.
В следующем 1922 году в арктическую экспедицию было отправлено двухмачтовое парусное научно-исследовательское судно «Персей».
Парусное научно-исследовательское судно «Персей».
В 1923 году по всему северному побережью и на части арктических островов, были построены и первые полярные станции для обеспечения радиосвязью ледокольных судов и метеорологических наблюдений.
Полярная станция в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа (фотография 1930 года).
В 1924 году по арктическим морям из северных портов Баренцева и Белого морей в устья рек Обь и Енисей, была разрешена проводка советскими ледокольными кораблями иностранных морских грузовых судов для вывоза экспортируемой древесины.
В 1931 году ЦК ВКП (б) направил в Правительство СССР записку с предложением – изменить название «Северо-Восточный морской проход» на «Северный морской путь». Совет народных комиссаров СССР пошёл навстречу этому предложению. Постановление о таком переименовании, подписанное 17 декабря 1932 года, сегодня считается датой рождения современного Северного морского пути.
Летом 1932 года по новому арктическому маршруту, тогда ещё Северо-Восточного морского прохода, на ледоколе «Сибиряков» была отправлена очередная экспедиция под началом полярного исследователя Отто Шмидта, которая успешно прошла предписанный ей маршрут за одну навигацию.
Отто Шмидт (годы жизни 1891-1956). Ледокол «Сибиряков».
Август 1933 года вошёл в мировую историю беспрецедентной операцией по спасению грузопассажирского парохода «Челюскин», капитаном которого был опытный полярник Владимир Воронин, а начальником научной экспедиции на нём, всё тот же Отто Шмидт.
Владимир Воронин (годы жизни 1890-1952).
Отправленный теперь уже по Севморпути из Мурманска на Дальний Восток без сопровождения ледокола, с целью демонстрации возможностей плавания советских не ледокольных судов в Арктике пароход «Челюскин» успешно прошёл большую часть Севморпути, но, в районе Берингова пролива в феврале 1934 года, попал в непроходимое подвижное ледовое поле. Льды Арктики, как говорится, «сделали своё дело». «Челюскин», зажатый и сжатый льдами, потерял ход и получил бортовые пробоины. Экипаж и пассажиры парохода «Челюскин», которых было больше ста человек, а среди них были и дети, срочно покинули терпящее крушение судно и высадились на лёд, а сам пароход, через два часа после получения пробоин, затонул.
Гибель парохода «Челюскин».
В последующие два месяца все, кто был на пароходе «Челюскин» были спасены лётчиками полярной авиации, садившими свои самолёты прямо на лёд рядом с местом гибели парохода «Челюскин». Семь лётчиков, принявших участие в операции по спасению челюскинцев, стали в Советской стране и первыми Героями Советского Союза.
Первые Герои СССР. Анатолий Ляпидевский (годы жизни 1908-1983). Николай Каманин (годы жизни 1908-1982). Михаил Водопьянов (годы жизни 1899-1980). Иван Доронин (годы жизни 1903-1951). Сигизмунд Леваневский (годы жизни 1902-1937). Василий Молоков (годы жизни 1895 -1982). Маврикий Слепнев (годы жизни 1896-1965).
В 1934 году Советское правительство отдельным иностранным торговым судам снова дало временное разрешение на транзитное плавание по Севморпути, при условии их сопровождения советскими ледоколами. Официально же Севморпуть, был открыт для иностранных торговых судов при таких же условиях, только в 1991 году.
В том же 1934 году было создано Главное управление Севморпути («Главсевморпуть»), просуществовавшее до 1964года. В дальнейшем, его функции были возложены на Главное управление мореплавания Министерства морского флота СССР, а в 1971 году, при этом же министерстве была создана Отдельная администрация Севморпути.
В 1934 году ледокол-лёдорез «Фёдор Литке» под управлением капитана Николая Николаева, впервые за одну навигацию всё же прошёл так называемым сквозным плаванием всю трассу Севморпути, но не традиционным, а обратным путём из Владивостока в Мурманск.
Капитан ледокола-лёдореза «Фёдор Литке» Николай Николаев (годы жизни 1897-1952. Его именем назван мыс одного из островов архипелага Земля Франца-Иосифа).
Ледокол-лёдорез «Фёдор Литке».
В Арктике, в интересах обороны северных и дальневосточных территорий Советского Союза, начиная с 1933 года стали вестись секретные экспедиции особого назначения (ЭОН), по проводке военно-морских кораблей с Балтийского флота на Северный и Тихоокеанский флоты. И, если первая из них – ЭОН-1, провела военно-морские корабли только до Мурманска, то уже в 1936 году третья экспедиция особого назначения, осуществила и первую в мире проводку Севморпутём двух эсминцев Балтийского флота на Тихоокеанский флот в сопровождении всё того же ледокола-лёдореза «Фёдор Литке».
Эсминцы «Войков», «Сталин» и сопровождавший их пароход «Анадырь» в проливе Вилькицкого (фотография сделана в сентябре 1936 года с борта ледокола-лёдореза «Фёдор Литке»).
В мае 1937 года на одной из дрейфующих арктических льдин вблизи Северного полюса была оборудована первая в мире полярная станция – СП-1 в состав которой вошли четыре человека. Первую полярную станцию в Арктике возглавил Иван Папанов. Вместе с ним зимовали в арктических льдах и проводили научные исследования геофизик Евгений Фёдоров, гидролог Пётр Ширшов, а обеспечивал радиосвязь Эрнст Кренкель. Кстати сказать. На СП-1 был ещё и пятый участник той экспедиции – беспородный пёс по кличке Весёлый, который прожил на полярной станции весь период её существования. Так Советский Союз стал первой в мире страной, создавшей и долгие годы активно использовавшей полярные станции для научных исследований в Арктике. Кстати сказать. В 2013 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина в знак признания заслуг всех советских и российских полярников, в нашей стране установлен «День Полярника», который ежегодно отмечается 21 мая. Именно 21 мая 1937 года полярный лётчик Михаил Водопьянов посадил свой самолёт АНТ-6 вблизи Северного полюса на льдину, на которой была и оборудована первая в мире полярная станция – СП-1.
Начальник СП-1 Иван Папанов (годы жизни 1894-1986). Палатка Полярной станции СП-1.
Участники дрейфа на СП-1. Евгений Фёдоров (годы жизни 1910-1981). Пётр Ширшов (годы жизни 1905-1953). Эрнст Кренкель (годы жизни 1903-1971).
Красное знамя с профилем Иосифа Сталина, водружённое членами СП-1 на Северном полюсе.
Великая отечественная война на время приостановила научные исследования в Арктике и проходы гражданских судов по Севморпути, но всё это не коснулось экспедиций особого назначения. В 1942 году была успешно осуществлена «ЭОН-18» по обеспечению перехода по трассе Севморпути лидера «Баку» и трёх эсминцев – «Разумный», «Разъяренный», «Ревностный» с Тихоокеанского флота на Северный флот.
Через три года после окончания Великой отечественной войны в 1948 году Севморпутём из портов европейской части страны на реки Сибири были успешно проведены речные торговые суда, а чуть позднее, этим же путём, в дальневосточные порты были проведены и рыболовецкие суда.
В 1949 году была сформирована очередная, самая крупнейшая по составу кораблей и судов экспедиция особого назначения. Её целью была проводка военно-морских кораблей по Севморпути на Дальний Восток. В составе той экспедиции были крейсера «Адмирал Сенявин», «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Лазарев» и «Александр Суворов». Вместе с ними прошли Севморпутём на Тихоокеанский флот десять подводных лодок и столько же тральщиков.
Надо сказать, что секретные экспедиции особого назначения в интересах обороноспособности Советского Союза, аналогичные предыдущим, осуществлялись до 1986 года включительно.
Новая жизнь Севморпути началась в 1970 году, когда на её трассы вышел первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Атомный ледокол «Ленин» во льдах Арктики.
Последующие политические и экономические изменения, произошедшие в конце прошлого века в нашей стране, да и во всём мире тоже, негативно отразились на использование Севморпути. Объём грузовых перевозок к концу двадцатого века по нему сократился почти в четыре раза. Эта ситуация начала постепенно исправляться в лучшую сторону только начиная с 2010 года.
Перспективы дальнейшего возрождения Севморпути связаны сегодня с перевозкой по нему не сколько традиционных грузов – леса, руды, цветных металлов, а главным образом с доставкой в порты не только нашей страны но и в порты ближнего и дальнего зарубежья нефти и газа, добытых в морской зоне Арктике и на её побережье из тех месторождений, которые были отрыты и разработаны в последние десятилетия уже нашего века.
Ныне на Севморпути действуют мощные дизель-электрические и атомные ледоколы. На их замену строятся ещё более современные ледоколы для осуществления круглогодичного плавания в Арктике во льдах толщиной до пяти метров (читайте мою заметку «Российский арктический флот. Вчера и сегодня»).
Ведутся разработки и новых высокоширотных арктических маршрутов, прорабатываются возможности их постоянного использования.
Надо сказать, что Севморпуть успешно конкурирует по экономической и грузовой эффективности по доставке грузов морем с проливом Босфор, Суэцким и Панамским каналами.
В последние годы многие страны мира пытаются оспорить право России на использование Севморпути, сделать его свободным для прохода любых судов, в том числе и военно-морских кораблей всех стран мира. В первую очередь это те государства, которые являются приграничными к России в Арктике – Канада, США, Норвегия и Дания. Одно время пыталась присоединиться к ним Исландия и подключиться в так называемую «Арктическую гонку». В настоящее время более двадцати неарктических государств мира также заявили о своей готовности участвовать в разработке полезных ископаемых в Арктике и свободно вывозить их по арктическим трассам, в том числе и по Севморпути. Среди них Великобритания, Германия, Франция, Финляндия, Швеция, Китай, Япония, Австралия и даже такая далёкая от Арктики страна, как Бразилия. Можно быть уверенным, список таких стран со временем будет только расширяться.
Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 17 декабря 2021 года.
Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.
Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!
Обещаю, вас ждёт много интересного!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!
Продолжение заметок следует!