Молитва седьмая ко Пресвятой Богородице – одна из самых красивых в молитвослове. Прославление Пречистой Девы является важным составляющим на всех богослужениях. Ей посвящаются многие гимнографические тексты в высоком молитвенном стиле, например, т.н. догматики (главные – богородичны) и т.д.
В данной заметке предлагается богословско-филологический комментарий к тексту из последования утренних молитв, ведь, как говорил святитель Феофан Затворник, «все богослужебные песнопения назидательны, глубокомысленны и возвышенны».
Приведем церковнославянский текст молитвы:
Воспева́ю благода́ть Твою́, Влады́чице, молю́ Тя, ум мой облагодати́. Ступа́ти пра́во мя наста́ви, путе́м Христо́вых за́поведей. Бде́ти к пе́сни укрепи́, уны́ния сон отгоня́ющи. Свя́зана плени́цами грехопаде́ний, мольба́ми Твои́ми разреши́, Богоневе́сто. В нощи́ мя и во дни сохраня́й, борю́щих враг избавля́ющи мя. Жизнода́теля Бо́га ро́ждшая, умерщвле́на мя страстьми́ оживи́. Яже Свет невече́рний ро́ждшая, ду́шу мою́ осле́пшую просвети́. О ди́вная Влады́чня пала́то, дом Ду́ха Боже́ственна мене́ сотвори́. Врача́ ро́ждшая, уврачу́й души́ моея́ многоле́тныя стра́сти. Волну́ющася жите́йскою бу́рею, ко стези́ мя покая́ния напра́ви. Изба́ви мя огня́ ве́чнующаго, и че́рвия же зла́го, и та́ртара. Да мя не яви́ши бесо́м ра́дование, и́же мно́гим грехо́м пови́нника. Но́ва сотвори́ мя, обетша́вшаго нечу́вственными, Пренепоро́чная, согреше́нии. Стра́нна му́ки вся́кия покажи́ мя, и всех Влады́ку умоли́. Небе́сная ми улучи́ти весе́лия, со все́ми святы́ми, сподо́би. Пресвята́я Де́во, услы́ши глас непотре́бнаго раба́ Твоего́. Струю́ дава́й мне слеза́м, Пречи́стая, души́ моея́ скве́рну очища́ющи. Стена́ния от се́рдца приношу́ Ти непреста́нно, усе́рдствуй, Влады́чице. Моле́бную слу́жбу мою́ приими́, и Бо́гу благоутро́бному принеси́. Превы́шшая Áнгел, мирска́го мя превы́шша сли́тия сотвори́. Светоно́сная Се́не небе́сная, духо́вную благода́ть во мне напра́ви. Ру́це возде́ю и устне́ к похвале́нию, оскверне́ны скве́рною, Всенепоро́чная. Душетле́нных мя па́костей изба́ви, Христа́ приле́жно умоля́ющи; Ему́же честь и поклоне́ние подоба́ет, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Сама молитва целиком посвящена обращению к Пресвятой Богородице с покаянием, просьбой и мольбой. И эти прошения заставляют человека понять, что молитва к Божией Матери так же важна, как и к Господу Иисусу и к святым. Заступничество Матери перед Сыном (Христа́ приле́жно умоля́ющи) может все изменить. Не зря народная мудрость гласит: «Материнская молитва со дна моря достанет», а молитва Пресвятой Богородицы – тем паче.
Ум мой благодатью напитай
Молящийся обращается к Пречистой Деве Богородице с воспеванием славы Воспева́ю благода́ть Твою́, Влады́чице и просит, молит Ее ум мой облагодати́. Благодать дается человеку Богом для возможности преображения, и в этом случае она становится внутренней духовной силой человека, и он становится способным к духовному возрастанию. Само слово благода́ть означает «ниспосланная свыше спасительная помощь, сила». У этого слова есть и значение «милость, доброта». В этом прошении человек просит о ниспослании помощи и силы уму, чтобы всегда думать о милости и доброте к окружающим людям, ибо самостоятельные человеческие силы без божественных не могут привести к конечной цели – обожению человека. И в других местах этой же молитвы молящийся снова и снова просит Богородицу:
- Светоно́сная Се́не небе́сная, духо́вную благода́ть во мне напра́ви, что означает «Светоносный Небесный Покров, наполни меня духовной благодатью».
- ду́шу мою́ осле́пшую просвети́ – душа человека ослеплена беспрерывными грехами. Человек просит просвети́, чтобы встать на верный путь и, как уже писалось об этом выше, иметь возможность для обожения.
- дом Ду́ха Боже́ственна мене́ сотвори́ – здесь молящийся обращается к Пречистой Деве, Той, что стала «дивным Чертогом Владыки», чтобы и ему стать «храмом Божественного Духа», как и сказал апостол об этом: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога (1Кор. 6:19).
Наставь на правильный путь
В этом прошении верующий просит, чтобы Пресвятая Богородица наставила на правильный путь словами ступа́ти пра́во мя наста́ви. Слово пра́во означает «правильный» или «верный». То есть человек обращается со словами: «Наставь на правильный путь, помоги идти верным путем».
И далее проясняется, что это за путь. Это путь заповедей Христовых (путе́м Христо́вых за́поведей). В Писании также сказано: Кто держится заповедей, тот приносит жертву спасения (Сир. 35:1). Сам Спаситель, как сообщает евангелист, в Нагорной проповеди сказал: Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13-14). Путь следования за Христом, если хранить и соблюдать заповеди Его, крайне узкий, то есть сложный, тогда как, наоборот, путь без Бога пространен и легок, как сказано в одной пословице: «Без Бога – широка дорога».
И в другом месте молитвы говорится, что это за правильный путь: ко стези́ мя покая́ния напра́ви. То есть «направь меня на путь покаяния». Осознание своих грехов, борьба с ними является неотъемлемой составляющей в жизни христианина. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление – новая жизнь».
Освободи, Богоневеста
Говоря свя́зана плени́цами грехопаде́ний, человек осознает, что находится в порабощении грехов. Буквально слово плени1ца означает «то, чем связывают», «узы», «оковы». Иными словами, величайшее творение связано узами, оковами, то есть грехами и освободить от них может Пресвятая Богородица своими «молитвами», «молениями» как уже упоминалось выше к Сыну Иисусу Христу (мольба́ми Твои́ми разреши́, Богоневе́сто). Ведь Сама Пречистая Дева не согрешила в Своей жизни ни разу и к кому, как не к Ней, обращаться с молитвой об избавлении, освобождении от грехопадений.
Сохраняй меня от нападений врагов
Человечество постоянно терзаемо врагами, то есть бесами, потому что слово враг отражает обобщенный образ и означает именно диавола и его слуг. Они не знают усталости и постоянно пытаются погубить творение Божие.
И в молитве к Пречистой Деве говорится об сохранении от бесов и днем, и ночью, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8). Если днем понятно, как происходит нападение бесов, ночью это происходит несколько иначе, а именно в сновидениях, как сказано в премудростях Иисуса сына Сирахова: Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению (Сир. 35:7).
Избавь, о Мати
Чаще других повторяется в разных частях молитвы ко Пресвятой Богородице просьба об избавлении.
Ниже приводится список прошений с избавлением от:
1. огня́ ве́чнующаго – Церковь учит, что в конце времен после Страшного Суда человек будет определен на вечное пребывание, как сказано самим Господом в Евангелии: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:33), Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41;46).
2. че́рвия же зла́го, и та́ртара – в Евангелии находится подтверждение слов молитвы, что грешники пойдут в муку вечную, где червь их не умирает (Мк. 9:47). Слово та́ртар – от греческого τάρταρος, означает «бездна», «неизмеримая пропасть». В Писании сказано: это пропасть, которая находится между раем и адом, так что хотящие перейти на другую сторону не могут этого сделать (Лк 16:26). Кроме того, речь идет о месте вечного холода. Святитель Кирилл Александрийский говорит: «Ужасаюсь тартара, не имеющего в себе теплоты».
3. му́ки вся́кия – в данном фрагменте молящийся просит об избавлении «от всякого страдания», ведь испытывает различные страдания – физических, душевных и духовных.
4. душетле́нных па́костей – «от всего растлевающего душу». Буквально слово пaкость означает «зло», «вред», «ущерб», другое значение – «мерзость», «нечистота». Молящийся просит об избавлении от мерзости, зла и вреда, которые могут нанести ущерб душе и, таким образом, оставить ее беззащитной.
Заканчивается молитва традиционным обращением к Богу: Ему́же честь и поклоне́ние подоба́ет, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Спасителю воздается честь и поклонение во все времена, что подчеркивает слово ами́нь, что означает истинно так.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #вина #чувство вины #вещь #русский язык
Текст подготовил Иван Старунов.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»