Медвежьи патрули появились в русской Арктике 15 лет назад, чтобы предотвращать конфликты между белым медведем и человеком. Координатор проектов WWF России в Ненецком автономном округе Сергей Уваров рассказал GoArctic, чего достигла волонтерская программа, почему медведи все чаще заходят в полярные поселки и о чем должны задуматься компании и структуры, ведущие работы в Арктике.
Циркумполярная проблема
Первый медвежий патруль появился на Чукотке 15 лет назад. Ледовая обстановка начала меняться так стремительно, что животному миру пришлось адаптироваться под новые условия. Медведи, которые большую часть жизни проводили на льду, охотятся вдоль припаев, трещин, лунок, теперь вынуждены жить на суше.
– Рядом с чукотским поселком Рыркайпий стали возникать лежбища моржей, а белые медведи вели на них охоту и попутно заходили в поселок. Он для медведей оказался новым интересным местом, а люди – непонятными созданиями, – рассказывает Сергей. – Это стало проблемой. Медведи и раньше заходили в поселок, но значительно реже. А мы пониманием, чем чаще происходят встречи с человеком, тем выше вероятность трагического исхода как для человека, так и для медведя. Так у WWF родилась идея помочь поселку Рыркайпий, а впоследствии и другим населенным пунктам. В итоге появился добровольческий проект «Медвежий патруль», чтобы обученные люди выпроваживали медведей из населенных пунктов.
Сегодня медвежьи патрули работают на Чукотке, в Якутии и НАО. Добровольцев обучают эксперты, включая профессиональных спасателей. При подготовке медвежьих патрулей разбираются реальные случаи встреч с белым медведем, отрабатываются алгоритмы при встрече. Затем непосредственно в населенном пункте медвежий патруль отрабатывает различные сценарии на местности. Каждый заход медведя фиксируют, чтобы потом эту ситуацию проанализировать для дальнейшей работы. Со своей стороны WWF России предоставляет волонтерам амуницию, технику, средства защиты и отпугивания, топливо.
– Сейчас мы работаем по всей Арктике. Спустя 15 лет видим, что таких поселков становится больше, потому что ледовая обстановка повсеместно бьет рекорды и дает аномалии. В этом году были случаи выхода медведя к человеку в ЯНАО и на Таймыре. К сожалению, проблема перестала быть локальной и стала циркумполярной, – объясняет Уваров.
Главная причина для всех арктических регионов одна – глобальное изменение климата. В результате медвежьи патрули борются с последствиями этих изменений. На втором месте – неправильное обращение с отходами.
По словам Уварова, медведи в поисках новых источников пищи иногда ведут себя нетипично. В этом сентябре в НАО белый медведь ушел вглубь материка на 26 км и пришел в стойбище оленеводов.
– Медведь задрал двух оленей из ездовой упряжки. В это время вся семья оленеводов с детьми находилась в чуме и только он отделял их от медведя. Благо, оленеводы связались с медвежьим патрулем в Амдерме. Бригада оперативно выехала и отогнала животное, увезла останки оленей в сторону, чтобы медведь не вернулся на прежнее место, – рассказывает Сергей. – Бригада также передала оленеводам средства для отпугивания медведей. Эта ситуация показывает, насколько эффективна система добровольцев, которые заинтересованы, чтобы не пострадали ни люди, ни медведи. Нужно понимать, что если бы оленевод застрелил медведя, то это было бы преступлением по нормам Уголовного кодекса РФ, с точки зрения морали он бы уничтожил редкое и удивительное животное, которое находится под охраной. Могло быть так, что медведь не остановился бы на оленях, и мы получили бы страшную трагедию.
Город-призрак
Если на Чукотке впервые за долгое время лед был даже летом, то в НАО он ушел в начале апреля и встал только в ноябре. В результате 2021 год принес Амдерме рекорд – 15 заходов медведей. В августе на берег выбросило тело моржа и кормиться пришли сразу 10 медведей.
Особенность Амдермы в том, что раньше здесь проживало до 15 000 человек, а сейчас живут 250. На площади более 80 кв. км осталось множество пустующих строений, зданий. Осталась все та же миграционная тропа белых медведей, пролегающая через Амдерму. Поэтому здесь создана беспрецедентная система обеспечения безопасности.
– В Амдерме есть дети, старики, которые не смогут по объективным причинам быстро среагировать в случае опасности. Есть объекты, которые нуждаются в обеспечении безопасности, в частности, школа и детский сад. Мы проработали проект и создали систему барьерной защиты, – рассказывает Сергей.
В этом году в Амдерме установили систему освещения, чтобы предупредить местных жителей о том, что белый медведь зашел в поселок и избежать столкновения с хищником. Это особенно актуально в связи с полярной ночью. В местной школе-саду мы установили систему видеонаблюдения, чтобы учителя и школьники могли убедиться в отсутствии медведя перед выходом из здания.
Сейчас обеспокоенность экспертов вызывает периметральное ограждение вокруг школы – недостаточно высокое. Но власти НАО заверили, что при капремонте это здание оснастят новым забором. Пока что WWF России подарило школе снегоуборочную машину, чтобы снег не скапливался у забора и не служил медведям ступенькой на пути в школу.
– Находясь в периметре школы, человек сможет чувствовать себя в безопасности, но забор вокруг всего поселка мы сделать не можем. Однако в наших силах создать систему оповещения, – рассказывает Сергей. – Наш эксперт предложил использовать опыт шахтеров, когда в разветвленной системе шахт устанавливают светозвуковые сигнализаторы. Эти датчики установили по столбам линий электропередач, обеспечили питание, вывели кнопку.
Систему установили буквально месяц назад. Местные жители получили инструктаж, как реагировать на эти сигналы и какие меры безопасности принимать. Уже после установки в Амдерму заходил взрослый белый медведь, который бродил рядом с детсадом. Пока патрульные отгоняли зверя, светозвуковые сигнализаторы продолжали работать.
Тем не менее, работу медвежьих патрулей в НАО нужно усовершенствовать. Сентябрьский инцидент с белым медведем в стойбище оленеводов указал на «белое пятно» – нет подходящей техники, чтобы уехать вглубь материка без повреждений уязвимого почвенно-растительного покрова тундры. Для этого нужны специальные шины низкого давления. Поэтому сейчас Баренц-отделение WWF России запустило новогодний краудфандинговый сбор, чтобы закупить мотовездеход «Сокол Трофи». На нем медвежий патруль сможет проехать без вреда для тундры.
Кто, если не я
Для жителей отдаленных арктических поселков свойственно так называемое островное мышление. На большой земле им довольно дискомфортно, но в своих привычных пейзажах они чувствуют себя востребованными, ведь на Крайнем Севере, особенно в малонаселенных поселках, у каждого своя роль. Медвежий патруль органично вписывается в эту концепцию. За свой рискованный труд добровольцы не получают вознаграждения, но готовы раз за разом отвечать на звонки земляков, чтобы оперативно ехать на помощь. В одной лишь Усть-Каре их помощь этим летом требовалась ежедневно, потому рядом поселился любопытный медведь.
– Все поселки разные, не могу сказать, что есть единая формула. В Усть-Каре живут ненцы, коренной народ Севера. У них свое восприятие мира и эту землю они воспринимают как землю своих предков. Поселок Амдерма совсем иной: у населения крепка связь с большой землей, откуда они или их родители приехали когда-то, окутанные романтикой покорения Севера. Но здесь Арктика взрастила в них чувство собственной пользы, важности, нужности. И в итоге все эти люди понимают – кто, если не они? Людей на Севере не так много, мы все друг друга знаем, друг от друга зависим и друг другу помогаем. В этой взаимовыручке сила, – делится Сергей.
Для каждого населенного пункта проект «Медвежий патруль» разрабатывает отдельные решения. Если в Амдерме потребовалась целая система оповещения, то на Чукотке пришлось искать решение проблемы с телами выброшенных на берег морских млекопитающих. В результате туда закупили трактор, чтобы он собирал туши моржей и вывозил их подальше от поселков Ванкарем и Рыркайпий.
На Таймыре и в ЯНАО, где происходили встречи с белым медведем, патрули еще не созданы. Но если от местного сообщества поступит запрос и будут волонтеры, то WWF России окажет им необходимую помощь.
Ответственность за безопасность
Уваров уверен, что все хозяйствующие субъекты в Арктике должны понимать масштаб рисков для своих подчиненных и влияние антропогенного фактора на местные экосистемы.
В первую очередь, это касается вахтовых городков, которые сегодня создаются, в том числе в ареале обитания белых медведей.
– Я считаю, крупный бизнес должен отдавать себе отчет, что нужно обеспечить безопасность их сотрудников. Исходя из этого, нужно учитывать набор факторов: ограждение вахтового поселка, сортировка и уничтожение мусора, чтобы свалки не привлекали белых медведей. В интернете есть видео, когда медведи десятками ходят по таким свалкам, потому что появился искусственно созданный источник пищи, – объясняет он.
Если с частными компаниями диалог еще возможен, то куда сложнее дело обстоит с военными. Всего три года назад медведи принесли мировую известность военному поселку Белушья губа на Новой земле. Отсутствие системы обращения с отходами привело к тому, что хищники обосновались на поселковой свалке.
– Это происходит и сейчас, в соцсетях есть свежие видео, где десятки белых медведей ходят на свалки. Это системная проблема, но Минобороны – закрытая государственная структура. Наверное, должна быть воля руководителей министерства и нашей страны, чтобы в этой структуре появился стандарт по складированию, сортировке и утилизации мусора. Это решение должно принять государство на высшем уровне, – выражает надежду Сергей.
Он отмечает, что системный подход должен быть и при создании социальных объектов. К примеру, новых школ, детских садов в арктических регионах. Чтобы уже на стадии проектирования были учтены не только антитеррористические меры, но и меры против проникновения животных, системы видеонаблюдения и освещения.
– Сейчас мы боремся с последствиями хозяйственной деятельности СССР в Арктике – брошенные здания, разрушенные базы, металлолом. Зачем создавать проблемы нашим будущим поколениям? Они не должны нести ответственность за наши неверные решения, – говорит Сергей Уваров. – Человек уходит жить все дальше и дальше на Север, к той же на Земле Франца-Иосифа. Поэтому сейчас нужно создавать все условия для грамотного присутствия человека в Арктике.
***
Анжела Коляда, специально для GoArctic
От редакции: Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции. Министерство Обороны РФ обеспечивает коммунальные услуги на территории своих объектов. Обеспечение достойного санитарного состояния улиц, эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами, своевременный вывоз мусора и его обезвреживание и переработка является первоочередной задачей военных коммунальщиков и одной из основных целей национального проекта «Экология». ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно- коммунального хозяйства.
Основной целью деятельности ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе:
– забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям;
– удаление и очистка сточных вод, отходов;
– сбор, обработка и утилизация отходов.