В Минприроды России (МПР) прошло заседание секции экспертов по снежному барсу. Итогом московского мероприятия с участием многочисленных специалистов, в числе которых были директор Саяно-Шушенского заповедника Геннадий Киселев (Красноярский край) и директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий, стало предложение разработать программу восстановления снежного барса (ирбиса).
Как сообщает пресс-служба МПР, документ направлен на реализацию мероприятий по пополнению существующих группировок ирбиса на территории России и основывается на Стратегии сохранения снежного барса в Российской Федерации.
Эксперты заострили внимание на способах получения родительского поголовья для будущего Центра разведения, реабилитации и реинтродукции снежного барса. Его создание будет запланировано программой восстановления снежного барса.
На сегодня существует три варианта получения особей снежных барсов для разведения в Центре.
Первый подразумевает завоз нескольких животных из Монголии в случае достижения необходимых договорённостей между двумя странами.
Второй направлен на получение ирбисов, пригодных для разведения, от российских зоопарков.
Третий предполагает отлов животных в дикой природе на территории России, однако он является наименее вероятным, поскольку на сегодня численность снежного барса в стране крайне мала и, по оценкам экспертов, составляет около 90 особей. Особо экспертами была отмечена недопустимость отлова ирбисов на территории национального парка «Сайлюгемский» (Республика Алтай).
- Стоит отметить, что оценку численности российской группировки снежного барса как в 2002 году, так и сегодня, осуществляют специалисты фонда дикой природы и Академии наук, которые сейчас считают вопрос о создании Центра не проработанным, и говорят, что начинать такую большую работу для улучшения состояния группировки ирбиса только одного «Саяно-Шушенского» заповедника не имеет смысла, о других территориях, куда можно выпустить снежного барса, у экспертов пока нет понимания, - говорится в сообщении Саяно-Шушенского заповедника.
С мнением экспертов не согласился директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий.
Он отметил большую и продуктивную работу заповедника «Саяно-Шушенский» в части восстановления группировки ирбиса, которая была практически потеряна и без оперативных мер исчезла бы последняя особь.
— Совершенно непонятно противостояние созданию Центра разведения, реабилитации и реинтродукции. Территории для выпуска снежного барса есть – на сегодняшний день в заказнике «Позарым» им. В.М. Зимина численность сибирского горного козла, который является основой кормовой базы ирбиса, составляет 450 особей. Работу Центра необходимо начинать для сохранения снежного барса в Алтае-Саянском экорегионе, – сказал на заседании Непомнящий.
Ранее Геннадий Киселев заявил, что на сегодня общая численность ирбиса в Саяно-Шушенском заповеднике составляет 6 особей. Однако, для дальнейшего развития группировки, необходимо продолжение восстановительной работы.
Напомним, что заказник «Позарым» создан в Таштыпском районе Хакасии 10 лет назад как раз для сохранения и восстановления популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Хакасии, в том числе сибирского горного козла, северного оленя лесного подвида, кабарги, снежного барса, манула, а также среды их обитания.
Если с горным козлом или козерогом картина более или менее ясная, его регулярно фиксируют установленные в заказнике фотоловушки, то с ирбисом не все так просто.
За 10 лет существования заказника, даже при богатой численности козерога, ни одного снежного барса на «Позарыме» зафиксировано не было. Иначе бы это стало бомбой не только в информационном поле Хакасии, но и всей России.
Конечно, это не значит, что ирбис не заходит на эту трансграничную территорию. Просто отследить его передвижение не получается. Как об этом писала в 2019 году газета «Шанс», это еще не значит, что кота нет, если мы его не видим.
Ирбис Шредингера: как в Красноярском крае пытаются восстановить популяцию снежного барса
Отсюда понятным становится желание заповедника «Хакасский» заполучить снежного барса на подведомственную территории любой ценой.
Во-первых, наличие ирбиса на особо-охраняемой территории (ООПТ) в Хакасии привлечет в природоохранные организации колоссальные деньги. Что мы на сегодня наблюдаем на примере Саяно-Шушенского заповедника, который использует гранты и прочие формы финансовой поддержки на сохранение и изучение редкой кошки.
Не хотелось бы переходить на персоналии, тем не менее, напомним, что директор по развитию и заповедника Саяно-Шушенский, и «Хакасский» является председатель ХРО Русского географического общества Ирина Санникова. А она за многие годы работы в природоохранной сфере смогла привлечь на защиту снежного барса в Саяно-Шушенском заповеднике миллионы рублей.
- Так, в 2012 году СШ заповедник и Русское географическое общество (РГО) подписали договор по изучению диких кошек Южной Сибири – рыси, ирбиса и манула. Сумма составила 5,5 миллиона рублей. К 2013 году проект планировалось закончить.Между тем, «Пятый канал» (информационный партнер проекта) в репортаже 2012 года рассказал, что «на спасение барсов и других редких кошек в год тратят около 20 миллионов рублей». Спонсорские деньги идут на покупку научного оборудования, организацию экспедиций и помощь администрации заповедника, которой «катастрофически» не хватает бюджетных средств.
Ну, то есть где барс, там и деньги, вы понимаете, - писала газета «Шанс».
Во-вторых, ставшая за многие годы для заповедника «священной коровой» отшельница Аагафья Лыкова, увы, не вечна. А заменить ее на сегодня просто некем. Открытие новых туристических маршрутов в ООПТ не сравнится ни с раскрученным на весь мир именем Лыковой, ни с лестницей в Красноярском крае, которая теперь конкурента с лестницей в «Оглахты».
Хотя бы Центр реинтродукции снежного барса на «Позарыме» смог бы вывести Хакасии на новый уровень признания. Все-таки второй в России Центр лошади Пржевальского — это немного не то, чего хотелось бы на самом деле, будем честны.
В-третьих, наличие в регионе хотя бы пары ирбисов наконец-то оправдало бы присутствие крылатого снежного барса на гербе Хакасии.
В любом случае, заявка понятна и желание тоже. Как долго федеральный центр будет думать над предложением из Хакасии и сможет ли регион выбить себе любой ценой ирбиса, остается интригой.
Справка
Снежный барс (Panthera uncia) – одно из самых недостаточно изученных животных в мире. Во всех странах ареала - Афганистане, Бутане, Индии, Казахстане, Кыргызстане, Китае, Монголии, Непале, Пакистане, Российской Федерации, Таджикистане и Узбекистане - снежный барс имеет статус редкого или исчезающего вида.
Вид занесен в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП) и Красные книги стран ареала, а также находится под охраной Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС).Основные факторы, определяющие низкую численность популяции снежного барса: браконьерство на ирбиса и копытных животных с помощью петель, сокращение численности копытных, последствия изменения климата.