«Среди россиян, которые никогда не вели блоги профессионально - 80% высказали желание бросить основную работу, чтобы стать блогером (https://tass.ru/obschestvo/12158237)» - сообщает Тасс. Медийный капитал в наше время ценится не меньше капитала денежного. Но были ли медийные персоны в эпоху до появления массовой культуры?
В прямом смысле этого слова крестьянин или дворянин не мог стать блогером, так как этот термин относится к интернету. В XIX в. имелась печать, охватывающая лишь узкую группу городских жителей, преимущественно дворян и разночинцев (тираж «Вестника Европы» Карамзина не превышал 1200 экземпляров, а «Современник» Пушкина в его лучшие годы под руководством Некрасова выходил в количестве 3100 экземпляров). Пресса не пользовалась популярностью даже у зажиточных грамотных земледельцев. Они предпочитали покупать книги, а также лубки.
Однако медиа – это не только радио, телевизор и интернет. Согласно канадскому ученому Маклюэну, медиа – это любой посредник между отправителем и адресатом. Таким посредником мог стать любой человек с подвешенным языком. Вот что пишет крупнейший специалист по социальной истории Борис Миронов: «В XVII- начале XIX в. народ – крестьяне, мещане, ремесленники, мелкие торговцы, рабочие, все другие непривилегированные разряды населения – несмотря на слабое распространение грамотности в его среде, был осведомлён о важнейших событиях, происходивших в его государстве, об изменениях в законодательстве, обсуждал их в своем кругу <…> III отделение, исследовавшее вопрос об источниках слухов, пришло к выводу, что общественное мнение среди народа в дореформенное время, а среди крестьянства и в пореформенное, формировалось не посредством печатного слова, как мнение межличностного общества, а в процессе прямого межличностного общения»
Чаще всего новости с личными комментариями распространяли солдаты, священники, коробейники, пастухи и бурлаки – все, кто много странствовал и общался. Писатель и этнограф Сергей Максимов с восторгом называл их «живыми газетами». Ну чем не блогеры?
Выступали такие блогеры на ярмарках. Макарьевская, Иркутская, Нижегородские ярмарки связывали страну не только экономически, как пишут в учебниках, но и информационно. Когда торги не работали, то новости узнавали в кабаках.
Официальные новости также распространялись устно. «Все царские манифесты и указы обязательно оглашались с церковных амвонов по окончании богослужения, а прихожанам до их прочтения запрещался выход из церкви». – писал историк церкви В. А. Федоров.
Таким образом, крестьянство несмотря на огромные расстояния в социальном и духовном смысле жило общей жизнью. При этом Миронов подчеркивает, что «общественное мнение городских низов или крестьян отличалось одинокостью, всеобщностью, и не разделялось, как у образованного общества, на множество оттенков, течений, вариантов, так как индивидуализм не успел пустить глубокие корни в их среде»