Найти в Дзене

Анализ стихотворения Фета "Это утро, радость эта".

Другие стихотворения Фета про утро, анализ: "На заре ты ее не буди" «Я пришел к тебе с приветом…» В 1881 году А.А. Фет создал прекрасное стихотворение в пейзажном жанре. Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод, Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист, Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна. Произведение - о той поре весны, когда только-только распускаются почки и деревья оперяются нежно-зелеными крохотными листочками ( "этот пух - не лист"). Оно очень узнаваемое, "фетовское", хотя бы по такому признаку, что используются лишь существительные, нет глаголов, а также потому, что передаются лишь эмоциональные впечатления и ощущения, как мазки на картине импрессиониста, а не мысли или действия. Как например, и в стихотворении "Шепот, робко

Другие стихотворения Фета про утро, анализ:

"На заре ты ее не буди"

«Я пришел к тебе с приветом…»

В 1881 году А.А. Фет создал прекрасное стихотворение в пейзажном жанре.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Произведение - о той поре весны, когда только-только распускаются почки и деревья оперяются нежно-зелеными крохотными листочками ( "этот пух - не лист").

Оно очень узнаваемое, "фетовское", хотя бы по такому признаку, что используются лишь существительные, нет глаголов, а также потому, что передаются лишь эмоциональные впечатления и ощущения, как мазки на картине импрессиониста, а не мысли или действия. Как например, и в стихотворении "Шепот, робкое дыханье" или "Чудная картина".

Все стихотворение - это нанизывание бесконечных однородных подлежащих. И все завершается одной-единственной строчкой в стихотворении, которая содержит наконец не только подлежащее, но и сказуемое - и это сказуемое тоже является существительным - "весна".

Это всё — весна.

Также характерная фетовская черта здесь - это аудиальность лирического героя, то есть важность для него не только визуальных образов, но и звуков окружающего мира ("этот зык и свист", "эта дробь и эти трели", "этот крик", "этот говор вод", "этот вздох"), то есть называние именно голосов природы, любование ими.

Анафора с грамматическими вариациями, сшивающая как ниткой полностью весь текст ( это, эта, этот, эти....) - наиболее заметный литературный прием в этом произведении.

Еще стоит отметить особый музыкальный ритм - несколько пятисложных строк ( то две, то три) заканчиваются одной трехсложной,

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,

и потом возобновляется этот цикл:

Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

И так происходит на протяжении всего стихотворения.

Своеобразное нагромождение самых разных существительных, нанизывание самых ярких образов весны один на другой создает точное впечатление той суматошной жизни, которая начинается в эту пору весны. Все оживает, все суетится, все в природе занято деятельной и шумной заботой о продолжении жизни на земле. Человек тоже вкраплен в общую энергетику (эти слезы, эта мгла и жар постели).

Всю "эту" неповторимо-весеннюю атмосферу прекрасно передал поэт.

Другие стихотворения Фета про утро, анализ:

"На заре ты ее не буди"

«Я пришел к тебе с приветом…»

Стихотворение Твардовского про весеннее утро - "Весенние строчки"