Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живучая и крайне заразная. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от нее практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове.
Начну с критики перевода "inception" (оригинальное название фильма), поскольку его, в данном случае, правильнее было бы перевести как "Внедрение" или хотя бы "зарождение", но можно пошутить, что перевод "Начало" эту чье-то внедрение:)
Самой главной темой фильма является "идея" и ложный идеализм, который в итоге приводит к омрачению. С точки зрения Дизайна Человека в фильме "Начало" речь идет в основном о 11 воротах аджна центра (ума), которые так и называются "ворота идей". Действительно, в киноленте и даже в приведенной выше цитате часто упоминается про разум.
Тень 11 генного ключа - омрачение или помутнение. И это то, что происходит в мозгу у Мэл, которой Кобб внедряет мысль что "Мир нереальный". Вот что говорится про омрачение в генных ключах: "То, что большинство людей считают реальным, - это очень смутный и искаженный взгляд на подлинную реальность.11-я Тень значительно ограничивает специфическое функционирование правого полушария человеческого мозга – того аспекта разума, который не рассматривает шаблоны и факты через язык и цифры, но постигает реальность с помощью огромного количества взаимосвязанных и интуитивно осознаваемых фрактальных образов, появляющихся из глубин мозга".
Идея всего лишь кусочек реальности, которая на частоте тени формирует нейро-лингвистически сфабрикованную реальность, впоследствии проецируемую на мир. Герои фильма и Кобб в частности часто имеют дело с проекциями:
Проекция — образ (11 ворота, правое полушарие, абстрактный контур), как правило, какого-то конкретного человека, порождённый подсознанием спящего. Персонажи проекций, в том числе реальные личности, знакомые ему — это не более чем отражения психики самого участника.
Ложный идеализм героев у всех разный: Мэл хочет рая, в котором не будет определенных вещей, Кобб не желает чувствовать вину, Роберт (цель внедрения) не хочет разочаровать отца.
На основе эпизода с Мэл, когда она спрыгнула и покончила с собой, можно сформировать портрет самоубийц и почему они совершают такой шаг: "Они не в силах принять действительную реальность", поскольку Мэл перед тем, как совершить этот шаг отвергает реальное, она пишет письмо прокурору и говорит, что опасается за свою жизнь, что Мэл угрожал убить ее. Но и Кобб тоже отвергает реальное, ведь ее жена умерла в реальном мире, но ее образ по прежнему преследует его во снах, а Роберт не хочет принимать тот факт, что его отец разочарован, что сын не стал им. Все они создают ложные реальности: лимб стал реальностью Мэл, Кобб хочет все исправить и вернуть Мэл, Роберт желает думать об отце, что он разочарован тем, что его сын вообще хотел им стать. Все они находятся в состоянии помутнения.