Найти тему

Как развить способности к математике?

Как мы с вами выяснили в прошлой статье, математические способности - это не только умение считать и совершать простейшие арифметические действия. Сюда можно отнести и понятие о геометрических фигурах (как на плоскости, так и в пространстве), и логическое мышление, и даже развитие творческих способностей.

Если попробовать свести воедино всё, что необходимо для дальнейшего успешного освоения математики, то у нас получится примерно такой список:

- умение сравнивать предметы, находить сходства и различия. Развить его помогут такие игры как, например, "Найди шар" (треугольник, пирамиду и т.д.). В этой игре в окружающих ребенка предметах взрослый предлагает найти что-то, по форме напоминающее ту или иную геометрическую фигуру (например, часы похожи на круг и т.д.). Очень помогают здесь также готовые игры для развития внимания по типу "Что изменилось на картинке", "Найди 10 отличий", "Что тут общего?" и т.п.

- умение выделять из полученной информации главное и второстепенное. К сожалению, этим навыком иногда не обладают не только дети, идущие в школу, но и взрослые люди. Информации в окружающем пространстве стало невероятно много и умение быстро разбираться в ней, отсеивая ложь от правды, и важное от несущественного - одно из самых необходимых для современного человека. Для его развития с дошкольниками и младшими школьниками можно рассматривать "загадочные" картинки - небылицы и перевёртыши, в которых что-то находится не на своём месте, какие-то предметы выполняют несвойственные им функции и т.д., а также читать и обсуждать подобные сказки и стихотворения. Самый классический пример, здесь, конечно, - "Путаница" К. И. Чуковского, но можно найти и народные сказки-небывальщины, авторские забавные стихи, а со старшими детьми - почитать сказы Б. В. Шергина, С. Г. Писахова;

- логическое мышление. Это, конечно, очень важное и серьезное умение, о котором и разговор надо вести отдельный. Если же говорить кратко, то развитию логики способствует разгадывание ребусов, решение различных забавных задач и головоломок - например, классической про капусту, козу и волка, которых надо перевезти на другую сторону реки в одной лодке.

Вот ещё один пример народной загадки-задачи, для решения которой надо подключить математическое мышление:

"Летел гусь, а навстречу ему - стая гусей.

- Здравствуйте, - говорит он, - сто гусей!

- Нас не сто гусей, а меньше! - отвечают гуси. - Вот кабы нас было еще столько, да еще полстолька, то уж тогда было бы сто гусей!

Сколько гусей летело?"

Еще больше подобных веселых задач и примеров - в нашей следующей статье! Не пропустите!