Столь деликатная тема для разговора появилась на наших страницах неспроста. Ведь в 2022 году у гигиенического аксессуара юбилей – 165 лет со дня первой продажи официальной современной туалетной бумаги!
Однако, это не значит, что она появилась так недавно.
Самые первые документированные упоминания об использовании бумаги в целях поддержания чистоты известны с 6 века н.э., и, что не удивительно – из Китая, родины бумаги как таковой.
Еще Янь Чжитуй, один из ученых «Поднебесной», писал, что «использовать для целей этих не надобно страницы из Пятикнижия и с именами мудрых людей».
В хозяйственных книгах, учитывающих расходы на содержание китайского императорского двора в 1393 году, отражался заказ на 15000 особых листов для императора и его семьи, и 720000 для придворной свиты (размером примерно 70*90 см). Да, уже тогда бумага для знати пропитывалась благовониями, изготавливалась специально и была мягче той, которая обычно применялась для письма.
Как же здесь не углубиться немного в историю, и не упомянуть, что испокон веков для гигиенических целей использовали то, что было под рукой в данной местности. Скандинавы – мох, европейцы и обитатели русских равнин листья, траву, солому, северные народы - снег, арабы и индусы – воду, жители Океании считали лучшим средством створки раковин, американские племена – огрызки от кукурузы.
Конечно, это все касалось простых людей, знатные особы могли себе позволить более дорогие «решения» - специальная ткань, шерсть и, конечно же, в более поздние периоды - бумагу.
Уровень удобства и мягкости напрямую зависел от состоятельности. Простолюдины и городские жители, вплоть до начала нового времени, могли похвастать только старой ветошью или водой.
Достижения античной мысли: древних греков и римлян, использующих специальные керамические скребки «остраки» и губки с морской водой «терсориумы», к тому моменту были замещены более простыми «варварскими» приемами.
Но все начало меняться с широким распространением печати. С конца 18 века листовки и газеты начали получать массовость, а со второй половины 19 века, ввиду увеличения грамотности, обрели большие тиражи и доступные цены. И очень быстро стали популярным средством гигиены...после прочтения всех новостей.
Особенно находчивые издатели, например, как популярное в США в 19 веке издание «Альманах старого фермера», даже начал проделывать в корешке своего журнала отверстие для удобного размещения на гвозде или веревочке.
А издательство старейшего американского торгового каталога «Сирс, Ройбак и Ко» подверглось резкой критике читателей, когда перешло на более красивые для рекламных материалов глянцевые страницы в своем журнале, вместо дешевой газетной бумаги.
В общем, пресса была одним из излюбленных источников не только получения информации, но и поддержания гигиены в Европе и Америке вплоть до первых десятилетий 20 века.
В нашей стране периодика тоже играла весомую роль, несмотря на то, что туалетная бумага выпускалась с 30-х годов, товаром она была дефицитным и советские граждане довольно длительное время не смущаясь делали большую ставку на вторую жизнь газет. Это было в порядке вещей, а, например, в Африке остается вполне обыденной нормой и сегодня, ведь газета там стоит дешевле.
Примечательно то, что развитие производства бумаги было сильно связано с увеличением количества городского населения. Спрос рождает предложение, ведь селяне менее прихотливы в этом вопросе, а городской житель уже ставил стандарты, да и условия города вносили соответствующие правила - повсеместно внедрялась канализация и водный слив.
Итак, 165 лет назад, американец Джозеф Гайетти, в 1857 году выпустил в свет специализированную «Медицинскую бумагу» пропитанную алоэ. Выпускалась она в пачках по 1000 листов и продавалась в аптеках за 1 доллар. Считалось, что она гораздо лучше газет, краска которых провоцировала, по утверждению Гайетти, различные заболевания. Но цена была непривычно высокой для подобного предмета (на современные деньги - это 2250 рублей, или 30 долларов).
Кстати, формат «в пачках» был очень долго в ходу. И в СССР, и в Европе. Не взирая на то, что рулонный внешний вид бумаге придали еще в 1879 году, а снабдили перфорацией в 1928-м, даже во Франции в 60-е годы 20 века можно было увидеть в продаже упаковки с листами туалетной бумаги.
В 1879 году бумага обрела вид рулонов от ставшей в последствие крупнейшим производителем США фирмы «Scott paper company». Ну а дальше разнообразие только увеличивалось, пытаясь угнаться за конкуренцией и потребностями покупателей: многослойные, ароматизированные и так далее.
Конечно, индустрия шагнула вперед и предложение сегодня на любой вкус и цвет (буквально) и даже иногда становится непонятно, как же раньше обходились без этого удобного предмета быта, однако...
… факт: несмотря на то, что сегодня в туалетной бумаге нет недостатка и она продается в любом магазине, всего только 30% людей на планете могут пользоваться этим благом цивилизации регулярно.
Поэтому, возможно, стоит немного больше ценить это достижение комфорта, которое мы привыкли видеть в наших уборных ежедневно.
Если вам понравилась статья, поставьте палец вверх - это очень сильно помогает каналу! Подписывайтесь, чтобы не пропускать интересные статьи!
Что еще почитать:
- Попробуй угадай: странные вещи нашего обихода. Часть 4
- Популярная советская задачка из журнала, сегодня решить ее сложно
- Очень удобный способ экономить место в шкафу на футболках