Эдгар Дега – живописец, открывший мир женщин в живописи. Его остроумие о скверный характер были известны всему Парижу, но при этом художника обожали за умение точно подметить детали. Сделав бытовую живопись полноправным жанром, он открыл новые интимные темы и стал одним из самых резонансных импрессионистов.
Эдгар Дега по рождению был французским аристократом, но изменил написание своей фамилии, чтобы не заострять на ней внимание – «Дега» вместо «де Га». Это произошло после того, как он ушел с юридического факультета и принял судьбоносное решение стать живописцем. Вопреки негативному восприятию художественного ремесла в аристократическом обществе, в семье де Га отец поддерживал сына в его увлечениях.
Деньги или искусство?
Молодой человек поступил в Школу изящных искусств, но вскоре бросил учебное заведение, считая, что искусству можно научиться только у старых мастеров. Его главным образовательным учреждением стал Лувр и итальянские музеи, где он много копировал великие произведения.
Эдгар Дега начинает свой творческий путь с портретов по настоянию отца, который считал, что этот жанр наиболее коммерчески успешен. На одном из главных произведений раннего периода Дега изображены его родственники, семья Беллелли. Художник соединяет два жанра – портрет и бытовую картину, что было необычным решением для семейного портрета. Главу семейства он располагает спиной ко зрителю, отделяя его от остальных. Две дочки и супруга изображены единым блоком, а фартуки девочек образуют пирамиду – Дега был мастером геометрической композиции. Целью художника было придать живости традиционному жанру, и это выразилось в непринужденной позе девочки, сидящей на стуле, подогнув ногу. В этом полотне наметились основные линии развития художественного языка Эдгара Дега – геометрические линии, любовь к бытовым деталям и стремление отразить живое мгновение, а не создать статичное изображение.
Дега вскоре перестал следовать советам отца, и от портрета переходит к более свободным экспериментам: чистое искусство его интересует гораздо больше денег. Довольно революционным стало полотно «Женщина с букетом цветов» – в композиции букет занимает гораздо больше места чем сама дама. Две отдельные части полотна сюжетно не объединены, что тоже является открытием в живописи – апофеоз бытовизма, где окружающие предметы не всегда связаны между собой особыми смыслами. Дега умело создает интригу и напряжение, отводя взгляд женщины в сторону, за пространство полотна. Зритель вовлечен в домысливание сюжета и непроизвольно задает себе вопрос, что же там: пейзаж за окном, или кто-то вошел в комнату?
Современный Париж
Вскоре Дега находит главную тему своего творчества и полностью сосредотачивается на изображении современного Парижа. Отчасти это обусловлено сближением с импрессионистами Мане, Писсаро, Моне и Сезанном. Художники стремились поймать мгновение, и их идеи и художественные методы были близки Дега. Основную идею их движения точно сформулировал поэт Бодлер: «стремление выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в нем поэзию, извлечь из преходящего элементы вечного».
Эдгар Дега отходит от повествовательности в живописи, и в своих работах отображает зрительное впечатление ускользающего мига. В его работах всегда присутствует недосказанность, дающая зрителю возможность стать соавтором произведения. Например, в картине «Размолвка» диалог двух героев прерван, а женщина отвлеклась, подняв глаза на зрителя. Таким образом тот, кто смотрит на картину извне становится не просто соавтором, но даже соучастником событий.
Тема взаимоотношений мужчины и женщины раскрывается в работах Дега по-новому. Художник отказывается от репрезентативного изображения семейной четы, а обращается к теме эмоционального наполнения их взаимоотношений. Причина скандала остается за кадром, а связующей нитью композиции является взгляд мужчины, устремленный на фигуру рыдающей женщины.
Заказной групповой портрет Дега выполнил с присущей ему любовью к естественному течению жизни. Он нашел излюбленную точку видения – взгляд сверху, дающий нужный ракурс для развернутого изображения пространства и множества фигур. Это решение во французской терминологии имеет даже специальное название «ныряющая перспектива». Такая позиция напоминает взгляд с бельэтажа на театральную сцену и не случайно – театр и балет стал страстью художника.
Мир женщин
Обращение к балету и его закулисью ознаменовало высшие достижения Дега в области живописи и сделало его известным. Движущей силой сюжета в картине «Танцевальное фойе Оперы на улице Да Пеолетье» являются наставник и балерина, репетирующая партию. Их напряженные взгляды будто бы натянутая струна, вокруг которого строится вся сцена. На первый взгляд, полотна Дега – живое изображение, созданное случайно, но на самом деле эти работы рождались не из быстрых набросков, а из четкого выстраивания композиций и математических расчетов.
Эдгар Дега много работал пастелью, сочетая живописные и графические приемы. Его работы динамичны, а быстрые росчерки передают легкость и стремительность, с которой двигаются танцовщицы. Живописец использовал множество оттенков, просвечивающих друг через друга, создавая ощущение зыбкой вуали.
Вершиной повседневности в живописи Дега стало изображение женщин за туалетом. Художник писал, что «До сих пор обнаженные изображались в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины – честные человеческие существа, не имеющие никаких других интересов, кроме тех, что вытекают из их физического положения. Вот одна из них: она моет ноги. Это все равно, как если бы было подстроено в замочную скважину».
Серия работ, посвященных дамам за туалетом стала резонансной, и была воспринята как непристойность. Несмотря на то, что викторианская мораль во французском обществе не была такой же сильной, как в Англии, многие темы были запретными. Главной особенностью женских фигур, изображенных в интимной обстановке – змеевидность линий и изогнутость фигур. Дега восхищается пластичностью женских фигур и плавностью движений, идущих изнутри, а не показной грацией обнаженных фигур, демонстрирующих себя зрителю.
Эдгар Дега умер в 1917 году. В конце жизни художник ослеп и был лишен возможности работать. Он жил один в квартире, заполненной произведениями искусства, которые собирал на протяжении всей жизни. Тем не менее до конца жизни Дега пользовался беспрекословным уважением современников как признанный мастер импрессионизма.