Найти тему
ТыжИсторик

Инквизиция. Все ближе.

Автор: Крыс Питерский

Часть 1

Часть 2

Добрейшего вам, друзья мои. Как и положено -пятница, как сложилось, зима. И как вы и ожидали - новая серия совершенно неакадемичного и абсолютно субъективного сериала про историю Инквизиции. Пока что продолжаем копаться в истоках вопроса, но железная поступь все ближе. Приступим!

Краткое резюме поведения основной части церковников в XIII веке.
Краткое резюме поведения основной части церковников в XIII веке.

Как мы, весьма кратенько пробежавшись по верхам, узнали в предыдущем материале, с чистотой идей у матушки церкви в "Золотой век" Средневековья было все очень даже хорошо. Никакого застоя, одно сплошное развитие. Великие умы, прогресс, торжество логики и даже немного толерантности. Вот тут и подстерегла засада.

Собственно, подобный взлет внутреннего наполнения католической идеи был бы невозможен без расцвета вполне себе земного института. Цепляющимся за идею голодного художника... Просто скажу, что великий Фома Аквинский - с Вами не согласен. Не зря же хрестоматийной стала история про миногу. Кто не вспомнил и не знает... В общем, если лень искать - я в комментариях расскажу)

Так вот, к XIII веку Церковь не просто стала богата. И уж совсем не просто могущественна. Она стала... Богата и МОГУЩЕСТВЕННА. Далее следует демонический смех. Вся та универсальность и всеобъемлющесть, о которой мы говорили в первой части - стала ей, наконец, доступна в полной мере. Тому был ряд причин. Тапок моего возлюбленного редактора поднят, обозначим две.

Во-первых, вы будете смеяться, но это был... Целибат. Наконец, окончательно установившийся как норма за пару веков до этого. Да, да, детки, это не изначальная норма у католиков! Равно, как входящее в "стандарный суповой набор штампов" шептание со священником на исповеди в персональной кабинке. Поскольку это не совсем относится к теме, автор тут сугубо полагается на свою память, но частная исповедь заменила публичную (sic!) лишь в X веке. Ну это так, штрих к портрету. Вернемся же к нашему безбрачию.

Священник-священнику "Скажите, брат, как думаете, доживем ли мы до отмены целибата?" Ответ: "Мы-нет. А наши дети - надеюсь..." Отличный фильм с хорошим анекдотом в тему.
Священник-священнику "Скажите, брат, как думаете, доживем ли мы до отмены целибата?" Ответ: "Мы-нет. А наши дети - надеюсь..." Отличный фильм с хорошим анекдотом в тему.

Для современного человека целибат священничества - это только повод в очередной раз хмыкнуть по задорновски, дескать, они... Ну, понятно. Но если вдуматься, в условиях принципиально непохожей на нашу цивилизации, в той, где никому просто в голову не придет, что их имущество и что более важно - власть, могут после смерти не делиться, а только накапливаться... Короче, на фоне неумолимо дробящихся лоскутных государств светской части Европы, Церковь лишь ехидно смеялась. Все, что приходило в Церковь - оставалось в ней. За неимением наследников. И приумножалось. Земли, титулы, деньги (хотя это довольно незначительная власть в СВ, ну да это отдельная тема) - все это росло и прибавлялось. Стоит упомянуть, что за помин души считалось приличным для любого феодала - оставить после смерти Матушке приличный надел. Со всем полагающимся.

В общем, первоначальное накопление капитала шло такими масштабами, что лысые братки из 90-х рвали бы на себе пиджаки в клочья от зависти.

При этом, прошу вспомнить, что земля в Средневековье - не просто экономический актив. Это политическая власть. Каждый кусочек пахотных полей, хоть немного - но титул. Регалии. Власть.

Папа Гонорий III вдумчиво перечитывает гроссбух, с удовольствием и предвкушением. Про этого Папу, к слову - мы еще всенепременно поговорим.
Папа Гонорий III вдумчиво перечитывает гроссбух, с удовольствием и предвкушением. Про этого Папу, к слову - мы еще всенепременно поговорим.

Во-вторых, к этому моменту матушка Церковь выиграла едва ли не главный в своей истории бой. Т.н. "войну за инвеституру". История это долгая и сложная, и даже со всеми моими интерлюдиями...

Кароч, если я не совсем плохо писал предыдущие серии, а вы внимательно читали - Рим нифига не был изначальным авторитетом. Более того, у порядочных феодальных пацанов было мнение, что раз они назначают чиновников на своей земле - то и священников (ну те же чиновники! Только морда в астральный профиль) должны тоже. Ну хорошо, не назначать, но утверждать - точно они. В смысле, они же распоряжаются этими землями, всякие неподконтрольные чупакабры с посохом бегать по ним не должны, так ведь? Римский престол, что характерно, был не согласен. В итоге, если уместить это в дзэн-формат... Они конкретно подрались. При этом выяснилось, что и у Церкви не только иконы есть, и добрые светские христиане во имя сохранения политической суверенности попам морды набить готовы. Горячая была драка, если интересно - запрошайте, это на отдельную серию

Вкратце. Матушка Церковь выиграла этот бой. И по сути, войну - потому что где-то сразу после Вормсского конкордата (что это за фигня неведомая - спрашивайте, будет интерес, материал целый будет) Рим ВООБЩЕ стал такой (ну, эт я преувеличиваю конечно, не только конкордат там сработал) абсолютной инстанцией. Со своими внеграничными феодалами, судом и жадными и очень длинными политическими лапками.

Какая-то кривая картинка из инета, но суть передает. Да-да, именно так и тогда! И да, я в курсе, что до протестантов триста лет еще)
Какая-то кривая картинка из инета, но суть передает. Да-да, именно так и тогда! И да, я в курсе, что до протестантов триста лет еще)

Эх, в общем опять понесла меня мысь по древу))) Не хочется нарушать формат, так что следующую серию... Ну... Как редактор пошлет)

Всем спасибо, с вами был Крыс Питерский и Тыжисторик. Читайте нас еще!

#католицизм #XIII век #инквизиция