Неизвестный широкой общественности подход в кругах исламских ученых, который должен принести успокоение и облегчение значительной части верующих.
Пишет имам Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Халдун (ум. 808 г.х.) [1] в известном «Введении» к книге «Тарих»:
«В пустыне у жителей населенных пунктов своя медицина, которая основывается на ограниченном опыте нескольких человек. Она наследуется от старейшин поселка и стариков. Что-то из нее может быть правильным, но в целом она сформирована не согласно естественным законам и не в соответствии с требованиями физиологии. Способов лечения такого типа у арабов было много. И были среди них известные лекари, вроде аль-Хариса ибн Кальды и других.
Медицина, переданная в шариатских (в другой рукописи: в пророческих) текстах, из той же категории. Никакого отношения к откровению она не имеет. Это не более чем обычные практики арабов того времени. Они попали в описание быта пророка, мир ему и благословение Аллаха, так же, как другие обстоятельства из разряда его привычек и личных предпочтений [2], а не в том смысле, что по шариату требуется поступать именно таким образом.
Ведь он, мир ему и благословение Аллаха, был послан только для того, чтобы обучить нас шариатским установлениям, и не был послан для того, чтобы познакомить с медициной или другими знаниями, не относящимися к религии. Известно, что произошло с ним в случае с опылением пальм. Тогда он сказал: «Вы лучше знаете то, что касается вашей мирской жизни». [3] Так что не следует ничего из того, что передается о способах лечения в достоверных хадисах, преподносить как часть шариата. Нет того, что свидетельствовало бы в пользу этого. Разве что если отнестись к переданному, как к тому, за счет причастности к чему есть надежда заполучить благословение и подтвердить свою искреннюю преданность в вере — в таком случае от него будет большая польза. Не со стороны физиологического лечения, а со стороны влияния переданной речи, отождествляющей веру. Как произошло с лечением медом того, кто страдал от болей в животе. [4] И тому подобное. [5]
Нет Господа, кроме Аллаха, и лишь он — Истинно Направляющий к верным решениям».
См. «Мукаддима Ибн Халдун», с. 651.
Пояснения к словам Ибн Халдуна: https://muntaqa.info/tibb-nabawi/
Наши страницы в социальных сетях:
twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | telegram