На такой адрес приходят осенью 1830 года письма Александру Сергеевичу Пушкину. Он оказывается заперт в своей деревне в Нижегородской губернии во время холерного карантина, накрывшего Россию. Поездка в пару дней растягивается на три месяца, хотя Пушкин всеми силами старается оттуда вырваться - к молодой невесте Наташе Гончаровой, ради свадьбы с которой и отправился в это путешествие - вступать в права на наследство.
О том, как жил Пушкин в Болдино холерной осенью, можно судить по его сохранившимся письмам к литературному агенту, друзьям, невесте и ее родным. Именно их собрал, изучил и проанализировал Михаил Визель в книге “Пушкин. Болдино. Карантин. Хроника самоизоляции 1830 года”.
Изначально цикл статей был опубликован на портале “Год литературы”, весной 2020, когда всех нас занимала одна мысль - как нам (вы)жить. Для многих этот период стал сложным, для кого-то - временем прогресса, кто-то прожил его просто более менее стабильно.
Как провел период трехмесячной вынужденной самоизоляции Пушкин, известно всем. Вряд ли кто-то не слышал про “Болдинскую осень” в школе. С другой стороны всем нам как будто не до конца объяснили, чем она так примечательна. Например, тогда были написаны легендарные “Повести Белкина”, но при этом не каждый знает, что они стали первым прозаическим опубликованным произведением Пушкина, осенью 1830 года еще только поэта. Даже по одному этому факту можно судить о том, что период карантина стал для Александра Сергеевича переломным.
“Пушкин. Болдино. Карантин” - отличная возможность отправиться по следам писателя и узнать, чем он жил и как мыслил в сложившейся сложной и стрессовой ситуации. И как так вышло, что в итоге фраза “Болдинская осень” стала синонимом творческого подъема, периода высокой продуктивности.
В книге 19 писем Пушкина, которые он адресует близким людям. Каждое из них - прекрасное доказательство того, что Александр Сергеевич таки непревзойденный стилист: пылкое письмо возлюбленной сменяет шутливо-игривое сообщение товарищу, следом идет уничижительно-извинительно-пренебрежительное послание деду своей невесты, перед которым поэт вынужден выслуживаться. Каждое письмо разное по настроению, форме, подаче, но в каждом при этом живет такой разный, объемный, любопытный Пушкин.
Благодаря анализу Визеля, читатель знакомится с занятными фактами о том, как жизнь Пушкина отразилась в произведениях и как лирика и проза отчасти предсказали будущее писателя. Кто бы мог подумать, что рассказ “Гробовщик”, например, тесно связан с его женитьбой на Наталье Ивановне.
Работа, безусловно, научная. Местами читать тяжело - лица путаются, даты скачут, но потом Визель настолько погружает в процесс, в житейские передряги Пушкина, что от страниц невозможно оторваться (Осторожно! Книга вызывает жуткое желание прочитать хорошую такую, подробную биографию “нашего всего”). Интересно узнавать, как Пушкин-барин наставляет своих крестьян или отлынивает от навязанной ему службы, как старательно борется с бюрократическими проволочками, как выживает двумя взятыми с собой книгами.
И как бонус - невероятно приятное издание у книги. Она как будто невесомая, элегантно легкая, но при этом содержательная: внутри не только интересная верстка, но еще и рисунки, “чаты” писателя и, самое главное, письма Пушкина в трех вариантах: отсканированный оригинал, перевод на русский “до Пушкина” и перевод на русский уже наш, пушкинский.
Вот так внезапно опыт Пушкина - не из его произведений, а из писем! - оказался актуален и через 200 лет. И, собственно говоря, как будто за это время в России ничегошеньки не изменилось.