Найти тему
1,6K подписчиков

Каковы нюансы эксплуатации в авто EFB-аккумуляторов и AGM-батарей

10K прочитали

Меняя в своей машине отработавшую стартерную батарею (АКБ), некоторые водители приобретают для этих целей более энергоемкие аккумуляторы, которые изначально разрабатывались для автомобилей с функцией «Старт/Стоп». Между тем, такие источники питания имеют свои особенности, что обязательно надо учитывать при их эксплуатации.

Напомним, что система «Старт/Стоп» каждый раз глушит двигатель при остановках, например, на светофорах или в дорожных пробках. И быстро запускает его, когда водитель отпускает педаль тормоза. При этом вся электроника машины, включая климат-контроль и аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает полноценно работать, потребляя ток от «старт-стопного» АКБ.

Stop&Go из Словении

Очевидно, что для этих целей применяют специальные аккумуляторы повышенного энергоресурса, сочетающие в себе свойства стартерного АКБ и мощной тяговой батареи, не боящейся длительного разряда. В настоящее время такие «старт-стопные» батареи изготавливают по двум основным технологиям – EFB (Enhanced Flooded Battery) и AGM (Absorbent Glass Mat).

Фото производителя
Фото производителя

Их особенности можно рассмотреть на примере автомобильных батарей известной словенской фирмы TAB, поставляющей в Россию «старт-стопные» аккумуляторы брендов TAB и Topla с обозначениями EFB Stop&Go и AGM Stop&Go. Каждый тип этих АКБ имеет свою специфику, на чем стоит остановиться подробнее.

Так, EFB-батареи TAB и Topla отличаются от обычных АКБ массивными отрицательными пластинами. Используемые в батареях сепараторы пластин имеют улучшенную микропористую структуру (технология MFW-флис). Это позволило обеспечить стойкость к глубоким разрядам - после них EFB-аккумуляторы восстанавливают емкость практически до 100%.

Фото производителя
Фото производителя

Кроме того, у таких АКБ на треть выше пусковой ток, а количество циклов заряда-разряда увеличено почти вдвое. Естественно, при столь значимых достоинствах их розничная стоимость тоже оказывается выше (примерно в полтора раза), чем у стандартных аналогов.

Электролит, который не вытекает

Еще больше преимуществ в сравнении с обычными АКБ имеют автомобильные AGM-аккумуляторы. Напомним, что электролит у этих батарей не жидкий, а «абсорбированный». Иначе говоря, электролит впитан в особые стекловолоконные маты, облегающие каждую пластину АКБ. Кстати, такая конструкция дает англоязычное название самой технологии AGM. Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает надежно удерживать активную массу в решетках даже при сильных вибрациях.

Фото автора
Фото автора

Если говорить о параметрах AGM-батарей TAB и Topla, то они хорошо переносят сильные морозы, выдерживают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность на 30% выше, чем у обычных батарей. Но и стоят они в два с лишним раза дороже. Тем не менее, некоторые водители ставят AGM-или EFB-батареи на машины, где такие АКБ штатно не предусмотрены. Как говорится, это дело личных предпочтений и размеров вашего кошелька.

Большой энергоресурс

В то же время, учитывая, что EFB- или AGM-батареи Topla и TAB имеют большой запас надежности и ресурса, есть смысл ставить их в тех случаях, когда бортсеть машины явно перегружена по току. Повышенного энергопотребления, например, следует ожидать после монтажа в авто многокомпонентной аудиосистемы с сабвуфером. Оно может быть связано с установкой иного оборудования, скажем, подогревателя, мощных компрессоров или электролебедок, которыми часто оснащают внедорожники. В таких ситуациях применение в машине энергоемкого и надежного «старт-стопного» аккумулятора будет просто незаменимым.

Фото автора
Фото автора

Впрочем, высокие эксплуатационные показатели «старт-стопных» батарей не избавляют их от необходимости своевременного обслуживания и регулярной подзарядки. Например, для заряда EFB-батарей Topla и TAB можно задействовать те же устройства (ЗУ), что и для обычных свинцово-кислотных АКБ.

Отметим, что для EFB-батарей максимум зарядного напряжения составляет 14,8 В, рекомендуемое значение зарядного тока – одну десятую заявленной емкости АКБ. Для пополнения емкости автомобильных AGM-батарей максимальное напряжение заряда не должно превышать 14,4 В. При этом величина зарядного тока не должна превышать одну десятую емкости АКБ.

Читайте материалы и по другим актуальным темам:

- Как избежать зимних проблем с АКБ при пуске холодного мотора

- Какие особенности надо знать при заряде автомобильного АКБ

- Какие импортные АКБ водители покупают для своих авто чаще

- Самостоятельная замена батареи в машине: три важных момент