Найти тему
Яндекс.Кью

Почему Дед Мороз (Санта Клаус, Йоулупукки) как явление есть в разных культурах?

Потому что в мире нет такого народа и такой культуры, которые в отдалённом прошлом не были языческими. Важной составляющей языческих верований является поклонение силам природы и, в частности, празднование важнейших явлений календарного цикла - двух равноденствий, двух солнцестояний и т. д. В данном случае мы имеем дело с персонажами праздника зимнего солнцестояния - 22 декабря. В Древнем Риме таковыми являлись, например, боги Сатурн (бог культуры, земледелия и времени) и Сол Инвиктус (Непобедимое Солнце), праздники которых отмечались последовательно с 17 по 25 декабря. С введением юлианского календаря и соответственно празднования Нового Года 1 января к ним добавился бог всех начинаний, входов и дверей Янус, в честь которого, собственно, январь и назван. Из перечисленных Сатурн более всего напоминал знакомого нам бородатого старичка. Финское Йолупукки своим названием отсылает к древнегерманскому празднику Йоль, посвящённому середине зимы и празднуемому 22 декабря, и дословно переводится как "йольский козёл". Распространение христианства привело к необходимости заменить языческие культы новыми аналогами. Так был подобран Святой Николай Чудотворец, он же Угодник (Санта-Клаус), память которого отмечается 19 декабря. На доисламском Востоке Новый Год отмечался в день весеннего равноденствия - 21 марта, а главный персонаж его назывался Дядюшка Новруз. С распространением по всему миру христианского календаря он плавно переместился с марта на январь и из весеннего персонажа превратился в зимний. На Руси Мороз издревле почитался в виде старика с белой бородой, укутанного в шубу и наводящего стужу. К числу новогодних он, однако, не относился, поскольку древнерусские люди отмечали Новый Год 1 марта, когда сильных холодов уже нет. С переносом новолетия на 1 января Мороз занял то место, которое сейчас занимает. Отдельно следует заметить, что существуют культуры, в которых подобных новогодних персонажей нет - это прежде всего культуры Центральной или так называемой Чёрной Африки. Объясняется это тем, что в тамошних условиях климат по сезонам практически не меняется, сами понятия календаря и Нового Года были занесены мусульманами и христианами довольно поздно, а влияние христианской и исламской культур на народные верования африканцев осталось незначительным.