Проблема защиты личных сбережений граждан от преступных посягательств мошенников назрела давно. В 2020 году жулики похитили у людей около десяти миллиардов рублей, а только в третьем квартале этого года чуть более трёх миллиардов.
Действующий закон гарантирует, что кредитное учреждение вернёт деньги, похищенные со счетов мошенниками. Впрочем, здесь не всё так просто.
Закон гласит, что банк обязуется возвратить клиенту денежные средства, украденные преступниками.
НЕ возвратить похищенные деньги кредитное учреждение может только в том случае, если потерпевший добровольно перевёл злоумышленникам собственные средства или раскрыл им свою банковскую тайну: номер счёта, пароль и т.п.
Из этого вытекает, что банк обязан вернуть клиенту деньги лишь в том случае, если в похищении денег есть вина именно кредитного учреждения.
Но дело в том, что взломать банк намного сложнее чем человека. И сейчас большинство мошеннических операций направлены на то, чтобы человек сам перевёл преступникам деньги или, как вариант, сообщил некие данные, которые позволят преступникам вывести средства со счёта жертвы: пароль, код из СМС и т.п.
Если человек сам совершил действия, которые привели к краже денежных средств с его счёта, то ему остаётся уповать лишь на полицию. Впрочем, шансов вернуть свои деньги у пострадавшего от собственной доверчивости человека настолько мало, что о них не следует и говорить.
В итоге в Центробанке решили защитить граждан от преступных посягательств мошенников.
Какие-то меры, это ясно абсолютно всем, принимать нужно, ведь обманутых злоумышленниками граждан с каждым годом становятся всё больше.
Преступники звонят людям под видом сотрудников службы безопасности банков, следователей и иных ответственных лиц, обманывают, запутывают и часто даже угрожают потерпевшим. В конечном итоге мошенники получают доступ к деньгам, хранящимся на счёте человека.
Сотрудники ЦБ решили разработать механизм, который защитит граждан от посягательств преступников. Всех деталей данного механизма пока никто не знает, но суть инициативы заключается в том, чтобы пострадавший от действий мошенников гражданин имел возможность в течение суток сообщить об обмане в свой банк.
Сразу после этого кредитное учреждение должно заплатить ему определённую денежную сумму. Нужно заметить, что пока сложно сказать, фиксированной будет сумма, которую должен будет выплатить банк пострадавшему клиенту, или это будет определённый процент от суммы вклада. Этот момент пока прорабатывается в недрах ЦБ.
Выплатив некую сумму человеку, пострадавшему от действий аферистов, банк замораживает перевод тех средств, которыми завладели мошенники. Если же деньги уже успели уйти в другое кредитное учреждение, то банк, клиент которого стал жертвой преступников, сообщает о подозрительной операции тому банку, куда преступники перевели денежные средства обманутого гражданина. Этот банк тоже блокирует данную сумму.
Срок блокировки будет составлять два или три дня. В течение этого времени человек, пострадавший от действий мошенников, должен написать заявление о совершённом противоправном деянии в полицию. В конечном итоге украденные деньги вновь вернутся к потерпевшему.
Если данный механизм заработает, то это станет большим шагом вперёд на пути борьбы с мошенниками.
Между тем, есть и некоторые вопросы, требующие прояснения.
К примеру, где кредитное учреждение возьмёт средства, чтобы быстро заплатить пострадавшему клиенту? Деньги не появятся из ниоткуда, а это значит, что банк их должен где-то взять. Быстро изыскать требуемую сумму кредитное учреждение сможет только в том случае, если возьмёт её у других своих клиентов. Получается, что часть собственного капитала банк должен постоянно держать в резерве, чтобы своевременно исполнить свои обязательства в отношении пострадавшего от аферистов человека. Как бы то ни было, а за это в том или ином виде заплатят прочие клиенты кредитного учреждения.
Есть у данной схемы, предлагаемой Центробанком, ещё одно возможное неудобство. Дело в том, что малейшее подозрение на мошенническую операцию приведёт к замораживанию денежных средств. Это означает, что от так называемых быстрых платежей останется лишь название, а де-факто они станут медленными. То есть например та самая онлайн-оплата переводом с телефона например в кафе или на рынке уйдут в прошлое. Ведь официант или продавец не будет ждать сутки пока ваши деньги придут на его счёт.
Инициатива работников ЦБ пока никак не подкреплена нормативными документами. На настоящий момент это всего лишь проработка механизма защиты граждан от мошенников. Если предложение ЦБ получит одобрение на законодательном уровне, то выстраивание эффективного механизма для борьбы с банковскими мошенниками займёт не менее года.
Так что поживём - увидим.
Если вам интересна тема разоблачения лохотронов и мошенничества, рекомендую вам Дзен-канал АНТИЛОХОТРОНЫ. Где описаны всевозможные схемы обмана нашего и так небогатого населения.
А как известно кто предупреждён - тот вооружён. Ведь зная технику обмана, вы на него никогда не попадётесь.
А вас когда нибудь пытались обмануть или развести и чем всё это закончилось? Ваши истории жду в комментариях!
На этом всё, всем удачи.