Найти в Дзене

Неужели нашелся тот самый фаянсовый иконостас Матвея Кузнецова - один из 38-ми на весь мир?

Сохранившиеся детали фаянсового иконостаса Свято-Никольского храма станицы Урупской.
Сохранившиеся детали фаянсового иконостаса Свято-Никольского храма станицы Урупской.

Как мог выглядеть фаянсовый иконостас в станице Урупской (Советской)? Неужели это тот самый из 38-ми на весь мир?

В одном из дореволюционных храмов станицы Урупской (ныне Советской) Новокубанского района, Краснодарского края когда-то был необыкновенно красивый фаянсовый иконостас. Оба храма в станице после выселения жителей в 1933 году были закрыты и разрушены. Но до наших дней сохранились фрагменты фаянсового иконостаса и некоторые иконы, которые находились в Свято-Никольском храме.

Что же это был за иконостас? Кто его сделал? Как он выглядел? Окунемся в историю.

Сохранившиеся детали фаянсового иконостаса Свято-Никольского храма станицы Урупской.
Сохранившиеся детали фаянсового иконостаса Свято-Никольского храма станицы Урупской.
Надпись на обратной стороне детали иконостаса. Вероятно она содержит не только номерной знак, но и информацию о мастере, который над ней работал. Во всяком случае известно, что букву Х на изделиях оставлял мастер Н.А. Хренов.
Надпись на обратной стороне детали иконостаса. Вероятно она содержит не только номерной знак, но и информацию о мастере, который над ней работал. Во всяком случае известно, что букву Х на изделиях оставлял мастер Н.А. Хренов.

По данным сотрудника архива Краснодарского края Александра Бабича до революции в станице Урупской (с 1933 года станица Советская) действовало два деревянных храма, возведенных на каменном фундаменте.

Одной из старейших являлась деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери (построена в 1855 году и освящена 15 марта 1856 года). Располагалась она в самом центре станицы. Была разрушена в 1933 году. Сейчас на ее месте располагается центральный станичный парк.

При церкви была церковно-приходская школа, часть здания которого сохранилась до наших дней.

Вокруг храма также располагались три министерских училища и казачье правление. Все эти здания сохранились до наших дней. В училищах располагаются школы. В казачьем правлении – администрация поселения.

На месте прежней церковной площади в конце 20 века – начале 21 века был построен новый кирпичный Свято-Никольский храм. При его строительстве были обнаружены фрагменты старинной брусчатки.

Вторая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (построена в 1889 году и освящена 5 октября того же года).

В 1908-1909 гг. тщанием прихожан и казачьего станичного общества, на бетонном фундаменте, сооружено новое деревянное здание Свято-Никольского храма с такою же колокольней. При храме была церковно-приходская школа.

Так выглядел Свято-Никольский храм в станице Урупской. Это единственная сохранившаяся его фотография.
Так выглядел Свято-Никольский храм в станице Урупской. Это единственная сохранившаяся его фотография.

На месте этого храма сегодня находится клуб ООО «Новатор», а на месте церковно-приходской школы – контора ООО «Новатор».

Храм был закрыт после выселения жителей в 1933 году, но разрушили его не сразу. Его использовал местный колхоз в качестве склада.

Известно, что он еще стоял в послевоенное время, но из-за ветхости не использовался. Так что православная община, которая возродилась в станице во время войны, совершала богослужения в здании бывшей церковно-приходской школы.

Местным жителям каким-то образом удалось сохранить часть фаянсового иконостаса и икон из Свято-Никольского храма.

Что же это был за иконостас из фаянса, как он выглядел, кто его сделал?

Фотография священнослужителей Свято-Никольского храма станицы Урупской. На снимке видна часть фаянсового иконостаса.
Фотография священнослужителей Свято-Никольского храма станицы Урупской. На снимке видна часть фаянсового иконостаса.

Дело в том, что фаянсовые иконостасы стали делать в России на рубеже 19-20 веков.

Их массовое производство наладило «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова».

В товарищество входили восемь фарфорово-фаянсовых фабрик в разных губерниях страны.

Первые иконостасы из фаянса были изготовлены в 1895 году на Тверском заводе Матвея Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод).

Матвей Кузнецов впервые показал фаянсовый иконостас на Нижегородской ярмарке в 1896 году, что произвело настоящий переворот в области оформления внутреннего пространства храма. Весь иконостас состоял из идеально подогнанных друг к другу фаянсовых деталей, украшенных цветными непрозрачными эмалями, и расписан золотом.

Фаянсовые иконостасы, киоты и подсвечники ценились за то, что они отличались прочностью, красотой и изяществом. Прочность красок и золота позволяло держать их всегда в безусловной чистоте и опрятности. Пыль и копоть с них стираются бесследно.

Фаянсовые иконостасы считались лучше деревянных и мраморных. Так как деревянные иконостасы со временем рассыхаются. А мраморные слишком дорогие и не такие красивые.

Производились и монтировались фаянсовые иконостасы довольно быстро и выглядели гораздо наряднее деревянных.

Кроме того, было замечено, что керамика не поглощает звуки и благотворно сказывается на акустике. Поющий за богослужением хор звучит намного торжественнее.

Фаянсово-эмалевый иконостас церкви Преображения Господня с. Савино (г. Железнодорожный). Судя по фотографиям, он наиболее близкий по оформлению деталей к иконостасу Свято-Никольского храма станицы Урупской.
Фаянсово-эмалевый иконостас церкви Преображения Господня с. Савино (г. Железнодорожный). Судя по фотографиям, он наиболее близкий по оформлению деталей к иконостасу Свято-Никольского храма станицы Урупской.

Разработку проектов иконостасов и их деталей Товарищество М.С. Кузнецова поручало ведущим художникам Москвы. Недаром в 1900 году на Всемирной выставке в Париже один из представленных иконостасов удостоился награды «Гран-При-де-Франс».

Каждый цвет на иконостасе обжигался при специальной температуре, а некоторые его части помещались в печь по нескольку раз.

При изготовлении деталей иконостаса использовалась современная для того времени технология и оборудование.

Как правило, заказчиками фаянсовых иконостасов являлись частные лица, которые жертвовали их храмам.

Судя по всему жители станицы Урупской при постройке нового Свято-Никольского храма в 1908-1909 годах и приобрели для его украшения один из таких фаянсовых иконостасов товарищества Матвея Кузнецова.

Если сравнить уцелевшие детали фаянсового иконостаса Свято-Никольского храма с сохранившимися фаянсовыми иконостасами работы тверского завода Матвея Кузнецова, то мы увидим большое сходство. И хотя они не повторяют друг друга один в один, но очень похожи.

Судя по фотографиям, наиболее близким по оформлению деталей к иконостасу станицы Урупской является фаянсово-эмалевый иконостас церкви Преображения Господня села Савино (ныне город Железнодорожный).

Известно, что товариществом М. С Кузнецова было изготовлено всего 38 фаянсовых иконостасов, которые были установлены в разных храмах по всей России: в Санкт-Петербурге, Царицыне, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Баку, Шадринске, Ново-Афонском монастыре на Кавказе. В 1900 году один из иконостасов, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже, был приобретен для православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.

В 1900 году один из иконостасов, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже, был приобретен для православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
В 1900 году один из иконостасов, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже, был приобретен для православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Фаянсово-эмалевый иконостас церкви Преображения Господня в с. Голенково Тверской обл.
Фаянсово-эмалевый иконостас церкви Преображения Господня в с. Голенково Тверской обл.

Похоже, что один из этих 38 фаянсовых иконостасов был сделан и для Свято-Никольского храма станицы Урупской. Большинство из них за время советской власти были уничтожены.

В России и за границей сохранились в сохранности лишь несколько фаянсовых иконостасов работы Матвея Кузнецова, по которым мы можем судить об утраченной красоте…

Я еще не завершил расследование этой тайны, так что продолжение истории следует. Если читателям что-либо известно об этом иконостасе, истории его появления в станице Урупской, его фотографии и детали, сообщайте мне!

Сергей Шептун