Найти тему

В нашем классе девочка-принцесса. Что делать?

Источник pexels.com
Источник pexels.com

В комментариях к статьям на моём канале часто бывают очень интересные кейсы. Вот один из них (автор комментария Наталья Т., пунктуация, орфография и стилистика сохранены):

«У моего младшего в классе есть девочка-принцесса. Ей всё тяжело. Тяжело учебники носить в школу. Просит у других всегда. Тяжело переодеваться на физкультуру. Она в этот день изначально приходит в спортивном костюме в школу. Тяжело подготовиться к сочинению. Приносит из дому черновик, написанный маминым почерком, и списывает. Сделает ей учитель замечание — сразу в слёзы. Мальчики с неё посмеиваются. Девочки дружить не хотят. Говорят, с ней неинтересно, она только ноет всегда. Или хвастается. Мама девочки полностью поддерживает дочь, вместо того, чтобы привить какое-никакое уважение к другим людям. Например, можно же договориться с соседкой по парте тогда уж носить учебники по очереди, или половину одна, половину другая. Но нет. Даже мыслей таких нет. Нике тяжело и всё тут.

Обстановка в классе такова, что у любого, до кого дотягивается эта девочка на уроке, она может попросить учебник. А уж кто сидит с ней, тот стопудово вынужден делиться. Это отвлекает от урока. Либо она потихоньку тянет учебники. Это всех жутко раздражает.

С ней и с мамой разговаривали. Но им плевать. Хоть изговорись. Она на эту тему не заморачивается. Ей надо, и пусть весь мир подождёт. Мама ей говорит, что учебники библиотечные, поэтому пользоваться могут все».

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Я этот комментарий показала в своей группе в Телеграмм «Учимся учить иначе». Мы там обмениваемся практиками, подходами, техниками и обсуждаем такие вот случаи в том числе.

Вот некоторые ответы, которые я получила там:

Маргарита:

«Я бы подобрала сказку, в которой героиня или герой ничего делать не хотят, и что из этого получается.... Пусть дети обсудят это и посочувствуют этому герою. Девочка любит хвастаться. Скорее всего, у неё проблемы с самооценкой и она-то уж точно не захочет, чтобы её жалели...»

Надежда:

«Разговаривать тоже можно по-разному, можно для галочки, а можно с сопереживанием. Тут участвовать надо. Хорошо работает внешкольная работа, т. е. не в стенах школы. Я много встречаюсь с родителями на улице и с детьми тоже, и там они менее зажаты (могут и поматериться😁 т. к. у них накипело, зато потом они в облегчённом и обновлённом варианте). Может, это позволяет мне так делать наш небольшой город, не знаю, но, с кем-то раньше, с кем-то позже, общую волну нахожу, т. к. цель-то у нас одна, благополучие ребёнка во всех его проявлениях»

Лилия:

«Любая работа с девочкой в лучшем случае может привести только к ситуативным изменениям. Если нужны глобальные, надо работать с мамой. Если мама не видит проблемы и не принимает предложения о встрече с психологом, то тут надо работать завучу. Пригласить на беседу, которую запротоколировать. Протокол почему-то быстро „отрезвляет“ таких родителей. А разговор с мамой вести с позиции законов. Мама не обеспечивает право ребёнка на образование. Готовность к урокам — это тоже право ребёнка на образование. К тому же мама своими действиями нарушает право на образование других детей, когда девочка начинает просить учебники у других. Как-то так...»

А вот и мои мысли по кейсу:

«Я бы говорила с мамой обязательно. Про правовое поле от Лилии ценно очень. Это важно проговорить, да. И идею со сторителлингом от Маргариты я бы применила. Ещё мне кажется, тут важен момент формирования правил класса. Прямо внести правило про учебники. Каждый носит сам. Я знаю, что часто педагоги разрешают часть учебников оставлять в классе. Если ты правило нарушаешь, значит, нарушаешь.

Ещё я бы намеренно девочку не сажала с детьми, которые плохо нейтрализуют манипуляции. Что уж говорить, не всем взрослым это дано. Есть люди (и дети), которые будут терпеть, молчать, потом, накопив этот накал, выплёскивать или жаловаться. Но при этом никогда не скажут вслух, что они об этом думают. Этому можно учить. Но в моменте я бы сажала с самыми ассертивными детьми. Важно! Не с агрессивными, а именно с ассертивными. Которые чётко скажут: „У нас есть правило про учебники? Есть. Ты его нарушила. Ты стянула мой учебник тихонько. Я его забираю обратно“. И всё. Не хамить, не топить. Просто чётко сформулировать. Такие дети в классе обязательно есть. Это, в общем, единственный метод борьбы с манипуляторами — ассертивность. Ну и учить этому детей остальных».

А какие у вас мысли на этот счёт?

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.

29 января и 5 февраля приглашаю вас на практический интенсив для осознанных педагогов и родителей «Буллинг и антибуллинг». Будем учиться не только различать травлю и лечить коллектив, но работать с классом так, чтобы травли не было. Узнаем, как выстраивать работу вне урока и как организовать групповую работу на уроках.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе».

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.