Олимпийские игры и в обычные-то времена редко бывают похожими друг на друга, но время от времени случается нечто и вовсе из ряда вон выходящее. К числу таких «необычных» Игр можно отнести, например, только что завершившуюся Олимпиаду в Токио, которую перенесли на год и провели без зрителей. Подобные ситуации не могут не повлиять на спонсорскую рекламу. А ведь еще была летняя Олимпиада 1984 года в Лос-Анджелесе, которую бойкотировали СССР и страны Восточного блока. Как тогда спонсоры решали вопрос с рекламой?
Приветствуем участников соревнований. Своих
Политическая напряженность Летней Олимпиады 1984 года отчасти повлияла на коммуникацию брендов-спонсоров. Нелестных слов в адрес «плохих коммунистов» никто, конечно, не говорит, но уровень патриотизма в рекламе бьет все рекорды. В ролике Coca-Cola нам показывают всю олимпийскую сборную США и заявляют о поддержке спортсменами бренда. Казалось бы, что такого? Но все не так просто: голос за кадром перечисляет все (или почти все) национальности членов олимпийской команды. В результате возникает ощущение, что Coca-Cola приветствует всех (или почти всех) участников соревнований. Интересно, что в «списке наций» национальности стран социалистического лагеря (кроме Китая) отсутствуют.
На видео: ролик Coca-Cola к Олимпиаде 1984 года
Тренировки имеют значение
Другой «олимпийский ролик» Coca-Cola 1984 года в какой-то степени напоминает современную рекламу, но есть отличие. На экране мы видим становление и триумф некоей темнокожей американской гимнастки, а в конце - бутылки с газировкой. Казалось, нынешние рекламисты ничего нового не изобрели: «цветная семья», изнурительные тренировки, долгожданная победа... По сравнению с современной рекламой ролик 1984 поражает отсутствием проблем, которые приходится преодолевать персонажам, и музыкой, которая в то время была куда легче и позитивней.
На видео: ролик Coca-Cola к Олимпиаде 1984 года
Гамбургер как медаль
«Спонсорский ролик» от McDonald's в 1984 предлагает «поболеть за наших» с выгодой для себя, любимых. Взяв в ресторане специальную карточку, люди смогут получить в подарок призы от бренда (гамбургеры, колу и картошку). Но есть условие: акция состоится только в случае победы США в общем «медальном» зачете.
На видео: ролик McDonald's 1984 года
Американская мечта на новый лад
Американская мечта в политизированном 1984 году приобрела вполне конкретные очертания - победа сборной США на «домашней» Олимпиаде. По версии бренда пива Miller иных вариантов просто нет (еще бы – без участия СССР). Хотя один из тренировочных центров был проспонсирован Miller, пива в кадре мы так и не увидим. Вместо него нам полминуты почти статично показывают потенциального чемпиона с медалью на шее.
На видео: ролик Miller
Игривое разнообразие
Присутствие на Олимпиаде представителей разных рас удачно было обыграно в комбинированном ролике M&M's. Концепция простая: разноцветные драже выступают в роли спортсменов. Еще одна интересная находка – шарики прыгают в бассейн с шоколадом и меняют свой цвет. О том, что ждало бы такую рекламу в наши дни, трудно даже представить.
На видео: ролик M&M's
С мечтой о Северной Корее
Фотобренды нередко делали к Олимпийским играм пафосные ролики, и Лос-Анджелес – не исключение. В ролике Kodak действие происходит на церемонии открытия, где зрители создают впечатляющие пиксельные изображения, размером – на весь стадион. Несмотря на откровенно «антисоциалистический статус» Летних олимпийских игр 1984 года, реклама Kodak до боли напоминает стадионные активности в Северной Корее.
На видео: ролик Kodak
Главное – участие
И еще один исторический ролик. Бойкот Олимпийских игр 1984 года непосредственно связан с отказом капиталистических стран участвовать в московской Олимпиаде 1980 года. Но американские спортсмены готовились поехать в Москву, а бренды создавали соответствующую рекламу вплоть до 1979 года.
В ролике Coca Cola 1979 года – никакой политики. Молодой парень готовится уезжать (неизвестно куда), а на перрон приходят родные, друзья и любимая девушка. О Московской Олимпиаде мы узнаем лишь, когда слышим голос за кадром, причем, акцент делается на пожелании удачи, а не победы. Более того, Coca Cola обращается не к членам американской команды (хотя, это и подразумевается), а «ко всем молодым мужчинам и женщинам, которые будут участвовать в Олимпийских играх».
На видео: ролик Coca-Cola к Московской Олимпиаде