В соответствии с плановой таблицей операции:
-1-й и 4-й дивизионы БКА должны были принять свой десант в Темрюке с 20.30 до 21.30, но по другому документу, подписанному С.Г.Горшковым[1] 4-й дивизион должен был принять часть 1-го батальона на Пересыпи, а 1-й дивизион принимал штрафроту в Темрюке.
Эти же данные содержатся в армейских документах, подписанных гвардии генерал-майором Турчинским[2], с уточнением, что посадка десанта на бронекатера будет осуществляться не в самом Темрюке, а в Чайкино, на выходе из Темрюкского канала. Не совсем понятно, кто должен был грузиться в Темрюке на бронекатера, то ли рота (110 человек) 369-го батальона морской пехоты, то ли армейская штрафрота. По армейским документам 369-й обмп должен был грузиться на Пересыпи. В документах идет расхождение, причем, все эти противоречащие друг-другу документы должны были действовать на момент проведения операции.
-3-й дивизион бронекатеров должен был грузиться на Пересыпи в 21.30- 22.30 бойцами 6-го гв. сп (о нем мы уже писали)
В 18:12 при выходе из реки Кубань уклонился с фарватера и погиб на мине бронекатер №114. «Хроника…» указывает, что в 18 ч. 12 м. бронекатер №114 при выходе из Кубани (т.е. на выходе из канала из порта Темрюк) «подорвался на мине и потонул. На борту катера находились 40 человек десанта. Катера и сейнер, вышедшие из Темрюка спасли 32 человека». Ссылка дана на несуществующее в настоящее время архивное дело. В.М. Кононенко, без указания источника информации, пишет, что «…погибло 25 человек, в том числе и командир отряда бронекатеров»[3]. Ситуация с бронекатером №114 (командир ст. л-т В.И. Косьмин) не совсем понятна. Десант, который должен был принять катер, был сосредоточен не в самом Темрюке, а в Чайкино, т.е. уже после выхода из канала, и, погрузка его была запланирована на 20 часов.
По документам, командир 1-го дивизиона БКА, участник Темрюкского десанта, ст. л-т Фролов А.С. не погиб, а был легко ранен при подрыве бронекатера №114, и направлен в госпиталь в Ахтари. Поданным ОБД «Мемориал», потери личного состава АВФ 31.10.43г. составили 9 человек, спасено 7. При взрыве погибли:
1 пулеметчик Пронин Е.П.
2. моторист Широков И.С.
3. моторист Щучкин Н.Н.
4. рулевой ст. 1 ст. Тумка К.Е.
5. рулевой ст. 1 ст. Терехин А.А.
6. рулевой Ивлеев А.Н.
7. комендор ст. 2 ст. Романенко В.И.
8. радист Катеринчук В.А.
9. ошибочно записан комендор Озеров А.А (остался жив).
Информация о 7 спасенных с катера дана и в ЖБД фронта. Экипаж бронекатера обычно состоял из 14-16 человек. Анализ донесений 1 гв. сп показывает, что 31.10.43г. потерь в составе 2-й гв. сд 31.10.43 нет. Нет потерь ни в составе штрафроты 11-го гв. ск, ни в составе 369-го обмп. В «донесении о происшествии» указано, что погибло 9, спасено 7 человек. Ситуация достаточно странная: потери среди армейских частей указаны только во вторичных документах и мемуарах. В первичных документах потерь среди армейцев нет. Прослеживаются только потери катерников. Возможно, катер еще только выходил в Чайкино для приема десанта, (как и предусматривалось планом операции). Вопрос требует уточнения. Судя по координатам, указанным в донесении, катер погиб на мине того же минного заграждения, на котором, до этого, погибли еще два бронекатера АВФ (№311 и №72). В связи с этим возникает вопрос о качестве траления перед началом операции.
Бронекатера, действительно, должны были выходить около 18 часов, с тем, чтобы принять свои десантные группы в Чайкино и на Пересыпи. Так что катер мог следовать как порожнем (для приема десанта в пос. Чайкино), так и с десантом, приняв его в Темрюке. Вопрос по 1-му дивизиону можно было бы оставить открытым, если бы не один факт. В конце операции катера 1-го дивизиона десанта на борту не имели, т.е. скорее всего, они шли под погрузку. Почему не был принят десант в Чайкино — сказать сложно. Катера 3 и 4 дивизионов, однозначно, выходили без десанта.
По транспортным отрядам наблюдается не менее интересная картина. По плановой таблице:
-4-й отряд (7 плавсредств из них два буксируемых) Погрузка 16.30-18.30 в районе Пересыпь (1-й батальон 2-го гв. сп.) Выход 18.30
-5-й отряд (по флотским документам 4, по армейским 6 плавсредств) Погрузка 16.00-18.00 колхоз «Труженик моря» (3-й батальон 2-го гв. сп). Выход 18.00
-6-й (по флотским документам 5, по армейским 4 плавсредства) и 7-й отряды (по флотским документам 8, по армейским 7 плавсредств). Погрузка 16.00-18.00 Темрюк. Выход 18.30. Но по армейским документам 6-й отряд (1-й батальон 6-го гв. сп) должен был грузиться на Пересыпи, а 7-й отряд (2-й батальон 2-го гв. сп), действительно, в Темрюке.
Суммарно отряды должны были высадить 2165 человек. Однако если просуммировать численность бойцов и командиров 1-го гв. сп (911 штыков, или 1271 человек полной численности), 1-го батальона 6-го гв. сп., и всех приданных частей, включая саперов, штрафников и морскую пехоту, то нужное количество бойцов никак не набирается. Не хватает, как минимум, 350 человек.
Как указывает в своей книге А.Я. Кузнецов: «… В Темрюке посадка начата в полдень, Горшков приказал ускорить выход судов, чтобы дать им запас времени на более длительный переход в связи с плохой погодой. В 17:00–18:15 вышли из Темрюка транспортные отряды с десантом, примерно в это же время начали выходить бронекатера штурмовых групп. Всего в Темрюке погрузились 1684 человека при трех 45-мм и трех 76-мм пушках» [4].
«Хроника...» [5] указывает, что выход транспортных отрядов осуществлялся двумя группами: «...в 17 часов (31.10.43) вышел 4-й отряд транспортных средств (7 судов) с 396 бойцами, тремя 76-мм и тремя 45-мм пушками для высадки десанта на Керченский полуостров». По данным того же документа, 5-й и 7-й отряды (12 судов), имея на борту 888 человек, в 18.15 вышли из порта Темрюк. Суммарно, 1284 человека. Количество десантников указано другое, но судя по количеству плавсредств, это только транспортные отряды, без бронекатеров. По логике, катера должны были принять еще 400 десантников, и тогда все сходится, (хотя, при всем желании никак не набирается запланированных 2166 человек).
Есть еще один нюанс. Плановые точки погрузки отрядов десанта находились не только в Темрюке. Силы десанта были сосредоточены, соответственно, в 7, 15 и 32 км от порта Темрюк.
В соответствии с частным боевым распоряжением №287/ОП от 30.10.43 (24.00), 2 гв. сд сосредотачивала свои десантные подразделения (1 гв. сп и батальон 6 гв. сп) в трех точках:
1) На пристани Чайкино[6] сосредотачивался 2-й батальон 1-го гв. сп и 78-я штрафрота 11 гв. ск, старший группы — гв. майор Слободчиков. Суммарно, это 586 человек, 8 птр, 7 станковых пулеметов, 4 шт. 82-мм минометов.
2) На пристани Пересыпь сосредотачивались:
-рота 369-го обмп (110 человек) для погрузки на бронекатера 4-го дивизиона (бронекатера № 414, 415, 422, 423, 424)
-1-й батальон 6 гв. сп, старший группы — гв. майор Гамзатов, всего, 310 человек, для погрузки на корабли 6-го отряда и бронекатера 3-го дивизиона.
-3-й батальон 1-го гв. сп, старший группы — гв. майор Михайличенко, для погрузки на корабли 4-го отряда, и, частично на бронекатера 4-го дивизиона.
Всего в отряде: 680 человек, 4 шт. 45-мм противотанковых пушек и 3 шт. 76-мм полковых пушек.
3) На пристани колхоза "Труженик моря" сосредотачивался 1-й батальон 1 гв. сп, старший группы — гв. майор Пушкаренко для посадки на корабли 5-го отряда Суммарно предусматривались 590 посадочных мест, но из них 100 человек— это резерв.
Причем, по данным оперсводки штаба полка №0211/оп все части, на 13 часов 31.10.43 уже дислоцируются в местах планируемой погрузки.
Несмотря на то, что по флотским документам, части десанта, вроде бы как, окончили погрузку, и в 18.15 вышли из Темрюка, в оперативной сводке 11 гв. СК, №00307/оп указывается другая информация. В документе указано, что по состоянию на 20 часов (31.10.43): "...части и соединения первых рейсов (2-я и 55-я гв. сд) в выжидательных районах для погрузки на плавсредства, находились в готовности к форсированию Керченского пролива"[7]. Опять идет разночтение.
По первичным армейским документам, получается, что части 2 гв. сд, назначенные к высадке, как минимум, до 20 часов находились в районах сосредоточения. Ошибка по времени в армейском донесении исключена, т.к. частное боевое распоряжение № 287/оп требовало от частей 2-й гв. сд «донести о начале погрузки, о начале движения по морю, о начале высадки, и, далее через каждый час». Таким образом, из армейских документов следует, что по состоянию на 20 часов части сосредоточены в трех точках посадки на плавсредства: Чайкино (7 км от Темрюка), Пересыпь (32 километра от Темрюка), колхоз "Труженик моря" (15 км от Темрюка), что и подтверждается первичными документами 1 гв. сп и батальонов.
Для преодоления 7 км от Чайкино до Темрюка требуется, как минимум 1,5 часа (без времени сосредоточения и проверки личного состава). Для преодоления 15 км требуется не менее 3-х часов, а 32 км не менее 6-7 часов.
В связи с этим, возникает резонный вопрос: если «…в Темрюке погрузились 1684 человека при трех 45- мм и трех 76- мм пушках», то, каким образом они попали в Темрюк, если в 20 часов они еще находились в местах своего прежнего сосредоточения? В этом районе могли загрузиться только бойцы 2-го батальона и приданных частей. Таким образом, если порядок посадки не был нарушен, с десантом из Темрюка, почти вовремя могли выйти только корабли 7-го транспортного отряда, имея на борту около 370 человек из 2-го батальона 1-го гв. сп. и приданных частей (саперы и ПТР), что и отмечает «Хроника».
Без опоздания могли выйти штрафники на бронекатерах из Чайкино (за исключением, БК №114), в том случае, если они загрузились.
Выход кораблей 5-го отряда (490 человек) был возможен только с большим опозданием (минимум 3 часа) или без десанта. Переброска 1-го батальона 1-го гв. сп из района колхоза «Труженик моря» потребовала бы 3,5 часов (как минимум).
Исходя из немецких допросов двух захваченных пленных, 1-й батальон 1-го гв. сп получил приказ о переброске в Темрюк, однако, прибыл под погрузку не в полном составе, и вышел в море с опозданием, между 22 и 23 часами. По данным одного из пленных, он в ночь с 31 на 1 находился на борту катера, который перевернулся в результате обстрела, а, затем, 2.11.43г. в 10 утра была произведена повторная погрузка десанта[8].
Пленный боец 3-го батальона указывает, что их батальон совершил ночной марш в Темрюк, но указывает дату погрузки на плавсредства как утро 2.11.43г.
Переброска 3-го батальона с Пересыпи в Темрюк для погрузки 31.10.43г., в принципе не имела смысла, т.к. прибытие батальона было возможно лишь с опозданием 6 часов (минимум). Можно было бы предположить, что получив сигнал о невозможности погрузки на Пересыпи, части получили приказ двигаться к Темрюку, но и в этом случае части не успевали под погрузку к указанному «Хроникой…» времени. Кроме того, как указывают документы 2-го гв. сп: «связь штаба с 1 и 2 батальонами осуществляется посыльными, с 3-м батальоном по радио», т.е. на передачу сообщения ушло бы еще некоторое время.
Попытка разобраться в хронометраже перехода отрядов с помощью сводных армейских документов, так же не дала однозначного результата. Так, к примеру, в оперативной сводке 11 гв. СК №308/ОП указывается, что 1-й гв. сп погрузился в 18.30, и, далее, указывается: "... в 21.50 корабли прошли уровень Кучугуры, в 24.00 мыс Каменный[9], и в 4.00 находились в 2-3 км. от Керченского пролива...". Если внимательно проанализировать эти данные, то получается, что за 3 часа корабли прошли 25 миль между Темрюком и Кучугурами (с учетом следования по каналу). Средняя скорость следования около 8 узлов.
Следующий участок, протяженностью 18 миль, отряды преодолели всего за 2 часа, показав скорость 9 узлов. Далее, очень похоже, что корабли застопорили ход, т.к. фраза " в 2-3 км. от Керченского пролива", означает, что корабли находились еще в 9-10 милях от намеченной конечной цели, хотя время сбора было уже просрочено на 2 часа. Корабли за 4 часа прошли всего одну милю. Учитывая данные плавсредств, участвующих в операции, следует предположить, что донесения поступали со штабного катера СКА 0712.
Буксировка барж со скоростью 8-9 узлов, теми средствами, которые указаны в плановой таблице, тем более, на волнении, невозможна. Скорее всего, буксирные караваны отстали. Мотоботы, имеющие скорость хода всего 6 узлов, обеспечить требуемую скорость хода, так же не могли. Для большинства плавсредств, выделенных в десант, такая скорость находится за пределами их возможностей. Большинство плавсредств имело скорость хода 5,5-6 узлов.
По логике, транспорта 4-го отряда, не загрузившись на Пересыпи, должны были следовать без десанта, а 5-й отряд должен был следовать, с 2-3 часовым отставанием. На переход, протяженностью 45 миль (от Темрюка до линии старта, с учетом выхода из канала) катерам, с учетом их скорости хода, даже без учета волны, требовалось 7,5-8,5 часов. Только если корабли вышли в 18 часов, они уже подходили вовремя.
Если же корабли ждали переброски бойцов 1-го батальона из района колхоза «Труженик моря», то, опоздание увеличивалось еще, минимум, на 2-4 часа. Но, это в идеальных условиях. Если просчитать маршрут караванов с буксируемыми средствами, то они должны были подойти на линию старта никак не раньше 7-8 часов утра, т.е. после рассвета.
Произошло то, что и должно было произойти. Катера, имеющие высокую скорость хода, гарантированно успевающие к линии старта (бронекатера и СКА типа МО), не смогли принять десант (за редким исключением). Таким образом, к назначенному времени на линии старта собрались катера, почти не имеющие десанта на борту, а транспортные отряды, принявшие десант сильно запаздывали.
Игнорируя опыт Керченско-Феодосийской операции, в которой участвовал начальник штаба 2-й полковой группы высадки Шатаев, в отряды были сведены плавсредства с совершенно разными ходовыми качествами. В связи с этим, либо отряды следовали россыпью, либо вынуждены были следовать со скоростью самого тихоходного судна. Учитывая район действий, скорее всего, корабли разделились и, выйдя к мысу Ахилеон, ожидали отставших.
По данным ЖБД СКФ, из намеченных 36 плавсредств, в общей сложности, вышли с десантом только 28. Почему указана цифра 36, непонятно, т.к. по плану операции, в двух группах числилось 61 плавсредство.
По данным оперсводки СКФ, из 28 вышедших плавсредств к 4 утра (т.е. на 2 часа позже намеченного срока) к точке в 2-3 км от Керченского пролива (9-10 миль от намеченной точки сбора и стартовой линии) вышли всего 16 катеров, большая часть которых десанта на борту не имела.
В указанную точку вышли из состава 2-й группы:
-два бронекатера 6-го отряда (БК №№ 321, 323) с десантом, третий, №322, получил повреждения и отстал.
-пять бронекатеров 4-го отряда (БК №№ 414, 415, 422, 423, 424) без десанта
-два бронекатера 1-го дивизиона (БК №№ 132, 134)
-СКА 0712 с управлением 1-го гв. сп. на борту
-4 бронекатера 1-й полковой группы без десанта
-два мотобота.
Суммарно, эти корабли имели на борту не более 200 десантников. Говорить о том, что к 4 часам на линию старта вышло 60% десанта, как минимум, некорректно.
Противник, в ночь с 31 октября на 1 ноября, в принципе, не видит сосредоточения плавсредств в том районе, где должны сосредотачиваться корабли, несущие десант 56-й армии. В донесении 290-го полка, немецкой 98-й пд указано: « … на нашем участке в течение ночи было тихо…»[10]. Линия старта находилась всего в 5 км от немецкого берега, и не заметить их противник не мог, как не мог он не слышать шума двигателей. Противник наблюдает в море многочисленные мигающие сигнальные огни. Наблюдается и обстреливается береговой батареей №8./613 одинокий катер севернее мыса Хрони, как раз в том районе, где один бронекатер и два торпедных катера АВФ должны были имитировать попытку высадки. Катер после обстрела отвернул в северном направлении.
По данным «Хроники…» в 4.15 был дан сигнал об отбое, и корабли начали отходить в Темрюк, но эта информация не в полной мере соответствует остальным документам, и общему ходу событий. По данным донесений катерников, они, минимум до 7 часов находились в дрейфе, ожидая указаний.
Два бронекатера были направлены на розыски 5-го отряда и отставших плавсредств 7-го отряда. В 5.32 был обнаружен "потерянный" 5-й отряд, который следовал с большим отставанием от графика. С отставанием следовали корабли, имеющие на буксире другие плавсредства. Отряд был обнаружен на траверзе м. Ахилеон, т.е. на расстоянии 2-3 часового перехода к линии старта. Учитывая, что по советским часам рассветало в 6.45, они успевали уже после рассвета. На переходе был поврежден пароход «Коммунар» (потерян руль) и пароход управлялся работой машин враздрай.
В районе косы Чушка произошел еще один инцидент. По данным «Хроники…», в 5.45, мотобот (сейнер) 267 (5-й отряд), был расстрелян своей же артиллерией, потерял ход, и был выброшен на косу Чушка, где сгорел[11]. По официальной версии, он потерял ход и дрейфовал. Но, в случае дрейфа, он был бы снесен к Керченскому берегу, а не на косу Чушка, т.к. ветер был норд-остовым. Против ветра корабли не дрейфуют. В донесении о происшествии, указано, что он попытался выброситься на косу. Как указывается в документах «…часть команды с него спаслась». О десанте на его борту упоминания нет.
В связи с тем, что производившие накануне траление КТЩ №№ 179, 182 и №3 по погодным условиям протралить район мыса Ахилеон не смогли, произошли подрывы на немецком минном заграждении нескольких кораблей.
А.Я.Андреев указывает: "Возвращение десантных отрядов в Темрюк сопровождалось большими потерями. У мыса Ахиллеон погибли на мине сейнер «М-17» и дубок № 18, который он вел на буксире. Двинувшийся к ним на помощь сейнер № 2800 также погиб. При этих подрывах погибли 246 десантников, две 76- мм полковых и две 45- мм противотанковые пушки".
Скорее всего, в тексте опечатка, т.к. М-17 должен был буксировать дуб №78, оба плавсредства относились к 4-му транспортному отряду. По данным «донесения о происшествии» эти плавсредства не возвращались в Темрюк, а, наоборот, еще следовали к Керченскому проливу. Сейнер 2800, относился к 7-му отряду, и, следовал с десантом.
Есть еще одна интересная деталь. По данным журнала боевых действий 11 гв. ск, потери личного состава составили 215 человек, 1 шт. 45-мм птп, два станковых пулемета. Если обратиться к первичным документам, то по данным сводки штадива 2-й гв. сд. № 304 при подрыве двух сейнеров и дуба №78 из состава 1 гв. сп. утонуло 32 человека и ранено 6. Потери матчасти по данным сводки. 45-мм–одно орудие, 2 станковых пулемета, автоматов 8, винтовок 29. На сейнере № 2800 находились 40 бойцов и два пулемета. 45-мм орудие должно было находиться на М-17. Очень похоже на то, что плавсредства 4-го отряда М-17 и дуб №78 следовали порожнем.
Откуда штабом фронта взята цифра 216 человек — непонятно. В первичных документах этой цифры нет. Учитывая тот факт, что сводка является документом первичным, а, журнал –вторичным, данные сводки вызывают больше доверия, тем более, что данные подтверждаются сводками потерь, размещенными в ОБД «Мемориал». Если проанализировать списки потерь по ОБД «Мемориал», то в 1 гв.сп в сводках за 1.11.43г отмечен всего 21 погибший, еще 11 погибших найдены в приданных частях. В причинах смерти указано: «утонул в Керченском проливе». Погибшие числятся во 2-м батальоне 1 гв. сп. (пульрота) и приданном взводе связи. Это погибшие на сейнере 2800, десантников, погибших на двух плавсредствах 4-го отряда найти не удалось. В списках найдены только члены экипажа, утонувшие в проливе при подрыве на мине.
В ЖБД 11-го гв. СК указано: «В виду устного распоряжения командующего фронтом все корабли с личным составом начали возвращаться в прежний район сосредоточения». Вопрос о возвращении транспортных отрядов так же является достаточно спорным. Приказ об отходе на катера в 4.15 не поступал. Отбой высадке был дан, но приказа о возвращении в Темрюк не было. Катера укрылись за косой Чушка и ожидали указаний.
Боевое распоряжение №085/ВПУ (12.00 01.11.43) содержало указание операцию провести повторно, в ночь с 1 на 2 ноября 1943г. Распоряжение содержало фразу: " Назначенные плавсредства в Темрюк не заводить, а сосредоточить в районе Пересыпь". В связи с этим, команда дымомаскировки, прикрывая выходящие корабли, была вынуждена поставить дымы, которые и наблюдал и отмечал в своих документах противник. Противник наблюдает «скопление кораблей у м. Ахилеон» и непрерывное задымление берега.
Косвенно, эти данные подтверждаются противником. Поздним утром, противник наблюдает проход 35-40 одиночных кораблей выходящих мимо кордона Ильич в сторону мыса Ахилеон.
С бронекатером №111 ситуация не совсем понятна, т.к. он подорвался на том же минном заграждении у пос. Чайкино, что и №114, причем, произошло это 1 ноября в 7.53. В это время остальные катера его группы высадки еще дрейфовали в районе м. Ахилеон в ожидании нового приказа. По данным донесения о происшествии, катер был без десанта. Ранено 14 человек, поврежденный катер отбуксирован в Темрюк.
В связи с тем, что операцию по высадке войск планировалось повторить в ночь с 1 на 2 ноября, боевым распоряжением №0140/оп от 01.11.43 (21.00) 164 и 166 гв. сп, назначенные в первую высадку перебрасываются к 6:00 (2.11.43г.) на косу Чушка. Десантников 166-го гв. сп, убывших на двух бронекатерах 1-го гв. дивизиона (№№75 и 81) в Темрюк, на машинах вернули в район косы Чушка. В течение всего дня 01.11.43г., готовилась высадка в ночь с 1 на 2 ноября.
Днем 01.11.1943 года 2-я гв. сд получила приказ перебросить 6-ой гв. сп (без 1-го батальона) и 15-й гв. сп в район Чайкино, для посадки на плавсредства.
Лишь в 24 часа 01.11.43г., в связи с тем, что командующий АВФ не смог обеспечить сбор плавсредств, к высадке в ночь с 1 на 2 ноября, и не смог обеспечить их заправку горючим, боевое распоряжение №085/ВПУ было отменено. Вместо него было выпущено боевое распоряжение №086/ВПУ, с указанием провести операцию в ночь со 2-го на 3-е ноября.
В.М.Кононенко указывает: «Командующий Азовской флотилией направил корабли в Темрюк, а 6 бронекатеров 1-го отряда —в ближайший порт Тамань» [12].
Сводный отряд, бронекатеров (командир отряда — командир 4-го дивизиона БК, к-н л-т C.B. Милюков), действительно, ушел в Тамань. При этом, командование АВФ в известность поставлено не было, и эти катера включили в план высадки 56-й армии в ночь с 2-го на 3-е ноября.
Отряд состоял из бронекатеров 1-го гвардейского и 4-го дивизионов, которые не смогли принять десант на Пересыпи и в Кучугурах. Но, каких? Простейший, казалось бы, вопрос снова оказывается достаточно запутанным.
По данным «Хроники …» отряд состоял из «бронекатеров № 26, 71, 73, 414, 423 и…» так в оригинале, т.к. номер шестого катера не установлен[13].
Прежде всего следует отместить, что малый бронекатер №26 в отряд С.В. Милюкова не входил. Катер должны были передать из состава ЧФ в АВФ вместе с однотипным катером № 82 (№81), севшим на камни у м. Панагия, но он остался в составе ЧФ, и отстаивался в Тамани.
В.М.Кононенко указывает несколько другие номера катеров отряда: №№ 71, 73, 414, 415, 422, 423. По факту, отряд, действительно, состоял из двух бронекатеров 1-го гв. дивизиона (№№71 и 73) и катеров 4-го дивизиона. По их номерам идет определенное разночтение. Путем сопоставления различных документов, с большой вероятностью, это были №№:
-411 (заводской №414) из состава 4-го дивизиона, который находился в составе десанта, но указывался в документах по заводскому номеру.
-412 (заводской №415) из состава 4-го дивизиона, который находился в составе десанта, но указывался в документах по заводскому номеру.
-414 (заводской номер №302) из резерва 4-го дивизиона.
-213 (заводской номер № 422), из состава 4-го дивизиона, который находился в составе десанта, но указывался в документах по заводскому номеру.
-214 «За Сталинград» (зав. № 423) из состава 4-го дивизиона, который находился в составе десанта, но указывался в документах по заводскому номеру
-221 (зав. № 424) из состава 4-го дивизиона, который находился в составе десанта, но указывался в документах по заводскому номеру.
Таким образом, вместе с катерами 1-го гв. дивизиона, всего 8 единиц. При этом, катер № 414 (№302) выбросился на косу Чушка, а № 415 сел на мель. Остается шесть катеров. Цифра сошлась. Рассмотрим состав отряда подробнее.
№414 (зав. № 302) и №411 (зав № 414)
По логике изложения событий рядом авторов, создается ощущение, что в событиях участвует один катер. Однако, это не так. По одним данным, катер №414 сел 01.11.1943г. на мель в районе косы Чушка. Затем, 29.11.43г., он был снят с мели, но при буксировке из Темрюка в Ахтари, перевернулся.
По другим данным, катер №414 сгорел 2.11.43г. в Тамани, при авиационном налете. Речь идет о двух разных катерах. В ОБД «Мемориал» потери отмечены и на том, и на том катере. При этом, указаны разные обстоятельства.
Так, например, у командира БК № 414 Макарова Н.М. указано, что он обгорел при попадании бомбы в пирс в порту Тамань. В донесении, указан второй, тактический номер катера, (№411), что позволяет идентифицировать его однозначно. В «Отчете …»[14] указано, что этот катер сгорел в порту Тамани.
По данным другого донесения, три члена экипажа катера №302 (№414) погибли при обстреле катера артиллерией у косы Чушка. Еще семь членов экипажа этого катера погибли 29.11.43 при его буксировке. Т.е. скорее всего, они обеспечивали буксировку, в результате которой он погиб. Соответственно, до Тамани дошел только катер №411 (№414), а второй катер №414 (№302) остался на косе.
№415
По факту, это БКА № 412, с заводским № 415, который сел на камни в районе Тамани, и был отправлен на ремонт. Ряд авторов указывает, что при попытке оказать ему помощь, получил повреждения, и, был вынужден встать на ремонт, катер № 422, однако, исходя из данных «Отчета…» этот катер участвует в Эльтигенской высадке уже на следующую ночь.
№421- 424
По факту, это катера № 213 (зав № 422), 214 «За Сталинград» (зав. № 423) и 221 (зав. № 424).
В дальнейшем, во флотском «Отчете…»[15] по Эльтигенской операции, прослеживается использование бронекатеров:
-№26, это катер типа С-40 с заводским №333 так и не попавший в Азовскую флотилию
-№421 (заводской №303) Бронекатер с заводским № 303, появляется в ночь с 4 на 5 ноября. Это командирский бронекатер № 421, числившийся во 2-й группе 56-й армии, в резерве.
-№213 (зав № 422)
-№214 (зав. №423), «За Сталинград»
-№71, из 1-го гв. дивизиона (зав. № 308)
-№73, из 1-го гв. дивизиона (зав. №318)
-№412 (заводской №415).
Итог операции: Погиб БКА № 114, поврежден БКА №111, выброшены на берег БКА №32, КТЩ №85 и полуглиссер 23, выброшен на косу Чушка БКА №414 (заводской № 302), КТЩ №4 и десантный бот. Расстрелян и сгорел на косе Чушка мотобот 267. Сел на камни БКА №415, Повреждены БКА № 322 и пароход «Коммунар».
Если рассматривать ход и результаты десанта, то, следует признать, что виновата не погода. Журнал боевых действий Северокавказского фронта указывает: «Десант 56-й армии высадить в ночь на 01.11.43г. не удалось по причине неорганизованности и потери управления караваном судов в море» [16]. И это объективная причина. Таким образом, в ночь на 01.11.43 года высаживался только Эльтигенский десант.
[1]Название документа отсуствует
[2]документ озаглавлен «План форсирования Керченского пролива 2-й гв. сд (1-й рейс)»
[3]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г.
[4] А.Я. Кузнецов Большой десант. Керченско-Эльтигенская десантная операция — Москва: Вече 2011г.
[5] Хроника ВОв Советского Союза на Черноморском театре» М. Воениздат 1950г. с. 309
[6] Ныне не существующий населенный пункт, уничтоженный штормом и наводнением в 1969 году.
[7] Документ цитируется по фотокопии подлинника, размещенного на сайте МО РФ «Память народа»
[8] NARA T315 R 1211 fr.0044
[9]район мыса Ахилеон
[10] NARA T315 R 1210 fr.0050
[11] Хроника ВОв Советского Союза на Черноморском театре» М. Воениздат 1950г. с.309
[12]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г. с. 43
[13] «Хроника ВОв черноморском театре» (выпуск 5) — М. Военмориздат 1950г. с 311
[14] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4
[15] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4
[16] ЦАМО, Фонд 51, Опись 932, Дело 462