Найти тему
МИР (Море История Россия)

Эльтигенская высадка Часть 1

Советский расчет операции по высадке 18-й армии (3-я армейская группа высадки) в районе Эльтигена предусматривал высадку 318-й сд тремя полковыми группами по два отряда (всего, 6 отрядов). Незадолго до высадки добавился 7-й отряд, состоящий из «бочечных» плотов со средствами буксировки, который должен был доставить на плацдарм полковую артиллерию. Переброску зенитной артиллерии на плацдарм последний расчет на высадку не предусматривал.

Исходя из плановой таблицы операции, приведенной в «Отчете…»[1], катера всех трех отрядов должны были выйти к линии старта. Подход десантных групп маскировался массированными налетами штурмовиков, которые заглушали шум катерных двигателей ревом авиамоторов. Отряды должны были выйти с «линии старта», находившейся в 6 милях от Керченского берега, одновременно, во время, обозначенное буквой «Ч». Соответственно, при движении 8 узловым ходом (средняя скорость хода десантных средств) подходное время составляет около 45 минут.

Линия старта 3-6-го отрядов (2-я и 3-я группы высадки) контролировалась катером СКА №053[2]. Старт 1 и 2 отрядов контролировался только командиром 1-й группы (к-н 3-го ранга Д.А.Глухов).

Линия старта была обозначена двумя створными огнями[3], установленными на косе Чушка. Подходные пути к линии старта были обозначены светящимися буями, протраленные фарватеры для движения к берегу противника, для каждого отряда были обозначены на Таманском берегу створными огнями «своего» цвета[4].

Все пути движения были подготовлены, обозначены, но требовали от штурманов и рулевых предельного внимания и тщательности исполнения. Высадка в проливе с севера и с юга прикрывалась торпедными катерами специально выделенной группы к-на 1-го ранга Филиппова.

Как указывает «Отчет…»[5]: «Отряд прикрытия нес дозор в районе м.Опук ТКА ТКА 43, 83, 103, 104 ТКА Д(альний)Д(озор) в районе м.Такиль ТКА №№ 81, 101, кроме того ТКА №№ 35, 45, 65, 105, 72, 94 под командованием командира 2 дивизиона Новороссийской базы торпедных катеров, капитана 3 ранга Тууль сопровождали десантные отряды…».

В.М. Кононенко именует Эльтигенскую высадку «вспомогательной», но это не верно. В плане операции, в разделе «Демонстративные действия» указывалось: « Дезориентация противника достигалась без специальных демонстративных действий за счет исключительно большого фронта одновременной высадки, начиная с Азовского побережья по всему побережью Керченского пролива»[6]…В тоже время как высадка третьей группы осуществлялось на двух направлениях: (Эльтиген - главное, коммуна «Инициатива» -второстепенное)». Но высадки «по всему побережью» не было. Была только высадка в Эльтигене

Погрузка и движение к линии старта 1-й группы Эльтигенского десанта (1 и 2 отряды).

Командиром 1-й группы (и первого отряда) был назначен Дмитрий Андреевич Глухов[7], командир 1-го дивизиона сторожевых катеров, ранее входившего в состав эскадры кораблей ЧФ. Осенью 1943 года дивизион был передан в состав Новороссийской ВМБ. Его заместителями в этой операции являлись командир 2-го звена ст. л-т Чеслер и командир СКА-081 ст. л-т Флейшер.

Командиром 2-го отряда был назначен Александр Авксентьевич Жидко[8]. Заместителем его являлся командир СКА №0141 ст. л-т Баженов.

Обычно, на этом информация о командном составе группы и ограничивается. Однако, следует обратить внимание на то, что каждая десантная группа была не сводной, а состояла из одного армейского подразделения, с приданными ему частями усиления. Каждая десантная группа и каждый отряд высадки имели своего армейского командира.

После высадки, каждое из армейских подразделений имело свою заранее оговоренную задачу. Части морской пехоты, как правило, использовались только для первого броска и удержания плацдарма до высадки основного армейского подразделения.

Войсками этой десантной группы (в «армейской» нумерации она считалась, наоборот, третьей) командовал подполковник Ивакин из штаба 318-й сд. Командиром 1-го отряда высадки являлся майор Григорьев, командир сводного 142-го батальона 255-й бригады[9], бывший командир 613-й штрафроты ЧФ. Вторым отрядом, состоявшим из бойцов 1331-го полка, командовал майор Ширяев. Отрядам были приданы 107-мм горные минометы и личный состав 195-го горно-минометного полка (командир – полковник Иваньян). Некоторые авторы указывают в составе десанта, который грузился в этом районе 31.10.43г., 92-ю армейскую штрафную роту. Это информация ошибочная. Эта штрафная рота была высажена во второй волне высадки 2.11.43.

Плавсредства первой группы высадки (1-й и 2-й отряды) базировались на Анапу, и, соответственно, к месту погрузки десанта у Соленого озера[10], они должны были совершить переход протяженностью около 20 миль. Отряды этой группы действовали на «длинном плече». Погрузка десанта осуществлялась на двух вновь построенных свайных причалах, на расстоянии 18 миль от линии старта и в 24 милях от точки высадки. По данным «Отчета…»[11], катера прибыли к Соленому озеру в 19 часов, и к 22 часам завершили погрузку.

Погрузка войск 1 и 2 отрядов должна была осуществляться совместно, на одних и тех же причалах. Бойцы морской стрелковой бригады грузились первыми, на десантные боты и мелкосидящие катера, типа КМ[12] (из состава 7-го и 8-го дивизионов СКА). «Армейцы» грузились на корабли, имеющие большую осадку и водоизмещение, в основном, КТЩ и СКА.

В документе, который называется «Расчет посадки дес. на плавсредства 1 и 2 отрядов», который входит во флотский «Отчет…»[13] допущен двойной счет, в результате которого к погрузке назначено 2685 человек. По факту, численность 1331-го сп, который имел 30% укомплектованность стрелковых частей, составляла 1096 человек. Подразделения 195-го огмп насчитывали 152 человека. Отряд 255 омсбр (142-й батальон, с приданной противотанковой батареей) насчитывал 520 человек. В сумме, 1,7 тыс. человек, а не 2,7 тыс, как в «Отчете…». Это ошибка, говорящая о том, что документы, которые должны были разрабатываться до начала операции, готовились задним числом и не совсем аккуратно.

По «Отчету…» размещение десантников 1-й десантной группы было следующим:[14]

1 и 2 десантные отряды, первый бросок десанта. 520 человек 142-го батальона 255-й морской стрелковой бригады под командованием к-на (по другим данным, майора) С.Т. Григорьева[15].

-1-й отряд: катера 7-го дивизиона сторожевых кораблей НВМБ типа КМ №№057[16], 0107[17], 0188[18] и Р-07[19], три моторных баркаса (№ 2, 3, 21) и десантные боты №№ 9 (зав. №321), 10 (зав.№322), 11(зав. №312). На эти плавсредства должны были грузиться 1-я и 2-я роты батальона.

-2-й отряд: катера типа КМ 8-го дивизиона №№ 0158[20], 0178, 198[21] и десантные боты №№ 12(зав. №313), 14 (зав. №315), 19[22]. В его состав была выделена третья и пулеметная роты батальона.

По факту, плановый расчет был выполнен, и первый бросок загрузился на намеченные плавсредства, лишь с небольшими изменениями. В 1-м отряде подошли мотоботы с другими номерами, и, взамен одного из поврежденных десантных ботов (ДБ-10), выброшенного на берег накануне, были выделены катера КМ-4503, 138[23], 168. Из-за этого, произошла небольшая перетасовка личного состава при посадке 142-го батальона. пять 45-мм пушек были погружены на десантные боты, причем, орудия были установлены на носу так, что они могли вести огонь.

Катера типа КМ создавались для Морпогранохраны НКВД в 1930г. В качестве прототипа был взят немецкий полицейский катер с металлическим корпусом. Проект был переработан под деревянный корпус, и, в результате, получился катер с корпусом длиной 13,9 м, осадкой 0,6м, одновальной механической установкой мощностью 63 л.с., вооруженным одним пулемётом, калибром 7,62 мм. При этом водоизмещение катера увеличилось до 6,5 т., скорость составила 8,5 уз. По состоянию на начало войны в Морпогранохране Черного моря насчитывался 21 катер этого типа, еще 4 катера числятся на Балаклавской школой МПО НКВД. В Эльтигенской операции принимали участие 15 катеров этого типа.

Десантные боты являлись специально спроектированными десантными средствами, разработанными на базе десантного понтона конструкции полковника И.И. Неговского дореволюционной постройки. Катер предназначался для использования в качестве десантно-высадочного средства на больших озёрах и реках[24]. Он имел упрощенные обводы, водоизмещение 19 тонн, (размерения 14.6 х 3.6 х 0.9 м), стандартную вместимость 60 десантников и скорость от 8 до 10 узлов (в зависимости от модификации). Экипаж катера 3 человека. Достоинством десантного бота являлась его очень малая осадка, позволявшая подходить близко к берегу. Недостатком этого катера являлось то, что он имел низкую мореходность. Катера были низкобортными, открытыми и не имели закрытой рубки. Для того, чтобы снизить их заливаемость, на катерах устанавливали тенты на дугах. В дальнейшем, чтобы обеспечить минимальные условия для рулевого, и повысить их мореходность, на эти катера стали устанавливать самодельные рубки.

1 и 2 десантные отряды, второй эшелон (командир ст. л-т Чеслер)

На корабли второго эшелона должны были грузиться бойцы 1331-го стрелкового полка, штаб и санрота, рота связи, рота автоматчиков, химвзвод, два отделения саперов, рота ПТР, взвод разведки, батарея минометов 195 огмп, в сумме 1250 человек.

1-й десантный отряд имел в своем составе катера 1-го дивизиона СКА (типа МО) №№ 081[25], 0101[26], 0111[27], 01012[28] и катерные тральщики №522[29], 562[30], «Сухуми» [31]

2-й десантный отряд имел в своем составе СКА (типа МО) №№018, 0141[32], 075[33], и КТЩ № 156[34], 151[35], 165[36]

В ходе погрузки, действительно, возникла небольшая путаница, связанная с тем, что несколько изменился корабельный состав группы (по сравнению с плановым). Но, в целом, посадка 1-го и 2-го отрядов была осуществлена достаточно оперативно. По «Отчету…»[37], на пристани в Соленом озере загрузились: 1769 человек, при 5 птп 45-мм, 3-х 120-мм и 4-х 107-мм минометах. Таким образом, практически весь личный состав, выделенный для погрузки, был принят на борт.

Катера первого броска имели примерно одинаковую скорость, основные же силы десанта грузились на плавсредства имеющие разную скорость хода. К примеру, катера МО-4 имели скорость 26 узлов, а большая часть КТЩ (бывшие сейнера, водоизмещением 75-93 тонны) обладали скоростью хода всего 5-7 узлов, из-за чего движение единым отрядом было затруднено.

Во флотском «Отчете…»[38] указано, что «…корабли двигались одной длинной кильватерной колонной, возглавлял которую командир 2-го отряда к-н 3-го ранга Жидко (на СКА №018), а, замыкал командир 1-й группы (и первого отряда) к-н 3-го ранга Д.А. Глухов (на СКА №081)». Катера не двигались единым корабельным соединением, а, двигались по указанному узкому фарватеру самостоятельно, из-за чего некоторые катера в ходе движения «потерялись». «Отчет…»[39] говорит о том, что колонна двигалась «… в очень растянутом однокильватерном строю, недаваемом возможности контролировать движение всех плавсредств, и поэтому с приходом отрядов на линию старта в 2 часа, что плавстредства отрядов растерялись, нарушив строй...» [40]

Учитывая тот факт, что к 21.00 погрузка была завершена, корабли имели в запасе 5 часов, чтобы пройти 18 миль до линии старта, т.е. корабли имели достаточный запас по времени для того, чтобы выйти на исходные позиции.

Но ситуация развивалась не так, как рассчитывал командир группы. В ходе следования к месту высадки на немецком минном заграждении на траверсе м. Панагия, были потеряны: СКА 01012 (в 00:50 1-й отряд, командир катера — ст. л-т Бабко Н.С.) и КТЩ №156 (в 00:20, 2 отряд, командир КТЩ — Дедюшев К.Ф.). На сейнере погибло 11 членов экипажа и 155 человек. На морском охотнике погибли 16 членов экипажа, в том числе командир 3-го звена, 1-го дивизиона сторожевых катеров, старший лейтенант П.А. Кулашов[41], и 60 десантников 1331-го сп. Время и район гибели этих двух кораблей вполне укладываются в график движения отрядов. Корабли погибли, приблизительно, в одном районе, на одном и том же минном заграждении, первым подорвался корабль 2-го отряда, затем, через полчаса корабль 1-го отряда, т.е. корабли отрядов действительно, следовали вперемешку и поодиночке.

Анализ расположения обломков этих кораблей, показывает, что, с большой вероятностью, причиной гибели этих катеров на немецком минном заграждении стал неучтенный в прокладке снос этих кораблей норд-остовым ветром, усилившийся после выхода из-под прикрытия берега. Координаты их обломков даются дайверами южнее координат протраленного фарватера, указанного в «Отчете…». Ширина фарватера составляла всего 1 кабельтов (185 м), что явно недостаточно при использовании существовавших в то время средствах навигации. Даже в современных условиях, при использовании GPSнавигации, пройти по неогражденному фарватеру такой ширины, достаточно сложно. Кораблям же, следующим в ночное время по фарватеру, обозначенному лишь двумя поворотными световыми буями, выдержать такую точность, в принципе, невозможно.

В результате ночного перехода, 1-я десантная группа почти своевременно собралась в районе линии старта, но, далеко не в полном составе. После выхода на линию старта, в составе 1 и 2 отрядов, выявилось отсутствие нескольких кораблей, в связи с чем, начался розыск потерянных плавсредств. Как указывает «Отчет…»[42]: «1, 2, 5 и 6 отряды были на своих ведущих створах в районе стартовой линии. Командир 1 отряда производил поиск своих КТЩ и КМ КМ[43] отставших от отряда. Командир 2 отряда ожидал подтягивания отставших плавсредств, имея при себе только СКА СКА с десантными ботами на буксире» [44].

В ходе поисков, подорвался на мине СКА № 0111, на борту которого находился штаб 1331-го полка. Произошло это в 3 часа 10 минут, т.е. в то время, когда по плану операции катер должен был уже уйти с линии старта, и приступить к высадке. Катер остался на плаву, но в кормовом кубрике, разрушенном взрывом, погибло несколько офицеров штаба 1331-го сп и его командир полковник А.Д.Ширяев[45]. Поврежденный СКА был отбуксирован в Таманский порт катером КМ-0198, который из-за этого тоже высадить свой десант не смог.

Состав десантных отрядов и погрузка на плавсредства 3-й группы (5, 6 и 7 отрядов)

Катера этих отрядов с 26 октября отстаивались в Таманском заливе. Командующим корабельным отрядом этой группы был назначен командир 6-го отряда к-н л-т Гнатенко[46], заместителями которого являлись к-н л-т Кеба и старший лейтенант Аскеров

Командиром этой полковой группы (в армейской нумерации первой), отправляемой из Тамани, с «армейской» стороны (в «сухопутной» нумерации она числится первой) являлся полковник Бушин[47] из штаба 318-й сд.

Под погрузку в Тамани должны были сосредоточиться:

-386-й батальон морской пехоты ЧФ

-613-я штрафрота ЧФ и 58-й офицерский штрафной взвод

-управление и личный состав 1339-го сп,

-полковая батарея противотанковых орудий (3 шт. 45-мм пушки)

-батарея полковых минометов (4 шт. 120-мм)

5-й десантный отряд (командир — старший лейтенант Москалюк, заместитель — к-н л-т Трофимов)

В 3-й десантной группе этот отряд выполнял роль отряда первого броска, он должен был принять на борт 386-й батальон морской пехоты и 613-ю штрафную роту ЧФ вместе с 58-м штрафным офицерским взводом (в сумме 750 человек) [48].

Из состава 5-го отряда, под погрузку встали:

-два СКА №№ 052[49] и 079, которые приняли 90 человек, включая штаб и медиков 386-го батальона морской пехоты, личный состав корректировочного поста 224-го ОРАД ЧФ

-КТЩ №524[50] (60 человек)

-ДБ-30 (зав. №340), 17 (зав. №326), 25 (№337), которые, приняли 179 человек, одну 45-мм пушку и 2 полковых минометов из 1339-го сп.

-дивизион речных тральщиков НВМБ (командир дивизиона ст. л-т Назаров), в составе РТЩ №№ 105[51], 110[52], 369, 371[53], 373[54], 398[55], 420[56], 422[57] (всего, 203 человека).

Из-за неразберихи при посадке, вместо личного состава 386-го обмп два РТЩ приняли два взвода из состава 3-го батальона 1339-го сп

По данным «Отчета…» в составе отряда указаны 5 гребных баркасов, в которых разместились 250 человек и один 120-мм миномет, этот факт вызывает большое сомнение. Вместимость самого большого, используемого на флоте 22 весельного баркаса - 25-30 человек, возможно в тексте документа опечатка. В десантных ботах и буксируемых баркасах размещались бойцы 613-й штрафроты ЧФ. Итого по 5 отряду: 783 человека

6-й десантный отряд (командир — к-н л-т Гнатенко)

Отряд должен был принять на борт личный состав, приданные части и командование 1339-го сп. В составе отряда числились:

- три СКА №№ 046[58] (флагман), 019[59], 0912 эти катера приняли на борт 115 человек. В связи с тем, что из-за норд-остового ветра промоина между мысом и косой Тузла обмелела, во избежание посадки на мель, остальной состав, численностью 145 человек приняли сопровождающие десант торпедные катера.

-КТЩ №211, бывший сейнер №6, который принял 64 человека

-катер СКА (КМ) №076[60] (принял 20 человек)

-8 десантных ботов ДБ-1(заводской №311), 3[61], 5 (№319), 8 (№308), 10А (№310), 20(№329), 24 (№334), 29 (№ 329), которые приняли на борт, суммарно, 490 человек, и 8 шт. 45-мм птп 433-го противотанкового дивизиона 318-й сд. На некоторые десантные боты, из-за путаницы при посадке, принят личный состав 386-го обмп.

-гребные баркасы 78 человек (частично приняли 613-ю штрафроту ЧФ)

В сумме: 912 человек, 8 шт. 45-мм орудий, 2 шт. 120-мм миномета,

Незадолго до высадки был создан 7-й отряд, состоящий из катерных тральщиков и плотов для транспортировки артиллерии. Его командиром был назначен ст. л-т Усатенко, изначально планировавшийся на должность командира 5-го отряда.

В состав отряда были включены пограничный катер ПК №073[62], КТЩ №№ 559[63], 569, 570[64], 082, 5385, 568, 081, заградитель ДЗ-11 и 8 плотов. Плавсредства 7-го отряда имели достаточно сложную схему погрузки, они грузились личным составом в Тамани, далее, они должны были следовать к косе Тузла, и брать на буксир плоты с уже загруженной на них артиллерией. Плоты, составленные из скрепленных железных бочек, были доставлены к косе Тузла в ночь на 29 октября. Их буксировку наблюдал противник (утреннее донесение 98-й пд от 29.10.43г.).

Но в связи с тем, что артиллерию заранее на косу Тузла не перебросили, катерные тральщики были вынуждены брать на буксир пустые плоты, и, следовать к причалам в Кротков, к месту погрузки 3 и 4 отрядов, где на плоты должна была грузиться материальная часть (полковая артиллерия 1331-го, 1337-го и 1339-го сп). В общей сложности, в Тамани на борт катеров отряда были приняты 388 человек.

По составу материальной части, фактически, загруженной на плоты, в советских документах идут существенные разночтения. По расчету на погрузку плоты должны были принять 12 шт. 76-мм орудий. Некоторые источники даже указывают тип орудий (ЗиС-3), однако, эти данные не подтверждаются. По данным ЖБД артиллерии 318 сд, 31.10.43г. дивизионная артиллерия не грузилась. Под погрузку встали 3 четыреходийные полковые батареи, без средств тяги. По данным «Отчета…»[65] на плоты были погружены 5 «Виллисов», принадлежавших 490 иптап и полковые орудия 318-й сд, что вызывает некоторые сомнения. По логике, автомобили должны были перевозиться со штатными орудиями.

Принадлежность «Виллисов» к 490 иптап идентифицируется однозначно. Этот легкий противотанковый полк, сформированный в Закавказье, имел на вооружении 45-мм пушки и был оснащен а/м типа «Виллис» и «Форд». Автомобиль с «бочечного» парома, обнаруженный еще в 1980г. был набит 45-мм боезапасом[66]. С другой стороны, приблизительно в том же районе, была обнаружена 76-мм полковая пушка.

318-я сд в своих первичных документах указывает погрузку (и гибель вместе с плотами) только 9 полковых орудий, а не 12-ти. Журнал артиллерии 318 сд подтверждает эту цифру, указывая те же данные[67].

В наградном листе командира КТЩ-569[68] (старый номер 083) Главстаршины И.П. Бучнева указано: «Участвуя в Эльтигенской операции т. Бучневу была поставлена задача: доставить плот с 2 орудиями и их расчетами к высадившимся ранее десантникам. При подходе к берегу, вражеские батареи открыли ураганный огонь. тов. Бучнев, маневрируя катером, приказал поставить дымзавесу. Прикрываясь дымзавесой, маневрируя т. Бучнев доставил плот с орудиями, и полностью разгрузил боезапас».

КТЩ-569 участвовал в доставке десанта три раза:

-в ночь на 1 ноября 1943 г., в составе 7-го отряда, буксируя бочечный плот с 2 орудиями (не доставлен)

-в ночь с 3 на 4 ноября

- в ночь с 4 на 5 ноября

Далее, в наградном листе старшины Бучнева указано:

«В штормовую погоду с 4 на 5 ноября катер доставил десантникам боезапас и продовольствие. Подходя к берегу, батареи противника открыли огонь по катеру. Попаданиями вражеских снарядов катер был выведен из строя. Не смотря на все сложившиеся обстоятельства, т. Бучнев мобилизовал личный состав катера на выгрузку боезапаса и продовольствия. Работая в холодной воде, катер был разгружен, после чего был выброшен штормом на берег».

Возникает вопрос: о каком эпизоде идет речь? Учитывая тот факт, что речь идет об одном плоте с двумя орудиями, то это, скорее всего, высадка в ночь на 1-е ноября, однако, как следует из документов, ни один из плотов в районе Эльтигена не разгрузился, а один плот с двумя орудиями был выброшен на берег и захвачен румынами. Вопрос требует уточнения.

По данным коменданта погрузки в порту Кротков, на бочечные плоты были загружены 5 птп калибром 45-мм. Насколько достоверна эта информация — сложно сказать. Следует обратить внимание на то, что, из бочек, по документам, были изготовлены 5 больших плотов (грузоподъемностью 5 т.) и 3 малых (3 т.). Правда, есть и другие данные. В «Отчете…»[69] указано, что изготовлены 9 плотов на 81 металлической бочке, 6х8 метров, грузоподьемностью 8 тонн и два плота на 288 бочках (7,5х10м), грузоподъемностью 30 тонн. Вопрос требует уточнения. По данным «Отчета…»:

-три плота приняли на борт по 2 орудия, одному «Виллису», 1т. боеприпасов и 20 человек с вооружением (плоты 4, 5, 6). Суммарно, каждый из них принял более 5,4 т. Румыны, захватившие один из таких плотов в районе м.Чонгелек (рыбный промысел в районе д. Яныш Такиль), действительно, указывают, что на плоту находились два орудия и один автомобиль, к сожалению, но, калибр орудия в документах противника не указан.

-три плота (плоты 1, 2 и 7) по «Отчету…»[70] взяли по 20 человек, два орудия и 1,5т. боезапаса (суммарно, должно быть около 4,8 т.)

-два плота: 3-й и 8-й взяли по 20 человек, 1 «Виллис» и 1,5 т. боезапаса (4,2 т.)

Данные крайне противоречивы. До появления уточняющих данных, будут использоваться данные из «Отчета…»[71].

По данным «Отчета…»[72]: «Упреждение времени посадки относительно плановой таблицы, было введено с расчетом трудности посадки из-за свежей погоды, у причалов была значительная зыбь, но армейское командование решило в целях обеспечения скрытности, начать сосредоточение с наступлением темноты. Таким образом, плавсредства 5, 6, и 7 отрядов с 16.30 ожидали подход войск до 18:00…»[73].

При погрузке 5-го и 6-го отрядов, катера которых уже находились в готовности, возникла задержка, т.к.первыми поз погрузку личного состава встали катерные тральщики вновь созданного 7-го отряда (командир ст. л-т Усатенко). В 21 час этот отряд вышел из порта. В связи с этим, возникает вопрос, если на борт не принималась материальная часть, то не совсем понятно, по какой причине погрузка относительно небольшого количества бойцов потребовала трех часов времени. После загрузки КТЩ из состава 7-го отряда, в Тамани, встали под погрузку катера 5-го и 6-го отрядов. Выделенные для высадки средства были поданы без изменений.

В связи с отжимным норд-остовым ветром, глубина Тузлинской промоины сократилась с 1,8 до 1,6 м. Опасаясь посадки на мель катеров типа «МО», при прохождении промоины, советское командование приняло достаточно спорное решение: часть личного состава была загружена на торпедные катера. После прохождения мелководного участка планировалась обратная перегрузка с ТКА на СКА прямо в море. Исходя из морской практики такая перегрузка, даже на небольшом волнении, когда качаются обе палубы, достаточно трудная и рискованная задача.

Данные по времени выхода отрядов из Тамани достаточно противоречивы. По данным ЖБД 318-й сд: «В ночь на 1.11.43. в порту Тамань, согласно плана, началась посадка на суда полков 318 сд. Первым начал погрузку в 18.30 1339 сп /командир полка майор Ефремов/, но вследствие нераспорядительности моряков и оказавшееся недостачи барж, что внесло путаницу в ранее произведенные расчеты, полк погрузкой опоздал и погрузился основной массой только к 1.00 1.11.43. Остатки полка, штаб полка и управление Штаба 318 сд, во главе, с начальником штаба полковникам Бушиным погрузку закончили только в 2.00 1.11.43» [74]

[1] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[2] Бывший пограничный сторожевой катер 4-го ЧОПС МПО НКВД. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. - в состав Дунайской флотилии. 4.09.1841 г. переведен в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях. В ходе последней тяжело поврежден огнем береговой артиллерии противника и выведен из эксплуатации.

[3] система из двух или трех навигационных огней (передний постоянный, задние- мигающие) для обозначения курса, которые необходимо держать «в створе» (на одной линии) при движении.

[4] 1-й отряд –белый, 2-й – зеленый, 3-й красный, 4-й синий, 5-й опять зеленый, 6- й красный.

[5] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[6] выделено мной А.Н.

[7] 1906 г.р. участник обороны Одессы, Очакова, Севастополя, на момент операции занимал должность командира дивизиона морских охотников Новороссийской ВМБ

[8] участник Керченско-Феодосийской десантной операции, на момент операции занимал должность командира дивизиона морских охотников Потийской ВМБ

[9] командир бригады полковник П.В.Харичев, в начале войны командовавший первым формированием 3-го полка морской пехоты. Бригада сформирована в августе 1942г. из личного состава 14, 142 и 322 батальонов морской пехотыЧФ. Принимала участие в обороне «Малой земли»

[10] Темрюкский район, бывший совхоз «Бугазский», современный населенный пункт отсутствует. Сваи причалов сохранились до настоящего времени.

[11] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[12] малые пограничные катера, водоизмещением 12т, со скоростью хода 10 уз. экипаж 10 человек.

[13] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[14] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[15] остался жив, https://public.wikireading.ru/171217, более подробные сведения пока отсутствуют

[16] тип ГК Водоизмещение 30 т. Размерения 24 х 3.9 х 1.1 м. ДВС, 1650 л.с. Скорость 23/17 узлов, дальность 320 миль. Вооружение: 1 х 45 мм. Экипаж 10 чел. Бывший К-233 (с 17.12.1941 г. СКА № 057, с 21.05.1944 г. "СК-57") Бывший пограничный сторожевой катер. Построен в 1930 - 1931 гг. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. - в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10 - 11.12.1943 г. С 16.02.1943 г. использовался как плавсредство.

[17] Бывший пограничный сторожевой катер 2-го дивизиона погрансудов МПО НКВД Черноморского ПО. Построен в 1936 гг. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 10.12.1941 г. - в состав 7-го дивизиона СКА ЧФ. Участвовал в Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 21.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях. 21.06.1945 г. возвращен морпогранохране.

[18] Бывший пограничный сторожевой катер 3-го дивизиона погрансудов МПО НКВД Черноморского ПО. Построен в 1936 гг. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 10.12.1941 г. - в состав 8-го дивизиона СКА ЧФ. Участвовал в Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 21.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях. 21.06.1945 г. возвращен морпогранохране.

[19] типа «Рыбинец»

[20] Тип ПК Водоизмещение 12 т. Размерения 15.2 х 2.9 х 1 м. ДВС 300 л.с. Скорость 10/8 узлов, дальность 180 миль. Вооружение: 2 х 7.62 мм пулемета. Экипаж 11 чел

[21] из состава 8-го дивизиона СКА НВМБ ЧФ Бывшие пограничные сторожевые катера 3-го ЧОПС МПО НКВД. Построены в 1934 - 1935 гг. 22.06.1941 г. вошли в оперативное подчинение, а 17.12.1941 г. - в состав ЧФ. Участвовали в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 21.10 - 11.12.1943 г. операциях.

[22] Заводской № 328 Получен от судостроительной промышленности. 10.09.43 погиб от артиллерии в районе пляжа водной станции «Динамо» в Новороссийской бухте. Поднят в сентябре, погиб в Эльтигене в ночь на 02.11.43.

[23] десанта не нес, использовался как связной катер.

[24] Катера проекта 165 были разработаны ЦКБ, в настоящее время несущее название ЦКБ «Вымпел» (г.Н.Новгород).

[25] СКА №028 (с 2.07.1941 г. СКА №081, с 7.05.1944 г. "МО-81") Зав. №137. Заложен в 1939 г., спущен весной 1940 г., вст. в строй 23.07.1940 г. и включен в состав ЧФ. Участвовал в высадке десанта в Юж. Озерейку в феврале 1943 г., Новороссийской 9 -16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях

[26] СКА №0101 (с 7.05.1944 г. "МО-101") Зав. №176. Заложен 18.07.1940 г., спущен 24.10.1940 г., вст. в строй 23.01.1941 г. и 28.04.1941 г. включен в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. десантной операции

[27] СКА №0111 (с 7.05.1944 г. "МО-111") Зав. №174. заложен 12.07.1940 г., спущен 22.10.1940 г., вст. в строй 23.01.1941 г. и 28.04.1941 г. включен в состав ЧФ. Участвовал в высадке десанта в Юж. Озерейку в феврале 1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции

[28] катер 01012 был передан из 12-го дивизиона АВФ в 1-й дивизион ЧФ, но на момент начала операции он еще не получил новый тактический номер. Зав. №10. Заложен в 1942 г., спущен в июле 1943 гг., вст. в строй 12.09.1943 г. и вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Погиб 31.10.1943 г. (по другим данным 1.11.1943 г.) от подрыва на мине в Керченском проливе

[29]Бывший пассажирский катер Сочинского морского торгового порта. Построен в 1934 г. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в катер-тральщик и 30.06.1941 г. включен в состав ЧФ.

[30] бывшая парусно-моторная шхуна «Красная армия» Водоизмещение 115 т. Размерения 16.9 х 5.2 х 2.5 м. ГЭУ 50 л.с. Скорость 6/4 узла, дальность 1400 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, тралы. Экипаж 10 чел. Бывшая рыболовная шхуна Крымгосрыбтреста. Построен в 1932 г. Мобилизован 27.07.1941 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав ЧФ.

[31] бывший сетевой заградитель. ТТХ неизвестны.

[32] СКА №026 (с 2.07.1941 г. СКА №025, с 4.09.1941 г. СКА №0141, с 7.05.1944 г. "МО-141") Зав. №135. Заложен в 1939 г., спущен весной 1940 г., вст. в строй 11.07.1940 г. и включен в состав ЧФ. С 19.05 по 4.09.1941 г. входил в состав плавсредств НИМТИ в качестве опытового корабля. Участвовал в высадке десанта в Юж. Оэерейку в феврале 1943 г., Новороссийской 9 -16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях

[33] тип МО-2, бывший ПК-128 с 17.12.1941 г. СКА №075, с 7.05.1944 г. "МО-75" Построен в 1935 г. и включен в состав 1-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ

[34] Водоизмещение 75 т. Размерения 19.1 х 5 х 2.4 м. ГЭУ 50 л.с. Бывший сейнер Крымгосрыбтреста «Днестр». Мобилизован 4.09.1941 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав ЧФ, бортовой номер 97. С 8.02.1943 г. входил в состав Азовской флотилии. Участвовал в обороне Севастополя и Кавказа, Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях. Погиб 31.10.1943 г. от подрыва на мине у м. Панагия

[35] Водоизмещение 75 т. Размерения 19.1 х 5 х 2.4 м. ГЭУ 50 л.с. Бывшая рыболовная парусно-моторная шхуна Крымгосрыбтреста «Байдуков». Мобилизован 4.09.1941 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав ЧФ. Участвовал в обороне Севастополя, Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. С 8.02.1943 г. входил в состав Азовской флотилии, имел бортовой №94. Погиб 2.11.1943 г. от огня береговой артиллерии противника у Эльтигена

[36] бывш. «Кит» Водоизмещение 80 т. Размерения 19.1 х 5 х 2.4 м. ГЭУ 50 л.с. Скорость 5.5/4.5 узла, дальность 1426 миль. Вооружение: 1 х 7.62 мм пулемет, тралы. Экипаж 10 чел. Бывший сейнер Азчергосрыбтреста. Построен в 1938 г. Мобилизован 6.05.1942 г. и включен в состав ЧФ в качестве плавсредства. 29.03.1943 г. переоборудован в катер-тральщик и включен в боевой состав флота. В некоторых документах значится под наименованием "СП-226". Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Потоплен 1.11.1943 г. береговой артиллерией противника у м. Панагия

[37] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4 Л.133

[38] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4 Л.125

[39] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4 Л.121

[40] десанта не нес, использовался как связной катер.

[41] в 1941 году л-т Кулашов командовал СКА, сопровождавший транспорт «Армения», и, ставший свидетелем его гибели.

[42] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4 Л.124

[43]так в оригинале, это принятое в военных документах обозначение множественного числа

[44] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[45] существует версия о том, что командир катера перепутал створы, с другой стороны, по данным немецкого допроса пленного капитана В.А. Мокина, это была диверсия, учитывая характер повреждений катера (повреждена палуба и кубрик в корме) такой вариант вполне возможен. По ОБД «Мемориал» В.А.Мокин числится убитым 6.12.1943г.

[46] Как указано в воспоминаниях командира 318 сд Гладкова: «Капитан 3 ранга Г. И. Гнатенко и капитан-лейтенант А. А. Жидко были старыми керченцами. Жидко участвовал в десанте на Керчь в декабре 1941 года как командир отряда катеров-охотников. Гнатенко был командиром 5-го и 6-го дивизионов катеров Керченской ВМБ в 1942 году, участвовал в боевых перевозках войск в Керченском проливе, а также в обороне Таманского полуострова»

[47] командир 1339 сп майор Ефремов был только назначен на свою должность, вместо убитого 15 сентября полковника С.Н.Каданчика, однако, по официальной версии, заболел.

[48] скорее всего, численность батальона дана с учетом 613-й штрафроты, т.к. до этого, на 23 число численность батальона дается 588 человек.

[49] Бывший ПК-134 Зав. №96. Построен в 1939 г. и вошел в состав 2-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. и Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. десантных операциях

[50] Бывший пассажирский катер Сочинского морского торгового порта. Построен в 1934 г. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в катер-тральщик и 30.06.1941 г. включен в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции; имел бортовой №74. Погиб 4.11.1943 г. от артиллерийского огня кораблей противника у Эльтигена

[51] Построен в 1940 - 1941 гг. и 7.03.1941 г. включен в состав Дунайской флотилии. 21.11.1941 г. переведен в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.17.1941 - 2.01.1942 г., Новороссийской 9 - 16.09.1941 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях. Потоплен 7.12.1943 г. артиллерийским огнем германских кораблей у Эльтигена

[52] Построен в 1940 - 1941 гг. и 8.09.1941 г. вошел в состав Каспийской флотилии. 27.11.1943 г. прибыл в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10 - 11.12.1943 г.

[53] Водоизмещение 20 т. Размерения 13.6 х 3.1 х 0.8 м. ГЭУ 30 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: 1 х 7.62 ммпулемет, тралы. Бывший речной буксирный катер треста "Котласлессплав". Построен в 1932 г. Мобилизован 25.06.1943 г., переоборудован в катер-тральщик и 27.06.1943 г. включен в состав Волжской флотилии. 2.10.1943 г. отправлен по железной дороге в Поти и 6.11.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. 4.02.1945 г. разоружен и переформирован в плавсредство

[54] Водоизмещение 20 т. Размерения 15 х 3 х 0.8 м. ГЭУ 52 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: 1 х 37 мм, 2 х 12.7 ммпулемета, тралы. Бывший речной буксирный катер треста "Котласлессплав". Построен в 1932 г. Мобилизован 25.06.1943 г., переоборудован в катер-тральщик и 27.06.1943 г. включен в состав Волжской флотилии. 2.10.1943 г. отправлен по железной дороге в Поти и 6.11.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции

[55] Размерения 16 х 3 х 0.7 м. ГЭУ 52 л.с. Скорость 5.5 узла. Вооружение: 1 х 12.7 ммпулемет, тралы. Бывший речной буксирный катер треста "Комилес". Построен в 1939 г. Мобилизован 4.08.1943 г., переоборудован в катер-тральщик и 13.08.1943 г. включен в состав Волжской флотилии. 2.10.1943 г. отправлен по железной дороге в Поти и вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Погиб 5.11.1943 г. от артиллерийского огня противника у Эльтигена.

[56] Размерения 14 х 2.8 х 0.7 м. ГЭУ 52 л.с. Скорость 6.5 узла. Вооружение: 1 пулемет, тралы. Бывший речной буксирный катер треста "Устюглес". Мобилизован 6.08.1943 г., переоборудован в катер-тральщик и 16.08.1943 г. включен в состав Волжской флотилии. 2.10.1943 г. отправлен по железной дороге в Поти и 6.11.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. 31.12.1945 г. выведен из боевого состава и законсервирован

[57] Размерения 14.5 х 2.3 х 0.5 м. ГЭУ 52 л.с. Скорость 5.5 узла. Вооружение: 1 х 12.7 ммпулемет, тралы. Бывший речной буксирный катер треста "Устюглес". Построен в 1939 г. Мобилизован 5.08.1943 г., переоборудован в катер-тральщик и 16.08.1943 г. включен в состав Волжской флотилии. 2.10.1943 г. отправлен по железной дороге в Поти и 6.11.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции

[58]. Зав. №179. Заложен в 1940 г., спущен в начале 1941 г., вст. в строй 25.06.1941 г. и 2.07.1941 г. включен в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях

[59]. бывший ПК-116 (с 10.12.1941 г. СКА №0154, с 17.12.1941 г. СКА №019 ) Зав. №58. Построен в 1938 г. и вошел в состав 1-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. С 17.12.19411 г. по 1.10.1942 г. входил в состав Азовской флотилии. Участвовал в боевых действиях на Азовском море в октябре 1941 - августе 1942 гг., Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Погиб 1.11.1943 г. от подрыва на мине у Эльтигена

[60] Бывший пограничный сторожевой катер 2-го ЧОПС МПО НКВД. Построен в 1935 - 1936 гг. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 4.09.1941 г. - в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 21.10 - 11.12.1943 г. операциях. Потоплен 2.11.1943 г. авиацией противника у Тамани. Поднят, прошел кап. ремонт с ноября 1943 г. по декабрь 1944 г. 13.12.1944 г.

[61] номер непонятен, т.к. по данным справочника ДБ-3 (№324) погиб 10.10.43г. при высадке десанта в районе косы Тузла, а катер № 505 получил этот тактический номер 14.12.43г. С большой долей вероятности, катер №324 был поднят, отремонтирован и использовался в операции, но подтверждения этому факту нет.

[62] тип ЗК Водоизмещение 19 т. Размерения 19.8 х 3.3 х 1.2 м. Двигатели 600 л.с. Скорость 16/13 узлов, дальность 350 миль. Вооружение: 1 х 45 мм или 1 х 12.7 мм и 1 х 7.62 мм пулемет. Бывший пограничный сторожевой катер 4-го ЧОПС МПО НКВД. Построен в 1930 - 1931 гг. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. - в состав Дунайской флотилии. 4.09.1941 г. переведен в состав ЧФ. Потоплен 7.11.1943 г. береговой артиллерией противника у Эльтигена, впоследствии поднят

[63] бывший учебный катер отряда плавсредств ВМУ береговой обороны им. ЛКСМУ. Построен в 1936 - 1937 гг. 5.07.1941 г. принят от Управления военно-морских учебных заведений, переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик и вошел в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 31.10 - 11.12.1943 г. операциях. Поврежден 5.11.1943 г. береговой артиллерией противника у Эльтигена и впоследствии разбит штормом

[64] Разъездной катер отряда плавсредств разведотдела штаба ЧФ. Построен в 1936 - 1937 гг. 12.03.1942 г. переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик и включен в боевой состав ЧФ. 15.07.1942 г. исключен из списков, но 2.02.1943 г. после капитального ремонта снова включен в состав флота. Участвовал в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 31.10 - 11.12.1943 г. операциях

[65] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[66] в настоящее время обломки автомобиля были подняты, и экспонируются в Керченской крепости.

[67] ЦАМО, Фонд 862, Опись 1, Дело 284

[68] 9-й дивизион катерных тральщиков

[69] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[70] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[71] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[72] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[73] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[74] Цитируется по ОБД «Память народа». Правописание сохранено.