Найти в Дзене
Х - BRO

Дикие нравы пионеров и комсомольцев в конце 80 - х - 90 - тых годах

Не знаю, как в других регионах, а в нашем, где еще со времен освоения Сибири народу бывало всякого, как ни как условная граница между Московией и Тартарией, даже деревня не так далеко была, Расковалова называлась. Там каторжан расковывали, снимали кандалы и пешим этапом отправляли дальше, в Тобольск - Столицу Сибири и еще далее. Бывали тут и казаки, и двоедане, кержаки, чалдоны, в общем, люд по острогам был разный и нравы были суровыми. Еще прабабка рассказывала, как у прадеда был шишак, перчатка такая со стальными шарами, от удара которой иная ветхая избушка осыпалась штукатуркой и потолочной пылью, а уж если по недругу вдарить, так и дух вон. Дралися говорит тогда шибко, кольями, край на край, деревня на деревню. И вроде бы причин особых драться и не было, но традиция такая, что поделать, попробуй, забреди с Одиной, в Мочальницу, ( улицы так назывались) костей не соберешь. Преемственность поколений, не просто фраза из социологии, это реально действующая вещь и нравы прошлых эпох к
Все не так ребята...
Все не так ребята...

Не знаю, как в других регионах, а в нашем, где еще со времен освоения Сибири народу бывало всякого, как ни как условная граница между Московией и Тартарией, даже деревня не так далеко была, Расковалова называлась. Там каторжан расковывали, снимали кандалы и пешим этапом отправляли дальше, в Тобольск - Столицу Сибири и еще далее. Бывали тут и казаки, и двоедане, кержаки, чалдоны, в общем, люд по острогам был разный и нравы были суровыми. Еще прабабка рассказывала, как у прадеда был шишак, перчатка такая со стальными шарами, от удара которой иная ветхая избушка осыпалась штукатуркой и потолочной пылью, а уж если по недругу вдарить, так и дух вон. Дралися говорит тогда шибко, кольями, край на край, деревня на деревню.

Фотографий того времени нет.
Фотографий того времени нет.

И вроде бы причин особых драться и не было, но традиция такая, что поделать, попробуй, забреди с Одиной, в Мочальницу, ( улицы так назывались) костей не соберешь. Преемственность поколений, не просто фраза из социологии, это реально действующая вещь и нравы прошлых эпох кочуют из поколения, в поколение, приобретая собственные оттенки. Непременным оставался только один принцип - бей своих, что бы чужие боялись. В наше толерантное время порой трудно представить, что творилось еще лет сорок назад. Однако, что было, то было, об этом я и хочу вам рассказать. В конце 80 - х, 90 - е годы, жизнь подростка, юноши не обходилась без драк и это были не просто потасовки за школой, все было гораздо жестче.

Дискотека в деревенском клубе.
Дискотека в деревенском клубе.

Деревенский клуб был местом гладиаторских боев и если ты был слаб духом, то лучше туда было не появляться, а если ты в клуб не ходил, проходу в деревне тебе не дадут, где бы ты ни был, поэтому самоутверждаться было просто необходимо, без этого было не выжить. Не надеть солнцезащитные очки, за это был спрос, цепочка на шее или руке, вызывала вопросы, а уж если осмелился пойти по селу с девчонкой, за это надо было ответить по всем правилам.

Примерно так и было.
Примерно так и было.

Поэтому, надо было уметь ответить и уметь бить, яростно и без страха. Старшаки, как мы их называли, это женатые уже или еще не женатые дембельнувшиеся из армии парни воспитывали молодых по своим правилам. Это было довольно страшно, поскольку все начиналось тогда, когда вечером они достигали определенной кондиции, то есть еще крепко стояли на ногах, сохраняли хорошую координацию и скорость, но глаза от водки уже были стеклянными. Инстинкт самосохранения отключался напрочь, а последствия своих действий они не осознавали. Главное было втоптать в землю, вбить, размазать в кровавые сопли кого угодно. Рефлексия, как высшая функция головного мозга отсутствовала напрочь. Че салаги стоим! Раздавался рев пьяного битюга, который шагал навстречу кучке 15 летних пацанчиков распинывая по сторонам все, что стояло на пути.

-5

Нормально Игорек стоим, все четко, в чем проблемы? Проблемы? У меня что ли? Ты мне сказал? На, на, на, раздавались пара - тройка ударов. Че? Кому еще всечь? И упаси тебя ляпнуть что - то типа слова успокойся. Успокаивают жеребца в стойле. На, на, на снова раздавались удары. Из клуба доносились музыка, визги, ржание, в воздухе витал запах алкоголя и адреналин пронизывал всех с головы до ног.

Конец девяностых.
Конец девяностых.

Сюда иди, звучал повелительный возглас и окруженная со всех сторон, по пояс голая десантура, играя мышцами, начинала воспитательный процесс. Че стоим, спрашиваю? Тачка видели по деревне прошла? Видели, понуро отвечал, кто ни будь из пацанов. И вы чо? Ну, прошла и прошла, нам какое дело. Вы салаги не врубаетесь! Деревня наша и кто - то проехал около клуба, это уже косяк. Остановить и дать звезды надо. Поняли? Иначе всех ваших девок увезут и вам самим наваляют. Ясно? Ясно, нехотя отвечали бывшие пионеры. Сюда иди, следовало обращение к самому рослому из пацанов и дальше, была репетиция развития событий, в ходе которой следовало отвечать резко, дерзко, метко и смело. Даже можно было ответить на выпад в твою сторону ответным ударом, но не сильно, воспитателя могла захлестнуть волна внезапно вспыхнувшей пьяной ненависти и тогда парой ударов на проверку твоей стойкости, могло дело не окончится. В это время, рассекая ночную темноту фарами, заезжий автомобиль на свою беду медленно пробирался назад, что его привело сюда, мы догадывались и было точно ясно, что от местных, полупьяных берсерков его водителя было уже не спасти.

Берсерк - скандинавский упоротый воин.
Берсерк - скандинавский упоротый воин.

Своего рода мастер класс для подростков начинался с избиения водителя и пассажиров мужского пола в автомобиле, под дикие крики и бабьи визги. Народ из клуба валил лавиной, а потом, в массовом побоище под раздачу попадали все кто был в радиусе досягаемости, без разбора на свой - чужой.

Типа этого.
Типа этого.

Поэтому, появляться не местным в деревне после захода солнца было допустимо только в сопровождении, какого ни будь более или менее уважаемого аборигена, желательно лет сорока. Иначе ни как. Бывало, что заканчивалось все плохо. Был у нас один, после такой драки, носил титановую пластину в голове. Всякое бывало, но заявление в милицию считалось делом недостойным, постыдным, да и милиция реагировала вяло на это, если только не случалась лютая поножовщина. Было и такое, когда силы были не равны при выяснении отношений стенка на стенку, а возможность проставиться была не использована или бездарно утрачена, в результате отсутствия навыков дипломатического общения. Но чаще, внезапные бои заканчивались нокаутами или их симуляцией и поломанными ребрами.

Типа того
Типа того

Оставшийся в живых, единственный стоящий на ногах боец, с рычанием озирался по сторонам, готовый уложить любого. Желающих, как правило, к тому времени уже не оставалось. Девки умиротворенно щебеча, окружив пошатывающегося героя со всех сторон, уводили его подальше от поля битвы.

На следующее утро.
На следующее утро.

Где через некоторое время возникали признаки жизни. Кто - то держась за ребра, ковылял за угол. Кто - то пытался взять реванш, пытаясь неловко настичь победителя, преодолевая сопротивление навалившихся девок. Кто - то продолжал лежать дальше, а не местных спешно грузили в их автомобиль, приговаривая, давайте, давайте быстрее, валите, валите отсюда и они в быстром темпе уезжали. А дальше, а дальше все зависело от многих факторов, статуса села в местной иерархии, статуса участников "куликовской" битвы, тяжести травм. Конфликт мог на этом и закончится, но мог и продолжится буквально через час, когда потерпевшие поражение возвращались с подмогой, испытывая неутолимую жажду крови. А берсерки, как известно, одержав победу, падают без сил и глубоко засыпают после боя, поэтому огребать приходилось всем, кто не спрятался и мирно шел домой. В одной из таких драк, я понял, почему лучше никогда не носить с собой нож. Как избегать конфликта. И почему следует бить первым, хоть уголовный кодекс этого не приветствует.

Незнание закона, не освобождает от ответственности.
Незнание закона, не освобождает от ответственности.

Сегодня времена изменились, но преемственность поколений осталась, хоть нравы стали мягче и высокопримативных личностей стало меньше, а бывшим хулиганам, уже за пятьдесят. Всякий раз, приезжая в Зауральскую деревню, я просто так, без дела, лишний раз не рискну в ночное время подъехать к единственному на все село ночному магазину, где на освещенном пятаке, нынче тусуется под пиво местная братва, около заросшего травой клуба, с памятником В.И. Ленину. Это было бы слишком опрометчиво, с точки зрения банальной осторожности и рационализма. Чего и вам не рекомендую, если конечно вы не ищете приключений.

Типичный советский дом культуры.
Типичный советский дом культуры.

А как было у вас? Написание комментариев приветствуется. Лайки, репосты и подписка тоже. Всем добра.