Если говорить объективно, то эпизод, связанный с неудачной высадкой в районе Керчи, является наиболее «мутным» с точки зрения документов. Здесь наблюдается наибольшее количество нестыковок и «пропавших» документов. Например, сводки подразделений 2-й гв. сд за 31.10.43 говорят о том, что части находятся в прежних районах сосредоточения, в ожидании погрузки (последняя сводка имеет время 20:00 31.10.43). В то время как по флотским данным корабли приняли десант в Темрюке в 17 часов, и вышли в море и следовали к линии старта.
Журнал боевых действий 11 стрелкового корпуса указывает, что его части на плавредства погрузились в 18.30, но, не 31.10, а, уже 01.11.43. Боевое распоряжение №085/ВПУ говорит о том, что высадка десанта должна быть произведена в ночь с 1 на 2 ноября 1943 года, и создается ощущение, что АВФ пыталась высадить десант на сутки позже. Как выяснилось, такая попытка была, но из-за неорганизованности, она тоже была отменена.
Советские документы совершенно не стыкуются друг с другом. Проверить их нечем. Все дело в том, что противник, несмотря на усиленное наблюдение за акваторией, большую часть обстановки не наблюдает. События, происходящие за мысом Литвина и за мысом Панагия, оказываются вне поля его зрения.
Следуя логике советских документов, обе армейские группы (56-й и 18-й армии) должны были высаживаться в ночь на 01.11.43 одновременно. Но, 1.11.43г. части 56-й армии снова не высадились.
В состав 1-й армейской группы высадки, которая высаживала 56-ю армию севернее Керчи, входили две полковых группы:
1-я полковая группа, сформированная из частей 55-й гв. сд (морской командир к-н 3 ранга Тетюркин).
-1-й отряд транспортов (2-й батальон 164-го гв. сп. 310 человек, командир — ст. лейтенант Солянников, место высадки — Опасная) в составе СКА № 0412 (флагман, на борту штаб полка), КТЩ №177 (б. парусно-мот. шхуна МК-5), катер «Зюйд», катер «Шип» на буксире у катеров дуб №7 и дуб №48, всего 6 плавсредств.
-2-й отряд транспортов (1-й батальон 164-го гв. сп. 340 человек, командир — ст. л-т Микаберидзе, место высадки — Опасная) КТЩ № 176 (б. парусно-мот. шхуна МК-4), сейнер «Путина», мотобот №19, катер «Восстановитель», имея на буксире плашкоут №9, всего, 5 плавсредств
-3-й отряд транспортов (1-й батальон 166 гв. сп, командир — ст. л-т Черняк, 420 десантников) КТЩ №182 (б. букс. катер «Севрюга») на буксире баржа «Глубинная», КТЩ № 13, буксирный катер «Лот», имея на буксире дуб №50, мотобот №15
-1-й ударный отряд БКА 1-го гв. дивизиона №№ 31, 32, 81, 71, 73, 75. Катера должны были принять в Кучугурах 250 человек (160 из 166 гв. сп и 90 человек из 369-го обмп)
1) 2-я полковая группа, сформированная из частей 2-й гв.сд. (морской командир высадки — к-н 3 р. Державин, НШ к-н л-т Шатаев[1]).
2-я группа состояла из следующих отрядов:
1. Отряд прикрытия — звено ТКА (командир ст. л-т Петренко)
2. Отряд поддержки — 1, 3, 4 дивизионы бронекатеров (командир — к-н л-т Милюков). 4-й дивизион придан 4-му отряду, 1-й дивизион — 7-му, 3-й дивизион – 6-му отрядам
3. 4-й отряд транспортов (командир ст. л-т Филиппов). Погрузка отряда (с 16.30 до 18.30) — Пересыпь, начало движения 18.30, скорость 5 узлов, высадка — Глейки.
В составе отряда: СКА №0712 (на борту управление 1-го гв. сп), катер "Стрела", баржа 245, КТЩ "Суворов", КТЩ «М-017», дуб №78. Катера принимали на борт полковые части, 3-й батальон 1 гв. сп, армейский командир отряда гв. майор Михайличенко. Всего в отряде 480 десантников. Вооружение: 6 ПТР, 10 пулеметов, 4 миномета 82-мм, 3 орудия 76-мм 4 противотанковых пушки 45-мм.
Отряду придан 4-й дивизион бронекатеров в составе: БКА №411 (414), №412 (415), № 213 (зав. №422, "капитан 3-го ранга Лысенко"), № 214 (зав. №423, "За Сталинград"), №221 (зав. № 424). Отряд должен был принять 200 десантников, из них 90 человек 369-го батальона морской пехоты, остальные бойцы из 7-й роты 1 гв. сп. Пункт погрузки — по данным одного документа Темрюк, по данным другого, Пересыпь. Время погрузки десанта на бронекатера 20.30-21.30, выход 22 часа, скорость хода 10 узлов.
4. 6-й отряд транспортов (командир к-н. л-т Сорокин) Погрузка отряда (с 15 до 17) — Пересыпь, начало движения 17.15, скорость 5 узлов, высадка — Жуковка. Состав отряда: КТЩ "Азовец", и три бывших сейнера (№ 2205, 2350, 2230). Принимаемое подразделение 1-й батальон 6 гв. сп (командир гв. майор Гамзатов). Всего, 220 десантников. Вооружение 9 ПТР, 4 пулемета, 4 миномета 82-мм, 2 птп 45-мм.
Отряду приданы 3 катера 3-го дивизиона бронекатеров в составе: БКА № 321, 322, 323, на которых должна была находиться рота автоматчиков и штаб 1-го батальона 6 гв. сп. Время погрузки бронекатеров 21.30-22.30. Пункт погрузки Пересыпь. Выход, по данным плановой таблицы —22.00, хотя окончание погрузки указано в 22.30.
5. 5-й отряд транспортов (командир ст. л-т Захаров) Погрузка отряда (с 16 до 18) — колхоз «Труженик моря», начало движения 18.00, скорость 5 узлов, высадка — Глейки. Состав отряда: колесный пароход "Коммунар" с баржой, шаланда №4, КТЩ "Таганрог", три мотобота №№ 267, 2824, 20 (бывшие сейнера, со скоростью хода 6 узлов) Десантный отряд: 1 батальон 1 гв.сп (командир гв. майор Пушкаренко) В составе отряда 590 человек, 16 ПТР, 6 пулеметов, 4 миномета 82-мм, 5 пушек 45-мм 1 пушка 76-мм.
6. 7-й отряд (командир л-т Евсеев) должен был грузиться пос. Чайкино, погрузка 15.00-17.00 (2-й батальон 1-го гв. сп, командир гв. майор Слободчиков). Его должны были принимать мотоботы №№ 2800, 2406, 2205, 21, 266 и КТЩ №175, Выход отряда планировался в 17.30. Планируемая скорость движения 5 узлов. Расчет показывает, что с учетом 43-х мильного перехода, отряд гарантированно опаздывал к 1 часу ночи, как того требовала плановая таблица. Ситуация не совсем понятна.
Отряду был придан 1-й дивизион бронекатеров №№ 111, 114, 132, 133 и мотоботы 2292, 2223. Погрузка бронекатеров 20.30-21.30, пристань в пос. Чайкино. Скорость хода к месту высадки 10 узлов. Ожидаемое время подхода 2.30 ночи, вместо планируемых 1.30. Катера должны были двигаться не со скоростью 10 узлов, а со скоростью 12 узлов.
Принимаемое подразделение 2-й батальон 1 гв. сп и 78 штрафрота 11 гв. ск.
Всего, 586 десантников 8 ПТР, 7 пулеметов, 4 миномета 82-мм.
По официальной версии все плавсредства (включая бронекатера) своевременно загрузились десантом в Темрюке, но из-за погоды десант не высадили. При этом, успешная высадка Эльтигенского десанта, вновь ставит под сомнение «погодный тезис». В результате, рождается теория о том, что в Азовском море погода была хуже, чем в проливе.
По данным немецкой метеостанции до обеда "ветер норд-норд-ост 5 м/с, порывами до 8 м/с, на море легкое волнение. Температура наивысшая 11,6 градусов, ночью 3 градуса". Вечером, немецкая метеостанция в Керчи дает: " ветер ост-норд-ост, 6 м/с, легкое волнение на море, дороги проходимы, +12, +5,6 градусов". Обращаю внимание еще раз: «легкое волнение». Противник дает ухудшение погодных условий только к ночи. Эти данные абсолютно не сходятся с советскими сводками погоды, которые с утра дают ветер 15 м/с и «7-ми бальный шторм».
Советский военный историк, капитан 1-го ранга В.М. Кононенко, говорит о том, что, транспортные отряды 1-й группы подошли на погрузку ранее назначенного срока. Он указывает:
«Сосредоточение судов, высадочных и переправочных средств Азовской флотилии у назначенных пунктов приема войск было начато по распоряжению командующего Северокавказским фронтом с утра 31 октября 1943 г. При этом ранее установленный состав отрядов высадочных средств, отрядов прикрытия и корабельной поддержки получил некоторые изменения. 31 октября 1943 г. между 8 и 9 часами из порта Темрюк в Кучугуры вышли 1, 2, 3 и 6-й отряды высадочных средств (23 судна) и 1-й отряд корабельной поддержки (6 единиц), направившийся в Пересыпь. К 12 час. 13 мин. на рейд Кучугуры вышла и 1-я высадочная группа полуглиссеров (6 полуглиссеров, катер-лимузин и гидрографическое судно)» [2].
А.Я. Кузнецов указывает:
«Сильный накат в Кучугурах и Пересыпи не позволял принимать войска. Лишь три бронекатера смогли взять в Пересыпи 100 человек. Поэтому Горшков приказал находившимся там отрядам идти в Кордон, где принять войска второго эшелона. Но и там погрузка оказалась невозможной. Командир 2-го транспортного отряда по собственной инициативе пошел к южным пристаням косы Чушка в надежде принять войска там… Ветер достиг 6 баллов, море — 4 баллов. К этому времени у Кучугур уже выбросило на берег БК-31 и полуглиссер ПГ-83» [3].
В тексте допущены опечатки, т.к. навалился на причал, и был выброшен на берег бронекатер 1 гв. дивизиона № 32, (а не №31), ошибочно указан номер полуглиссера (должен быть №23). Но это не принципиально.
А.Я. Кузнецов указывает: «В восемь часов утра Азовская флотилия начала развертывание. … До двух часов дня погода оставалась нормальной. Но затем все резко изменилось» [4]. Возникает вопрос: если корабли были в Кучугурах уже к 12.13, как указывает В.М.Кононенко, то, почему не была произведена погрузка?
В.М. Кононенко смешивает 1, 2 , 3 и 6-й отряды, хотя по факту, 6-й отряд грузился не в Кучугурах, а на Пересыпи. Расстояние между этими пунктами небольшое, но это разные точки погрузки. «Хроника…» дает информацию о том, что в 18.45 три корабля из состава 6-го отряда (из пяти), не сумев принять десант на Пересыпи (все-таки на Пересыпи, а не в Кучугурах!), так же вышли в район кордона Ильич[5].
Речь идет о транспортных отрядах, по отрядам бронекатеров («отрядам корабельной поддержки») есть сомнения, они должны были грузиться на 4 часа позже.
«1-й отряд корабельной поддержки (6 единиц)», указанный у В.М.Кононенко, это шесть бронекатеров 1-го гв. дивизиона (БК № 31, 32, 81, 71, 73, 75), но по данным «Хроники…» бронекатера вышли из Темрюка только в 18 часов.
По плану операции, все бронекатера, обладая хорошим ходом, должны были принимать десант после погрузки более тихоходных транспортов, в районе 21.00-22.00. Насколько достоверна информация о том, что в 12.13 этот отряд катеров уже находился у Кучугур — сказать сложно. Стоит обратить внимание на то, что по данным «Хроники…» бронекатер №32 был выброшен на берег в районе Кучугур как раз в 20.56. С учетом планируемого 12-ти узлового хода, приблизительно в это время он должен был подойти в Кучугуры, выйдя из Темрюка около 18 часов. В связи с этим, данные В.М.Кононенко вызывают сомнения.
Три катера 3-го дивизиона бронекатеров (БК № 321, 322, 323), приданные 6-му отряду 2-й полковой группы, принявшие десантников на Пересыпи, так же к 1-й группе высадки отношения не имеют. Эти катера должны были принять на борт бойцов 2-й полковой группы (6-й гв. сп). Катера должны были выйти из Темрюка в 18 часов, без десанта, и в 22 часа на Пересыпи должны были принять на борт роту автоматчиков и штаб майора Гамзатова, из состава 1-го батальона 6 гв. сп (всего, 99 человек). По данным армейских документов, катера приняли на борт десант точно в назначенное время с 22 до 22.50, т.е. через 6 часов после того, как должны были принять десант транспортные отряды. Должны были, но не приняли.
Есть одна очень интересная нестыковка в документах. «Армейцы», по непонятной причине дают более позднее время выхода десантных частей к пристани Кучугуры. В соответствии с оперсводкой 55 гв. сд:
«…Части 55-й гв. сд к 19 часам 31.10.43 сосредоточились для погрузки в районах 1/166 Кучугуры, 2 и 3/166 со спецподразделениями – коса Чушка. 1 и 2/164 гв. сп Кучугуры, 3/164 со спецподразделениями- коса Чушка. 168 гв.сп – коса Чушка в прежнем районе, 126 гв.ап на огневых позициях в районе косы Чушка. Учебный батальон, саперный батальон, моторазведрота- совхоз 19[6]. » [7].
С другой стороны, «Хроника…» указывает, что, из-за невозможности погрузки в Кучугурах, в 19 часов, все три отряда вышли в район кордона Ильич. Получается, что по данным «Хроники…» корабли всех трех отрядов покинули Кучугуры, в тот момент, когда, по данным армейских документов, на погрузку вышли части 55 гв. сд. Если эта информация достоверна, то причина по которой не был принят десант, это не шторм, а обычная несогласованность действий.
В этом случае становится понятно, почему три бронекатера приняли на Пересыпи десант, а, остальные плавсредства- нет. Но ситуация оказалась сложнее. По данным «Хроники…» в 22.32 на причал в Кучугурах навалился КТЩ №85, т.е. далеко не все плавсредства покинули Кучугуры.
Переход отрядов в район кордона Ильич, опять же не логичен, т.к. они должны были принимать вторую волну десанта не в этом районе, а, южнее, в районе причалов на косе Чушка, в южной ее части. В районе кодона Ильич были построены лишь два причала, и войск почти не было. Части 55-й гв. сд были сосредоточены в 3-4 километрах южнее.
При этом, в сводке 55-ой гв. сд, по частям, сосредоточенным в районе косы Чушка указано «В виду неподачи плавсредств, погрузка на плавсредства в районе коса Чушка не произведена, за исключением 2-х рот 166-го гв.сп. Последние посажены на 2 бронекатера, и, убыли с наступлением рассвета в Темрюк…». Десант смогли взять только БК № 75 и 81 из 1-го отряда корабельной поддержки. Стоит отметить, что причалы на косе Чушка прикрыты берегом от норд-остового ветра. Почему катера не смогли принять десант на косе Чушка?
С очень большой вероятностью, в районе косы Чушка произошел ошибочный обстрел советских катеров своей же артиллерией, т.к. по ОБД «Мемориал» отмечены потери от «огня артиллерии противника» 01.11.43г. как минимум на трех катерах, в том числе и на БКА №414 (зав. № 302) из 4-го дивизиона.
В 3.36 этот бронекатер попытался принять десант на косе Чушка, но был обстрелян своей артиллерией, и был вынужден выброситься на косу. Это событие наблюдалось немецкими постами. При этом, противник указывает, что с немецкого берега советские катера не обстреливал, но прожектор противника, в 2.30 осветил «обстреливаемые катера» в районе косы Чушка[8].
Учитывая тот факт, что немецкие батареи в эту ночь огонь по косе Чушка не вели, логично предположить, что катера попали под огонь своих батарей. К утру катера 1-й группы сосредоточились в южной части косы Чушка, укрываясь от норд-остового ветра. Погрузка не производилась.
Гораздо более запутанная ситуация с высадкой 2-й полковой группы (части 2-й гв. сд). В.М. Кононенко указывает: «4, 5 и 7-й отряды высадочных средств и оставшиеся бронекатера из состава 1-го и 2-го отрядов корабельной поддержки[9] были оставлены в порту Темрюк для приема десантных войск на месте. Ко второй половине дня 31 октября боевые корабли и отряды высадочных средств сосредоточились в назначенных им пунктах приема войск (Кучугуры, Пересыпь и Темрюк)»[10].
[1] участвовал в Керченско-Феодосийской операции в качестве командира транспорта
[2]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г.
[3] А.Я. Кузнецов Большой десант. Керченско-Эльтигенская десантная операция — Москва: Вече 2011г.
[4] А.Я. Кузнецов Большой десант. Керченско-Эльтигенская десантная операция — Москва: Вече 2011г.
[5] Хроника ВОв Советского Союза на Черноморском театре» М. Воениздат 1950г. с 158
[6] район мыса Литвина
[7] Текст цитируется по документу, размещенному на ОБД «Память народа»
[8] NARA T315 R 1210 fr. 0050
[9]Не совсем понятен термин «отставшиеся». В плановой таблице использованы термины 1-я группа корабельной поддержки (1-й гв. дивизион) и 2-я группа корабельной поддержки (1, 3 и 4 дивизионы бронекатеров). В связи с тем, что В.М.Кононенко не дает четкого определения состава катеров, и его терминология не совпадает с терминологией первичных документов, не совсем понятно, какие отряды имеются ввиду. Ранее, он указывает, что 1 и 2 отряды корабельной поддержки это два отряда 1-го гв. дивизиона, однако, до этого он указывает, что бронекатера этого дивизиона были сосредоточены у пристани в Кучугурах.
[10]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г.