Найти тему
Наталья Власкова

О рисках туриста

Здесь речь пойдет об организованном туризме: я думаю, что риски “самотуристов” ситуация с закрытием границ во всем мире показала достаточно хорошо. Но если хотите от меня статью на тему рисков самостоятельных туристов - пишите!

Сначала разберемся с основными участниками сферы туризма.

  1. Туроператоры (далее - ТО) - они формируют турпродукт: организовывают чартеры, берут блоки номеров в отелях и компанию, отвечающую за прием туристов на курортах (принимашка), ежегодно покупают страховку- финансовые гарантии в случае банкротства (ФИГи) и отчисляют проценты от оборота в “запечатанный” фонд персональной ответственности (тоже на случай неисполнения обязательств). Всё это слишком весомые суммы, поэтому ТО - крупные компании, часто с несколькими юр.лицами и путаницей в них. Итак, ТО - собирают туры.
  2. Турагентства (далее - ТА) - реализуют туры, сформированные ТО, но сами (не имея ФИГи) не имеют права собирать турпродукт. Официально ТА действуют “от имени и по поручению ТО” и получают комиссию за проданные туры от ТО, которая включена в стоимость тура. Фактически ТА всегда на стороне своего туриста. Таким образом, ТА подбирают лучший вариант по соотношению: хотелки туриста/существующие реалии/цена/качество; реализуют этот вариант и курируют бронь до возвращения туристов из поездки.

Если вы покупаете тур на сайте ТО, вы не экономите ни копейки: комиссия ТА уже зашита в цену и она останется у ТО. Но вы лишаете себя “человеческой” помощи в случае любых накладок: сдвинулась полетная программа на 1-3 дня, закрылся/не открылся отель, сняли полетную программу на определенный курорт, овербукинг в отеле. Из новейшего - закрыли страну, изменили условия въезда - всё это вы отслеживаете сами.

Практически у всех ТО отсутствуют офисы и специалисты B2C. Вывески Intourist, Anex tour, Tez tour, Pegas touristik, Coral Travel, которые вы встречаете на каждом шагу, - это отдельные ООО и ИП, работающие под этими брендами по договору франчайзинга. Они не имеют к ТО никакого отношения, кроме собственно этого договора об использовании франшизы. То есть даже при огромном желании вам реально помочь - они - ТА, с которыми вас соединяет колл центр туроператора,-  даже не имеют доступа к вашей брони, если она заведена не ими.

Если ТА собирает тур самостоятельно, то обычно оно оформляет его 2-мя договорами: на авиабилеты и на наземное обслуживание (трансфер + отель) или отель. В данном случае ТА прикрывает свою 5 точку, но подставляет вашу: официально вы являетесь “самотуристом” и все накладки в путешествии будете решать за свой счет.

ТА с любой юр.формой (ООО и ИП) обязано вам выдать кассовый чек: не расписку, не приходник, не “туристскую путевку” или БСО, а кассовый чек. В этом чеке должны совпадать реквизиты организации с договором и печатью (всякое бывает) и ОБЯЗАТЕЛЬНО указано юр.лицо ТО с ИНН и телефоном, которому ТА перечислит деньги за ваш тур.

Пример правильного чека
Пример правильного чека

Очень важно, чтобы это юр.лицо являлось реальным ТО, указанным в приложении №2 договора, а не центром бронирования (далее - ЦБ).

Пример Приложения 2 (оно обязательно должно быть в договоре)
Пример Приложения 2 (оно обязательно должно быть в договоре)

Центр Бронирования - организация, через которую бронируют заявки ТА, не имеющие прямого договора с ТО. Т.к. через ЦБ проходят заявки нескольких ТА, комиссия у них больше на 1-2% (за объем). Еще ЦБ обычно имеют свои договоренности с ТО по срокам оплаты, что позволяет им “играть на курсе” и оплачивать заявки позже официальных сроков. Эти организации живут в основном за счет повышенного процента комиссии от ТО и курсовой разницы. , при этом им не придется нарабатывать повышенную комиссию самостоятельно - ЦБ поделится. 

Обанкротившиеся ЦБ: Росстур, Intravel stoleshniki, Клео, Тройка, Полар.

ЦБ который точно у вас на слуху - Слетать.ру. Абсолютно все ТА, работающие под этой франшизой (собственных офисов продаж у них нет), по договору франчайзинга обязаны все брони проводить через их центр бронирования.

Как показала практика, при банкротстве ЦБ турист никуда не летит и долго-долго судится с ТА, чтобы получить свои деньги обратно. “Просто ТА доверилось не тем партнерам, оно же не отказывается от своих обязательств, просто пока денег на возврат нет”.

Почему ТА бронирует не напрямую? Некоторым ТА проще заключить один договор с ЦБ, чем 20-40 договоров с разными ТО. Есть ЦБ, которые могут выдать чек, что избавит ТА от налогов. И чтобы выиграть 1-2% комиссии, т.к. ТО за последние 5 лет снизили ее в 2-3 раза.

И вот мы добрались до всеми любимой темы скидок.

Комиссия ТА сейчас составляет от 6 до 13%(с кучей акций “только сегодня” и, зачастую, с жесткими условиями оплаты) от тура. Топливные сборы являются некомиссионной услугой. 

Например, вы покупаете «горящий» тур в Турцию за 37 000 по промо прайсу. 7000 - это топливные сборы. Комиссия агентства 7% от 30 000 - это 2100. Если вы оплачиваете картой, то банк берет эквайринг 3% со всей суммы. Агентство получает 990₽. А наемный менеджер - около 148₽. При этом ответственность все несут за 37 000₽. Про наезды банков и налоговой за такую низкую маржинальность я уже не буду. 

О какой скидке идет речь?

Скидку вам предложат (или согласятся дать) в следующих случаях:

-ТА работает на оборот и живёт за счёт оборотных денег. Фактически это - мыльный пузырь;

- ТА вас обманет в расчетах: посчитает скидку, но по другому курсу валюты или со своим «сервисным сбором» или расскажет, что пока вы ехали, тур подорожал (что, кстати, реально может быть);

- ТА зарабатывает на обнале (продаже налички);

- ТА собирает деньги перед закрытием

То же самое относится и к ТО: если есть демпинг, то ждем банкротство. 

Как вы понимаете, лучше как раз без скидок. 

Но хороший турагент всегда найдет лучший вариант из соотношения цена/качество/надежность и объяснит, почему этот вариант лучше.

ТА живут туризмом 24/7, они в курсе всех скандалов-интриг-расследований: какой ТО не заселяет в отель по ваучеру и «овербучит» туристов, какой ТО лучший или худший по данному направлению, чьи гиды отказываются заселять туристов, пока те не купят у них экскурсии и куда обращаться в случае любого ахтунга.

Турагенты - если смотреть под углом черного юмора - эмоциональные вампиры. Они питаются вашими положительными эмоциями. И поэтому часто из кожи вон вылезут, лишь бы вы остались в восторге от поездки.

Я долго думала над тем, по каким критериям вы можете безошибочно выбрать надежное ТА и/или ТО.

Давайте немного расскажу о себе.

Я работаю в туризме с конца 2012.

Я успела поработать на разных ступенях руководства в 8 сетевых ТА. Через собеседование со мной прошли не менее 500 менеджеров по туризму. И работали под моим началом не менее 200 менеджеров.

Так вот, кроме маячков, которые я обозначила выше, я не могу назвать критериев, четко определяющих надежность ТА или ТО.

Даже если вы давно летаете с ТА и вдруг заметили один из обозначенных мной маячков, не стесняйтесь, спросите в лоб. Если видите, что агент юлит и уходит от ответа - я бы ушла «думать» в другое ТА. Думаю, что сотрудничество должно быть кристально чистым, или не надо совсем .