Йонас Мекас. Его имя сразу, сразу возникает, как только речь заходит о кинодневниках. Вот тут, в «Киноведческих записках», есть про него статья, можно почитать, там и про него, и про кино, и, конечно, про дневники! И вот ещё прекрасная статья Лёши Артамонова для «Сеанса». Я Мекаса очень люблю. Его кино целительно, оно не манипулирует, не лезет в душу. Это чьи-то записи, к которым нас допустили. И в этом есть магия и спокойствие.МекасС автопортретом сложнее. Хочется сказать, что многие экспериментальные фильмы и документальное кино, да что уж там, и игровое тоже — автопортреты. Особенно если в них авторы дают прочитать, увидеть сквозь визуальный или звуковой ряд свою собственную фигуру. Например, «По поводу Ниццы» Виго — это портрет Виго в виде Ниццы, как и «Вдоль побережья» Варды — портрет Варды. Хотя у Варды, конечно, есть и напрямую автобиографический «Пляжи Аньес» 2008 года.А если не ходить далеко от Мекаса, то там же материализуется Уорхол, который вообще, мне кажется, в своих видео писал автопортрет времени, пропущенного через себя самого. Сделать себя нулём и писать автопортрет. Хотя его фильмы можно и к дневникам отнести!Или вот прекрасный фильм Сесиль Декюжис «Рене, или роман моего отца» — история отца режиссёрки. Насколько это автобиографичная история? Мне кажется, что очень. Хотя Декюжис и делает невероятные финты — показывает, насколько может быть подвижной воспроизводимая память. Про Декюжис я сама немного написала в «Сеанс».Фильм «Месяц изолированных кадров» 2019, снят не самой героиней, но тут важно, что она позволила молодой режиссёрке Линн Захс, снимая фильм, смотреть на неё, как в зеркало и наоборот. К тому же Линн Захс использовала дневники и записи Барбары Хаммер. Но ведь Хаммер и сама много в своём творчестве именно что говорила о себе. Я сама её не смотрела, но если эта тема интересует, то на неё нужно обратить внимание!ХаммерУ Miu Miu, в 2012, кажется, начался проект «Женские истории». Режиссёрки снимали короткий метр. Набралась классная компания. И вот один из фильмов можно вполне считать автопортретом — «В моей комнате» Мати Диоп. Хотя к ним в целом стоит приглядеться.А вот здесь Антон Долин в длинной статье разбирает, почему Тинтин — это автопортерт Спилберга!Во франкфуртском музее современного искусства сейчас проходит выставка художников с какими-то физиологическими нарушениями или болезнями, или опытом тяжёлых болезней. Там много, много всего автобиографичного, стоит покопать в эту сторону. Вот очень крутой автопортрет художницы Лизы Сильвестри, которая частично глухая и на видео прочитывает сначала всё так, как слышат это люди с хорошим слухом, а потом так, как это слышит она. Очень сильная работа. Работа Сильвестри называется в оригинале «Wha_ i_ I _old you a ory in a language I _an _ear»__Короче говоря, я в видеоарте совсем не разбираюсь, но привела тут те примеры, которые мне встречались и кажутся любопытными и полезными!
Кто из видеохудожников и режиссёров работал с автопортретом или дневниками?
2 минуты
19 прочтений
16 декабря 2021