Найти тему
Павел Мессир

Матрица. Воскрешение. Нужна ли нам такая ностальгия?

В последнее десятилетие мир как будто решил вернуть нас в прошлое. Нет. Даже не так. Мир стал вытаскивать из-под полы элементы нашего прошлого. То новые герои Звездных Войн провожают на покой старых, то Рокки Бальбоа уступает место на ринге молодому Адонису Криду, то старики охотники за привидениями вступаются за молодое поколение. Все эти элементы детства, как старые друзья, вроде бы и приятны сердцу, а вроде и чувствуешь - что-то с ними не так. Фильмы выходили разного качества, где-то хорошие, а где-то и откровенно халтурные, однако общая фабула была неизменна - появление новые героев, наличие старых, с плавным отступанием последних в тень. И вот уже Третьего Крида обещают без участия Рокки Бальбоа, одним за другим ушли из кинематографической жизни персонажи старой саги о Звездных Войнах, на покой уходит Рик Декард из нового «Бегущего по лезвию».

Однако четвертая Матрица не такая. Если вы еще не посмотрели фильм и опасаетесь спойлеров, то, пожалуйста, перестаньте читать данный текст, так как их будет в избытке. Герои прошлой картины не только чудесным сценарным образом воскрешают, но и перетягивают основную часть сюжета на себя. У нас тут нет нового спасителя, избранным вновь объявлен тот же самый Нео. По прежнему важную роль играет Тринити и их с Нео любовь. Даже Мофреуса, в некотором роде вернули, пусть его, как и агента Смита играет другой актер – персонажи это те же. Вернули и часть второстепенных персонажей из предыдущих фильмов. Мы можем видеть постаревшую Необе, подросшую девочку Сати и маргинализировавшегося Меровингена. В фильме есть новые персонажи, но именно они здесь играют роль помощников старых героев, а не наоборот.

Возвращение в реальность
Возвращение в реальность

То есть, мы можем увидеть прямое продолжение истории полюбившихся персонажей. Хорошо это или плохо? Давайте разбираться.

Фильм на удивление неровен. Его первая треть выглядит как оскорбление памяти и попытка нажиться на знакомых сердцу моментах. Вот нам показывают отель «Сердце города», вот комнатку того самого Нео, а вот уже оказывается, что все это игра, а ее разработчик и полюбившийся нам Томас Андерсон. Более того, в фильме есть самоирония на тему создания четвертой Матрицы. Только смотрится это более нелепо, нежели смешно. Мы видим, что часть старых персонажей играют новые актеры и чувствуем ощущение подмены. И если с Морфеусом это проходит во второй трети фильма, когда приходит понимание, что это не тот самый Морфеус, а компьютерная программа по мотивам, то с Агентом Смитом так сказать не получается. Новый актер из кожи вон лезет, что бы казаться тем самым Смитом, но мозг отвергает его старания. И в этом нет ничего удивительного. Нам показывают того же Нео, ту же Тринити, которые видят друг друга настоящими, когда для остальных они сморщенный лысеющий старикашка и сомнительная блондинка. А вот Агента Смита истинными глазами Нео увидеть никак не может. Зачем воскрешать главного антагониста предыдущих частей и назначать на эту роль другого актера остается большой загадкой.

Программа "Морфеус"
Программа "Морфеус"

Начиная со второй трети, с момента возвращения Нео в реальный мир, фильм исправляется. Вообще, стоит отметь, что когда кино приносит нечто новое, а не топчется на старых заслугах, оно на удивление не плохое. Всё сильно изменилось. Мир между людьми и машинами по-прежнему не нарушен, более того часть машин и людей научились жить в симбиозе друг с другом. Зион как пережиток военного времени и военного мышления или заброшен или уничтожен вместе со своим лидером – настоящим Морфеусом. Кино не дает четкого ответа – что случилось с Зионом и жив ли оригинальный Морфеус. Вместо «полезных, но напоминающих миску соплей» питательных аминокислот, люди научились выращивать клубнику и голубику, в чем им помогают машины. Последние, после массового отказа людей от мира матрицы стали испытывать энергетический голод, что привело к внутривидовой войне. Она бушевала до тех самых пор, пока власть не захватила некая «Новая сила». Что это, программа, группа программ, из фильма неясно, однако, придя к власти, Новая сила возобновила стратегию предыдущего руководства. Матрица вновь стала общеобязательной, так просто выводить оттуда никого не собираются, вредные программы вроде Пифии были стерты, а на место Архитектора пришел и новый распорядитель матрицы, который сделал ставку на эмоции, но не совсем так, как представлял себе это Нео.

Нео и Тринити
Нео и Тринити

К концу, к последней трети фильма, он превращается в очередной боевичок. А финал киноленты оставляет в легком недоумении. На ум приходят мысли - зачем рассказывать эту историю еще раз? Нужно ли это продолжение? Почему было не дать спокойно умереть старым персонажам, для чего потребовалось их воскрешение или преобразование? Нужна ли нам такая ностальгия?

Если вы любите бойкое кино, где бегают и стреляют, то Матрица не принесет ничего нового. Более того, она значительно уступает в изобретательности тем же фильмам из серии Форсаж или Миссия Невыполнима. А ведь когда-то Матрица задавала тон, а не плелась позади.

Если любите неожиданные сюжетные повороты и мозговыносящие сюжетные твисты, то тут тоже мимо. Новый фильм объясняет некоторые моменты, однако ничего интересней того, что было, показано ранее не выдает.

Вот и получается, что как продолжение, Матрица вышла абсолютно ненужной. И такая ностальгия нам по правде говоря не нужна.