Найти в Дзене
Вячеслав Мигалев

Руя в «Спартаке»: метался с расстановкой, убрал Максименко, а футбол в ЛЕ был тусклее результата

й Витория все-таки покинул «Спартак» – тренера не спасли даже две победы над «Наполи» и первое место в группе Лиги Европы. Португалец оставляет клуб на девятом месте в РПЛ, но все равно – герой для фанатов. Давайте разбираться, почему так получилось. Выбор Витории изначально смущал. Он точно не продолжил бы развитие команды Тедеско, а руководство «Спартака» публично говорило о других кандидатах Перенесемся в середину июня 2021-го, когда Витория прилетел в Москву, а «Спартак» представил его в качестве главного тренера на пресс-конференции. На ней, кроме Руя, присутствовали генеральный директор «Спартака» Евгений Мележиков и спортивный директор Дмитрий Попов. Естественно, Мележикова и Попова спрашивали о причинах выбора Руя, против которого в своем телеграм-канале выступала Зарема Салихова. «Ответственность за тренера – на мне. Я готов признать неправоту в случае, если что-то пойдет не так. Не перед Заремой, а перед болельщиками. Все кандидатуры шли от селекционного отдела. Фонсека был д

й Витория все-таки покинул «Спартак» – тренера не спасли даже две победы над «Наполи» и первое место в группе Лиги Европы. Португалец оставляет клуб на девятом месте в РПЛ, но все равно – герой для фанатов.

Давайте разбираться, почему так получилось.

Выбор Витории изначально смущал. Он точно не продолжил бы развитие команды Тедеско, а руководство «Спартака» публично говорило о других кандидатах

Перенесемся в середину июня 2021-го, когда Витория прилетел в Москву, а «Спартак» представил его в качестве главного тренера на пресс-конференции. На ней, кроме Руя, присутствовали генеральный директор «Спартака» Евгений Мележиков и спортивный директор Дмитрий Попов.

Естественно, Мележикова и Попова спрашивали о причинах выбора Руя, против которого в своем телеграм-канале выступала Зарема Салихова. «Ответственность за тренера – на мне. Я готов признать неправоту в случае, если что-то пойдет не так. Не перед Заремой, а перед болельщиками. Все кандидатуры шли от селекционного отдела. Фонсека был действующим тренером (весной 2021-го работал в «Роме» – Sports.ru), плюс до него не дошла очередь. На Фонсеку бюджет был бы гораздо больше, раза в два. По мне, Фонсека этого не стоит», – говорил Попов.

«Решение по Рую было принято большинством голосов за исключением одного человека. Это не кандидатура на 100% от Попова. Селекционная служба работает немного по-другому, каждый по своим направлениям. Положительные заключения были не только по Витории. Фонсека был, Де Дзерби был, но он находился в лонг-листе и отлетел в самом начале. Были положительные заключения, но с определенным приоритетом. Руй у нас шел в этом списке по своим характеристикам первым. В том числе с учетом доступности», – отмечал Мележиков.

Открытость руководства «Спартака» в части обсуждения конкретных фамилий можно только приветствовать (конечно, такая информация от первоисточника интересна), но уже тогда смутили рассуждения про бюджет на Фонсеку и доступность Витории.

Еще больше смущало, что Попов логично сказал, что «Спартак» опирался на игровые качества команд Витории, но при обсуждении трансферов ответил: «Скорее всего, будут, но все зависит от продаж. Восемь мест для иностранцев заняты на данный момент, в ведомости их даже больше».

Во-первых, «Спартак» забивал иностранные слоты игроками несоответствующего качества в том числе из-за Попова (привет, Йоррит Хендрикс), во-вторых, еще до назначения Витории было очевидно, что его футбол сильно отличается от того, что предпочитает Доменико Тедеско.

«После того, как мы достигли соглашения со «Спартаком», у меня было достаточно времени изучить как команду, так и РПЛ. Сейчас у меня хорошее понимание вокруг происходящего. Здорово, что у команды есть дух победителя. Мы хотели бы взять все хорошее из прошлой команды и добавить кое-что новое», – говорил Витория.

Совсем нельзя сказать, что Тедеско не работал над позиционной атакой «Спартака» (особенно во второй половине 2020-го), но она точно не была сильнейшим качеством москвичей при Доменико. Даже в серебряном сезоне-2020/21 «Спартак» был всего лишь четвертым по средней длительности голевых атак, пятым по голам с игры и среднему количеству пасов в результативных атаках, зато вторым – по голам со стандартов (больше было только у «Зенита») и ударам после контратак (лучше – лишь «Динамо»).

Но к Тедеско – минимум претензий, состав «Спартака» и не подходил под качественный и длительный контроль мяча. Главный пасующий защитник – Павел Маслов (его Витория вообще не мог использовать из-за травмы), пара Крал – Зобнин, которая отвечает за объем, а не за продвижение через пас – с такой центральной осью рассчитывать на настоящую доминацию наивно.

Практически такой состав – без Маслова и фактически без Крала, в августе укатившего в фантастическую аренду в «Вест Хэм» – получил тренер, для которого невертикальное владение гораздо важнее. Например, в двух полных сезонах из трех Руя в «Бенфике» его команда опережала по этому показателю «Порту».

Игроки «Спартака» тоже отмечали различия в работе с Тедеско и Виторией. «Наверное, мы больше работаем над контролем мяча. Раньше у нас были длинные передачи за спину. Сейчас мы пытаемся и то, и другое делать. Более вариативная игра сейчас», – рассказывал Зелимхан Бакаев. «Все через мяч, хочет играть активно в атаке и в обороне, прессинг — мне нравится это очень. Тренировки были очень интенсивные», – говорил Александр Соболев.

Правда, Соболев не застал австрийский сбор. На нем вообще из лидеров «Спартака» были только Жиго, Айртон и Мозес (плюс Зелимхан Бакаев, когда-то тоже соответствующий этому статусу хотя бы на поле).

Подготовка к топ-матчам – тоже вопросы к Витории.

– Против «Бенфики» дома «Спартак» сыграл авантюрно и открыл пространство за спинами Рассказова и Айртона – то, что и нужно было сопернику. В ответной игре нужно было отыгрываться после домашних 0:2, а Витория вышел фактически в шесть защитников (Бакаев – правый латераль, Ломовицкий постоянно садился в линию из-за высокой позиции правого защитника «Бенфики»). План на ответный матч казался логичным на первую игру,

– Во втором тайме с «Лестером» (2:4) дома «Спартак» продолжил играть с высокой линией обороны, при этом отвратительно вступая в прессинг и контпрессинг. Рассказов был ужасен в финальной стадии атак «Лестера», но к ним приводили структурные проблемы «Спартака», проявлявшиеся еще на чужой половине поля. Витория может считать, что Руслан Литвинов хорошо двигает мяч, но пока он совершенно не умеет выбирать правильный момент для вступления в отбор,

– Сразу после «Лестера» был выезд к «Зениту» (1:7), где «Спартак» снова пытался обороняться (полноценной обороной это точно не назвать), имея за спиной 50 метров свободного пространства. Сергей Семак выпустил в старте Азмуна и Мостового (на первых минутах в эти зоны еще бегал Вендел – до вынужденной замены Дугласа Сантоса) и уничтожил соперника,

– Еще одна проблема матча с «Зенитом» – то, как Витория заменил дисквалифицированного Жиго. Роль страхующего занял не Кутепов и даже не Джикия, а Кофрие, который любил выдергиваться из линии еще на позиции правого центрального защитника. Кофрие в роли страхующего и контролирующего линию – слишком непонятный шаг, который тоже стал одним из главных причин провала в первом тайме в Петербурге.

Матч с «Зенитом» стал последним для Александра Максименко при Витории. С одной стороны, можно похвалить Руя за то, что он все-таки решился на смену вратаря. С другой, она произошла очень поздно.

-2
-3
-4