Найти тему

История в хрустале. Памяти художника Станислава Верина

17 декабря 2021 года – день памяти замечательного гусевского художника Станислава Петровича Верина (14.02.1942–17.12.1981).

Станислав Петрович Верин
Станислав Петрович Верин

Произведения художника представлены в экспозициях Владимиро-Суздальского музея-заповедника: в Музее Хрусталя имени Мальцовых в городе Гусь-Хрустальном, Музее хрусталя и стекла XVIII начала XXI века города Владимира. Его работы экспонируются во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в картинной галерее города Магнитогорска, в музее изобразительных искусств города Калининграда, в историко-художественном музее-заповеднике города Сергиева Посада, в областном историко-краеведческом музее города Самары. В коллекции Владимиро-Суздальского музея собрано 212 предметов в составе 26 произведений – комплектов, сервизов и авторских композиций Станислава Верина. Эти работы выделяются яркими образами, красотой пропорций, они являются украшением выставок и привлекают внимание посетителей.

Верин С.П. Тюльпан. Десертный сервиз. 1979 г. Из собрания ГВСМЗ
Верин С.П. Тюльпан. Десертный сервиз. 1979 г. Из собрания ГВСМЗ

Станислав Верин пришёл на Гусевской хрустальный завод в 1959 году сразу после окончания школы. Он работал простым жестянщиком в механическом цехе. Но с детства увлекался рисованием, и, когда при заводе организовалась изостудия, одним из первых стал заниматься в ней. Здесь преподавали профессиональные художники, которые посоветовали парню развивать свои навыки и помогли выбрать профессию. По направлению от завода в 1962 году Станислав поступает в Московское высшее художественно-промышленное училище. Практику студент проходил на родном предприятии. В дни каникул вместе с заводскими художниками он работал над созданием новых образцов сувенирной продукции.

Верин С.П. Юбилей. Ваза. 1972 г. Из собрания ГВСМЗ
Верин С.П. Юбилей. Ваза. 1972 г. Из собрания ГВСМЗ

В 1965–1969 гг. Верин в академическом отпуске, работает в экспериментально-художественной лаборатории Гусевского хрустального завода над созданием новых образцов для массового производства. В те годы перед коллективом была поставлена задача разработки новых рисунков алмазного гранения, которые отличались бы современным звучанием. В 1966 году Верин создаёт комплект для вин «Русское оконце».

Верин С.П. Русское оконце. Комплект. 1966 г.
Верин С.П. Русское оконце. Комплект. 1966 г.

Рюмки и фужеры украшены алмазным рисунком в виде стилизованного с алмазным «солнцем» внутри и кольцом из матовой «паутинки». Немногословный рисунок создаёт ощущение уюта и тепла, а простые, лаконичные формы подчеркивают демократичность образа. Эти изделия были сразу же введены в массовое производство. Они понравились покупателям, которые оценили оригинальность декора. Верин блестяще решил основную и сложнейшую задачу художника-дизайнера – достижение образности изделия за счёт минимальных выразительных средств. В 1970 году Государственная межведомственная комиссия в числе других изделий массового производства ГХЗ присвоила комплекту «Русское оконце» Государственный Знак качества. Это стало первой победой художника.

А.В. Чуканова

История в хрустале. От плотника до Перуна