Великая конькобежка Клаудия Пехштайн отобралась на Олимпиаду-2022, выполнил квалификационный норматив. Игры в Пекине могут стать для нее восьмыми, а через два дня после закрытия немке исполнится 50.
Участие еще не гарантировано – лицензия не именная. Но в рейтинге масс-старта Пехштайн уже на 17-м месте, а финиш на 11-й позиции открывает дорогу; из немок в зачете выше нее только Мишель Уриг (младше на 24 года).
Клаудия соревновалась еще в Альбервилле-1992 и с тех пор пропустила только Ванкувер-2010. Все из-за допинг-разбирательств, которые так выбили ее из равновесия, что Пехштайн задумалась о самоубийстве.
Стас Купцов – о пятикратной олимпийской чемпионке, которая верна спорту, несмотря ни на что.
***
– Эй, ты что, не врубилась? – спросил напарник по конькобежной сборной. – Ты только что завоевала бронзу. Может, пойдешь на церемонию награждения? Тебя все ждут!
Клаудия Пехштайн подняла голову, с трудом оторвавшись от мыслей. Ее бедра все еще гудели после «пятерки» (дистанция 5000 метров в конькобежном спорте ). Чувство, которое она успела полюбить. О да, она была мазохисткой, реально считавшей, что через боль можно улучшать скоростные показатели. Клауди готова была истязать свой организм до предела, падать в обмороки на тренировках, лишь бы был результат.
В сборной ФРГ были две примы, Гунда Ниманн и Хайке Варнике. Вот кому доставались все фанфары. Пехштайн же была неизвестной 19-летней дебютанткой Олимпийских игр. Клауди решила, что бронза – это тупой розыгрыш. Все знали, какая она честолюбивая спортсменка, девчонка, буквально грезившая о медалях, и поэтому решили жестоко над ней пошутить.
Но это была правда. На Олимпиаде-1992 в Альбервилле Клаудия Пехштайн показала третий результат на самой крутой и сложной дистанции. Изнурительные тренировки, крест на личной жизни, все наконец-то обретало смысл. Но едва надев медаль на шею, Клауди поняла, что расстроена – ей хотелось большего.
Взбираясь на пьедестал, Клауди сдержанно поприветствовала Гунду и Хайке. Она была в спортивной форме, потому что не успела переодеться, а ее конкурентки – в нарядных официальных костюмах.
На Ниманн красовалась золотая медаль, и Пехштайн хотелось сорвать эту награду и повесить себе на шею, хоть на секундочку ощутить, каково это, быть олимпийской чемпионкой.
Уже вечером, сидя в номере и глядя на медаль, она прокручивала в голове свою жизнь. У нее не было томных поцелуев с мальчишками, не было кафе-мороженого после уроков, не было походов на аттракционы с родителями. Жизнь ее была как лед. Твердая, холодная, бездушная, одинаковая. И пока отдачи от спорта было немного. Фигуристка Катарина Витт в ее возрасте уже становилась олимпийской чемпионкой. Так, может, ей не стоило уходить из фигурки в 9-летнем возрасте?
Клауди почувствовала, как на плечо легла рука «старушки» Кристы Лудинг. Она посмотрела на легенду и благодарно кивнула. Кто, как не Криста, мог понять ее, прирожденную чемпионку, показавшую только третий результат…
А ведь Лудинг была суперкрутой. Она стала первой женщиной в истории, завоевавшей медали на зимних и летних Олимпийских играх. И это за один год! Но главное, она видела ее, Клауди, насквозь. И понимала, что ей нужно только золото, что она маньяк побед, маньяк первых мест. Пехштайн хотела не просто побить Гунду Ниманн, лучшую конькобежку мира. Она хотела совершить что-то уникальное, как Лудинг.
«Я уничтожу всех, кто встанет на моем пути!» – подумала Клауди, после чего всю ночь ворочалась с боку на бок под храп Кристы, которая выстрадала право спать крепко, без снов. Ведь она уже вошла в историю.
А вот у Клауди еще было много дел.
***
– Ты – великая чемпионка! – услышала Гунда Ниманн слова тренера, преодолев «пятерку» на Олимпиаде-1998 в Нагано. – Никто еще не выбегал из семи минут, а ты – смогла. Вся Германия гордится тобой.
Гунда могла броситься в раздевалку, откупорить бутылку шампанского и облить себя. Только что она показала умопомрачительный результат, сделала то, о чем мечтала всю жизнь. Она была очень талантливой, невероятно быстрой, потрясающе целеустремленной.
Самое главное – трижды Гунда становилась олимпийской чемпионкой. И готовилась стать четырехкратной.
Но она знала, она чувствовала, что эта ненормальная, эта безумная Клаудия Пехштайн может отобрать у нее золото.
Тогда, в Альбервилле, это было легкое дуновение ветерка. Кареглазая девчонка с короткой стрижкой и розовыми щечками, казалось, была глупенькой самовлюбленной куколкой, случайно попавшей на подиум.
Но теперь на Гунду надвигался настоящий шторм, способный смести ее с конькобежного трона. Уже в Лиллехаммере-1994 Клауди взяла золото на «пятерке», заставив Гунду снова пахать на тренировках, заниматься до хрипов в легких.
Вот почему, показав исторический результат в Нагано, Ниманн не торопилась принимать поздравления, хотя душа очень хотела праздника, ведь выбежать из семи минут было ее личной мечтой, когда-то казавшейся неисполнимой, недосягаемой. Но в Нагано Гунда бежала так быстро, как никогда в жизни. И никто, никто не мог тягаться с ней в скорости. Или мог?
Увидев, как Клаудия Пехштайн выходит на лед, Гунда крепко сжала кулаки, надеясь, что ее опасения напрасны, и ее наглая соперница в этот раз не догонит.
Клауди знала, что ей нужен турбоускоритель, чтобы перекрыть достижение Гунды. Но она знала и то, что у нее есть главное – вера, вера в свои силы. Иногда, приходя домой, она от усталости не узнавала собственную мать. А бывало и так, что сразу после тренировки, когда каток уже просто закрывали и ее выгоняли на улицу, она первым делом шла на озеро, где продолжала, как зомби, наматывать круги. Иногда ей становилось страшно из-за собственной одержимости.
Пересекая финишную черту в Нагано, Клаудия Пехштайн кричала как ненормальная. У нее не было сил, но крик рвался из глотки сам. Крик человека, который только что стал олимпийским чемпионом, перекрывшим историческое достижение Гунды Ниманн на 0,04 секунды! Время, которое человек даже физически не сможет ощутить. И все-таки она была сильнее титулованной соперницы.
Клауди трясло от переполнявших эмоций, в глазах потемнело, но на этот раз – от огромного счастья, разрывавшего ее изнутри.
Только что она психологически сокрушила человека, которым восхищалась вся Германия, и которого считали лидером коньков. После этого поражения трехкратная олимпийская чемпионка Гунда Ниманн ушла в тень, и засияла новая звезда. Именно в Нагано Клаудия Пехштайн заставила весь мир поверить в свое величие.
С 1994-го, на четырех Олимпиадах подряд, Клауди выигрывала хотя бы одну золотую медаль, в итоге став пятикратной олимпийской чемпионкой. Свою последнюю медаль высшей пробы она завоевала в Турине-2006. Там же она стала самой титулованной немецкой спортсменкой за всю историю Олимпиад.