Искушениям Святого Антония,,Иероним Босх"
Центральная часть .
Символически изображающая человеческие страсти типа :,,похоти очей " по толкованию ,,Послания Иоанна" Блаженным Августином . И метод сопротивления этим страстям по толкованию этого же послания Антонием Великим .
Композиция разделена на три типа страстей :
Слева страсти ,,гордости житейской "
Справа ,,похоти плоти "которые закончились на самой сильной страсти плотской похоти сексуальной в образе мужчины в головном уборе ,,мошонки быка " с женщиной парящие в воздухе.
В центре ,,похоть очей "
По блаженному Августину к этой похоти относятся грехи ,,колдовства " ,,любопытства " .
Образы идут снизу в верх.
Первый сюжет :
Утка с головой женщины управляемая бесом двигается в направление рыбы в мужской одежде который так же управляется бесом и двигается на встречу утки .Из плода-сладострастия выходит толпа бесов .
Ягода-сладостратие
Чудовища-бесы
В болоте мы видем совокупляющихся морских гадов . Это подтверждает нам ,что речь в сюжете идет о сладострастие .
Следующий персонаж
Рыба-корабль в костюме рыцаря на хвосте которой сидят две обезьяны .(В другом варианте картины две черных фигуры ).
Мы знаем что рыба это улов соблазнительнице.
Изображен в форме корабля потому что он потерял над собой контроль , теперь контролирует его бес с веслом направляя в нужное направления .
Там где у человека должно быть бедро рана из которой торчит морской гад (на другом варианте картины это видно чётче -рыба имеет руки ,а хвост выглядит как ноги ) рядом с раной бес вылавливает совокупляющихся гадов сетью. По сюжету в рану засунул гада именно он.
В древнегреческой традиции символов бедро означает похотливое желания (сексуальное ). Блаженный Августин в своем толкование на повреждение жилы Иакова на бедре говорит о том ,что это символизирует многочисленное потомство у Иакова .
Из этого можно сделать вывод что бес ловит и закладывает совокупляющихся рыб в бедро рыбы-рыцаря с целью разжечь в нем похоть.
Рядом с бесом управляющим рыбой художник поместил бутылку , возможно ,что бы показать что бес этот вызывает у рыцаря желание выпить .
Двигается персонаж рыцарь-лодка-рыба в направление утки с женским лицом .
На знамени у нее жаба , в другом варианте раздвоенный скат. Про жабу можно сказать точно , что у средневекого зрителя она ассоциируется с атрибутом ведьмы.
На жабе мы видим беса у которого так же пробито бедро (смотрите выше символ сексуального желания)
На бесе кошка в клетке , в другом варианте в клетке сидит демон .
Так же атрибут встречающийся в средневековом изображение ведьм . В народном представление демон является в облике кошки , а запертый в клетке означает что ведьма его поймала и заточила для службы ей.
На другом варианте можно четко разобрать , что ведьма читает свиток-заклинание .
Из чего можно понять ,что бесы управляющие рыбой-рыцарем-короблем действуют по привороту ведьмы.
Из задницы беса управляющего парусом ведьмы торчит ветка с которой несуществующая птица касается ребенка плывущего за уткой .
Цапля символ любопытства ,,похоти очей " по блаженному Августину ,говорит что это мечта ведьмы -ребенок ,что объясняет для чего она затеяла этот приворот .