Найти в Дзене

Чего хочет Россия от украинского кризиса

Оглавление
Русский боевой танк Т-14
Русский боевой танк Т-14

В этой статье раскрывается взгляд на цели и задачи России глазами американских аналитиков. Взгляд чисто американский, «через прицел оптической винтовки».

Гибридная война Путина на Восточном фланге НАТО

В интервью российским СМИ в апреле 2014 года в то время, когда война на Востоке Украины набирала обороты, Владимир Путин представил концепцию, которая фактически превратила этот кризис в классический случай ирредентизма, угрожающего стабильности Европы в целом. Тем самым он заложил основу для стратегического соперничества между Россией и Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО на ближайшие годы. Выступая в тот день по российскому телевидению, Путин упомянул историческую концепцию "Новороссии" – отсылку к территории, завоеванной Романовыми в 18 веке у распадающейся Османской империи. Посыл был ясен: это была линза, через которую он рассматривал геополитику региона. (Два столетия назад Новороссия занимала около тридцати процентов нынешней территории Украины после окончания холодной войны, включая Крым.) Путинская "Новороссия Плюс" сейчас находится в центре внимания на фоне нынешнего наращивания российской военной мощи вдоль границ Украины, не говоря уже о гибридных атаках, предпринятых из Беларуси против Латвии, Литвы и особенно Польши, когда мигранты направляются из Беларуси, чтобы нарушить восточные границы НАТО.

Цель России: Сфера влияния

Очевидно, что мы находимся во второй, возможно, решающей главе украинского кризиса, которая определит будущее этой страны и, следовательно, баланс сил в Европе. Путин больше не утруждает себя двусмысленностями, когда речь заходит об отношениях с Западом в будущем. Он полон решимости заставить Европу пересмотреть формулу сфер влияния, при этом Россия получит в процессе ключевое право голоса по вопросам безопасности и экономики Континента в будущем.

Наращивание военной мощи России вдоль границ Украины, численность которой уже составляет около ста семидесяти пяти тысяч человек, является недвусмысленным посланием Путина Соединенным Штатам и их европейским союзникам о том, что Москва полна решимости использовать все имеющиеся в ее распоряжении политические, экономические и военные средства, чтобы создать бесспорную сферу влияния, воссозданную вокруг восточнославянского ядра бывшей Российской империи. В этом проекте Российская Федерация, понимаемая как дом великороссов, будет контролировать и/или напрямую включать белых русских (белорусов) и малороссов (украинцев). Для Путина эта неоимперская территория будет служить бесспорной сферой российского господства, а остальная Европа превратится в пространство, где всегда должны учитываться интересы и приоритеты Москвы. В этом случае Соединенным Штатам и их союзникам придется смириться с тем, что НАТО никогда не расширится дальше на Восток. Путин, похоже, уверен, что противоречия внутри НАТО и разногласия между союзниками, когда речь заходит о таких фундаментальных вопросах, как энергетическая политика и перевооружение, создали для него возможность действовать жестко и добиться успеха. Похоже, он уверен, что геополитика и геоэкономика в Европе и во всем мире в настоящее время сложились в пользу России.

Последние три десятилетия после окончания холодной войны были беспрецедентной эпохой мира, стабильности и роста в Центральной Европе, что привело к быстрой модернизации коридора от Балтики до Черного моря. Этим изменениям способствовали два взаимосвязанных явления после 1991 года: во-первых, физическое вытеснение российской военной мощи из региона; во-вторых, сопутствующее закрепление посткоммунистической Европы в трансатлантической системе безопасности. Первое условие было непременным условием этой трансформации, то есть тридцать лет назад, впервые с 1945 года, Россия потеряла способность конкурировать за влияние в Европе. Расширение НАТО и последующее расширение Европейского союза на Восток оказались трансформационными, поскольку они положили конец опасениям, что эти государства окажутся в "серой зоне", на постсоветской "ничейной земле" Zwischeneuropa, что приведет к нестабильности и конфликтам.

Использование Россией государственной власти в Европе

Путин решил уже в 2004 году отложить разговоры о сотрудничестве с Западом. Вместо этого он проводил политику, направленную на возвращение России в европейскую политику, не в каком-либо институциональном смысле, а посредством прямого применения государственной власти. Два цикла российской военной модернизации, завершенные на фоне быстро разоружающейся Европы, стремящейся нажиться на "конце истории", изменили баланс ключевых оборонных возможностей на восточном фланге в пользу России. Решение Путина в 2008 году ввести российские войска в Абхазию и Южную Осетию, отделив эти провинции от Грузии, а затем в 2014 году отобрать Крым у Украины, за которым последовала ирредентистская война за восточные провинции страны, фактически остановило дальнейшее расширение НАТО на Восток. Приглашение этим странам вступить в альянс фактически означало бы, что членам НАТО будет предложено проголосовать за вступление в войну с Россией. Это говорит о том, насколько Путин был уверен в последнее время в том, что Запад уступит его сферам влияния, требуя, чтобы, несмотря на то, что членство Грузии и Украины в НАТО было практически исключено из-за предыдущих прямых военных действий России, теперь он требует, чтобы Запад публично признал его победу.

Президент Джо Байден и президент России Владимир Путин прибывают на встречу на "Виллу ла Гранж" в Женеве, Швейцария, 16 июня 2021 года.
Президент Джо Байден и президент России Владимир Путин прибывают на встречу на "Виллу ла Гранж" в Женеве, Швейцария, 16 июня 2021 года.

Россия "вернулась" в европейскую политику не только благодаря применению военной силы. Страна также умело использовала энергетическое оружие, используя свои огромные ресурсы природного газа в контексте решения Европейского союза перейти на "чистую энергию". Несмотря на продолжающиеся в ЕС дебаты о том, можно ли считать ядерную энергетику экологически чистым источником энергии, природный газ получил широкое признание как таковой и рассматривается как путь к возобновляемым источникам энергии. Здесь российско-германские трубопроводы "Северный поток-1" и "Северный поток-2" поставили Москву в уникальное положение, позволяющее ей стать крупнейшим поставщиком энергии в Европу, в процессе чего Германия станет крупнейшим дистрибьютором российского газа. Сегодня, независимо от того, как будет развиваться Европейский союз – будет ли он по–прежнему конфедерацией суверенных европейских государств или перейдет к федерализму, - как только вторая труба заработает в полную силу, прямое взаимодействие Москвы с Берлином по энергетике даст Путину сильную руку в европейской политике в будущем.

Сроки реализации Стратегии Путина

По мере нарастания военного давления вдоль границ Украины Путин, похоже, пришел к выводу, что наконец-то настало время разрубить гордиев узел, который заключался в продолжающемся существовании прозападной Украины в течение семи лет с момента первоначального вторжения в Донецк и Луганск. Для США и их союзников вопрос, по понятным причинам, в первую очередь заключается в том, будут ли российские войска снова прорываться через границы Украины, поскольку это создает угрозу крупномасштабной российско-украинской войны, которая может втянуть в нее других. Тем не менее, независимо от того, решит ли Путин в ближайшем будущем ввести войска в Украину или нет, ключевой угрозой европейской безопасности является его главная цель - вернуть Россию в европейскую политику в качестве великой державы, способной формировать и влиять на внутри европейские отношения и общую трансатлантическую динамику по своему желанию. Путин делает ставку на то, что Соединенные Штаты, пережившие два десятилетия безрезультатной Глобальной войны с терроризмом (несогласованный вывод американских войск из Афганистана был воспринят в Москве как признак ослабления военной компетентности США), не готовы решительно ответить на его вызов в Европе. По крайней мере, до тех пор, пока его Объединенные силы не будут переформированы из операций CT и переформатированы, переподготовлены и переоборудованы для высококлассной конкуренции между государствами. Он видит, что сохраняющаяся напряженность в трансатлантических отношениях играет на руку России. Он также рассматривает Brexit, все еще распространяющийся по Европейскому Союзу, как благоприятный момент. Теперь, когда ушла типичная морская держава, блок стал более континентальным и более "немецким", чем когда-либо с семидесятых годов. Решение администрации Байдена отменить оставшиеся санкции в отношении "Северного потока-2" было истолковано в Москве как то, что Вашингтон уделяет приоритетное внимание своим отношениям с Берлином, подчеркивая для Путина, что его двусторонний подход к великой державе - это правильный путь.

Многое из того, как будет развиваться этот украинский кризис и изменит ли он европейскую политику и безопасность, зависит от решений, принятых новым правительством Германии. Правительство Меркель полагалось на сочетание политических и экономических средств для управления своими отношениями с Москвой, отказываясь от тотального перевооружения Германии. Олаф Шольц, новый канцлер, прошлым летом говорил о необходимости новой восточной политики в стиле Вилли Брандта по отношению к России, подчеркивая требование Берлина о том, чтобы Москва придерживалась международного порядка, основанного на правилах. Еще слишком рано судить о том, как будет выглядеть политика Германии в отношении России и насколько эффективной она будет для снижения рисков. Тем не менее, нынешняя ситуация отличается от эпохи Брандта тем, что во время холодной войны Германия вела переговоры с позиции военной силы. Сегодня, если Берлин подтвердит свое намерение предоставить бундесверу реальные боевые возможности, это послужит недвусмысленным сигналом о том, что он действительно готов добавить военную мощь в свой инструментарий российской политики – то, что Берлин до сих пор проявлял нежелание делать.

Что будет дальше и каковы ставки

Поскольку украинский кризис продолжает разворачиваться, следует всегда помнить, что главная цель Путина состоит не только в том, чтобы восстановить древнерусское восточнославянское имперское ядро, но, что наиболее важно, заставить Запад признать де-факто, если не де-юре сферу влияния Москвы в Восточной Европе. Это основной посыл требования Путина о том, чтобы НАТО отменило свое обещание 2008 года принять Грузию и Украину в альянс. Если он исполнит свое желание, это сведет на нет достижения Запада, достигнутые после объединения Германии. Россия снова будет доминировать в регионе за пределами восточного фланга НАТО (после порабощения Путиным Украины и фактического включения Беларуси в состав Российской Федерации Молдова, скорее всего, также потеряет свой суверенитет). По сути, Европа снова окажется в неоимперской парадигме сферы влияния с потенциально разрушительными последствиями для НАТО и солидарности союзников. И последнее, но не менее важное: если НАТО позволит Путину выйти сухим из воды в этой авантюре, следующим шагом Москвы, скорее всего, будет давление на страны Балтии, Польшу и Румынию с целью посеять нестабильность внутри периметра НАТО.

P/S " Это перевод с Military с максимальным сохранением смысла публикации.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки