Найти тему
Юный историкъ

Маленький гений. Топ-6 интересных фактов о детстве самодержца полумира.

Искусство войны - дело гениев. Самые великие полководцы всех времён и народов выбрали этот путь не только потому, что они этим увлекались. На самом деле - это предначертано судьбой. И те, кто этой судьбе не стал противится и слушал себя, стали поистине великим на своём поприще. Это относится не только к стратегии или к военному делу. Любое призвание - непомерный труд для целеустремлённых. Такие полководцы, как Наполеон Бонапарт, Ганнибал Барка, Александр Суворов и Юлий Цезарь прошли непростую дорогу, прежде чем достичь высот. В один прекрасный момент они почувствовали своё ремесло, и равных им не стало.

Однако не меньшее влияние на будущее личности оказывает воспитание и детство. Сегодня я хочу рассказать несколько интересных, на мой взгляд, фактов о великом полководце своего и нашего времени - Александре Македонском.

Александр Македонский
Александр Македонский

1. Удивительный День рождения.

Александр родился в семье не менее знаменитого человека царя Филиппа II и царицы Олимпиады в 356 году до н. э. Именно в этот день в городе Эфесе, расположенном на западном побережье Малой Азии, сгорел прекрасный храм Артемиды. По разным оценкам, его строили более 120 лет. На постройку тратили свои деньги все жители Эфеса, а соседние государства и города старались помочь материально архитекторам и строителям, чтобы этот триумфальный план был воплощён в жизнь. Многие иностранцы восхищались этой постройкой, а живописцы и литераторы посвящали храму свои стихи и картины. Но, именно в день рождения Александра, это одно из чудес света сгорело.

Один из ораторов Древней Греции Гегесий сказал:

"В этом нет ничего удивительного. Артемида - покровительница рожениц. В тот день она просто была занята: она помогала Александру появиться на свет и не уследила за своим храмом"
Храм Артемиды Эфесской
Храм Артемиды Эфесской

2. Божественное происхождение.

Все знали, что Александр - полубог. Всех царей этой горной страны считали потомками самих Богов. А наследников - особенно. В частности, македоняне относили себя к потомкам Геракла (так рассказывают сами македонские источники). Мама Александра, Олимпиада, считала, что вела свой род от полубога-получеловека Ахилла (Ахиллеса из Гомеровской "Илиады"). Двойная кровь богов текла в жилах маленького Александра, да ещё каких! Грех не стать великим!

3. Послы из Персии.

Один раз, когда Филипп находился в дальнем походе, в Пеллу (столицу Древней Македонии) прибыл персидский посол. Придворные сильно волновались, поскольку приём должен быть достойным и срочным, а царя в городе не было. Персы своей придирчивостью довольно знамениты, если им придётся долго ждать, они решат, что это неуважение. Тогда жди беды.

Проблему уладил семилетний Александр. Он сказал, что примет послов как подобает правителю. Персы вначале не поняли, с чего их вдруг будет принимать малолетний мальчик? Однако, вскоре они вернули свои слова обратно. Александр принял их со всеми почестями: определил в лучшие палаты, накормил лучшей едой. Но больше всего послов удивило то, что мальчик разговаривал с ними на серьёзные темы так, будто правил страной долгие-долгие годы. Но самое главное было не это. В процессе разговора Александр не задал ни одного детского вопроса: всё по делу. Он и узнал, какими путями добрались послы из Персии до Пеллы, так ли могуч персидский царь, какая у него армия, кто враги, а кто друзья...

Позднее послы, рассказавшие Дарию (царю Персии) про маленького Александра, услышали ответ:

"Если этот мальчишка сумел за один разговор выудить у вас ту информацию, на которую потребовалось бы нанять десяток шпионов, то в Македонии подрастает опасный враг всей Персидской державы"
-3

4. Александр и Буцефал.

Однажды к царю Филиппу ко двору пришёл житель Фессалии (северо-восток Греции, побережье Эгейского моря) Филоник. Но прибыл он не один, а вместе с неописуемо красивым черногривым конём. Царь поинтересовался у человека, сколько стоит этот удивительный жеребец. Филоник же попросил за него баснословную сумму в 30 золотых монет. На такие деньги в те времена можно было купить неплохой земельный участок со двором. Филоник утверждал, что это настоящий царский конь, таких очень мало. Впрочем, он не врал. Однако была одна проблема: коня никто не мог оседлать. Филипп хотел узнать, возможно ли приручить скакуна. Десятки лучших наездников двора четно пытались запрыгнуть на коня, а кому удавалось, тот сразу оказывался вновь на земле. Филипп усмехнулся, сказав, что Филоник мог бы с таким успехом привести ко двору льва. "Для чего ты мне хотел продать коня, который не слушается человека?" - ругал фессалийца царь. Тот хотел уже было уходить, но тут вышел Александр. Он воскликнул: "Какого коня люди теряют из-за своей трусости!" Филипп был в ярости, но всё же мальчика к скакуну отпустил, поспорив с ним на стоимость, предлагаемую Филоником.

Александр аккуратно подошёл к коню. Мальчик понял, что скакун боится собственной тени. Поэтому, подойдя поближе, он сразу направил его морду на солнце. Конь перестал брыкаться. Тогда Александр потихоньку запрыгнул на него. Конь хотел скинуть непрошенного наездника, но почувствовал надёжную и сильную руку мальчика. Только тогда Александр ударил жеребца пятками и уже через мгновение они растаяли вдали.

Коня и Александра не было долгое время, и Филипп начал волноваться. Однако на горизонте вновь появилась знакомая фигура. Приближавшийся Александр ликовал вместе со своим новым другом. Филипп, как и все собравшиеся, был в восторге. "Ищи, мой сын, царство по себе, ибо Македония слишком мала для тебя!" - были слова царя.

Нового товарища Александр назвал Буцефалом. Будущий царь не расставался со своим конём до самой Индии, а имя скакуна покрыто легендами и славными подвигами.

-4

5. Александр и Аристотель.

Отец, не смотря на свою строгость, не жалел денег на своего сына. Когда Филипп понял, что пришло новое для Александра время, он пригласил самого известного философа во всей Древней Греции - Аристотеля. Мальчик хотел получить хорошее образование, о чём оповестил учителя. Однако получил он на много большее.

Дело в том, что раньше дети не учились в классах за партами. Проходил этот процесс куда более привлекательным образом. Учитель ходил со своими подопечными по аллеям, выслушивая их вопросы и узнавая их интересы, а уже потом, исходя из полученной информации, вёл уроки, пока они гуляли по саду.

-5

Так поступил и Аристотель с Александром. Филипп специально для бесед учителя с учеником отвёл большую красивую рощу. Будущий царь узнал очень многое, что его интересовало. Аристотель и Александр толковали обо всём на свете. Как-то раз мальчик спросил у философа, есть ли у него подлинные списки "Илиады", так как, не раз читав поэму Гомера, он заметил не мало неточностей. На что Аристотель ответил: "Именно, у меня есть точный список поэмы, и я тебе её с удовольствием подарю". Философ обрадовался, увидев рачение подопечного познать непростые науки.

Так Аристотель решил передать многие свои знания, которые ученик схватывал на лету и быстро усваивал. Александр освоил науку о разных землях и других государствах, как управлять страной. Даже медицину успел познать. Говорят, что Аристотель передал своему воспитаннику тайные знания, которые имеют право получить только избранные.

Позднее Александр говорил:

"Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю - тем, что живу достойно"

6. Шестнадцатилетний правитель.

Когда Филипп отправился войной на жителей города Византии, он назначил временным правителем Македонии Александра. Царь отдал сыну печать, по которой любой приказ немедленно перейдёт в исполнение.

Как только Филипп уехал из Пеллы, в стране вспыхнуло восстание одного варварского региона. Восставшие подумали, что легко сумеют взять столицу в отсутствие Филиппа, поэтому перешли в наступление. Весь дворец окутал ужас. Многие хотели отправить гонцов царю, а некоторые бежать из города. Положение было действительно скверным: бунтовщики взяли улицы столицы, а Александр имел лишь небольшой отряд для подавления. В разгар суеты и сомнений среди советников, он сказал: "С варварами я справлюсь сам". В суматохе придворные ответили Александру, что у него мало воинов. И тогда юный регент властно сказал:

"Побеждают не числом, а умением. Стремительностью и смелостью"

Вопросов у советников больше не возникло, а Александр начал действовать. Он собрал всех юношей, с которыми сам учился военному делу и пошёл на бунтовщиков. Тем временем восставшие уже праздновали свою победу и не ожидали достойного отпора. Стремительный натиск настолько сбил их с толку, что они не успели подумать о сопротивлении.

Так Александр подавил первое в своей жизни восстание. Однако убивать бунтарей он не стал. Александр переселил их на другие земли, заместив владения варваров другим народом. Ещё от Аристотеля он помнил, что "живущие на чужбине люди лучше подчиняются власти царя".

#история #исторические факты #история древнего мира #биография #история в лицах #александр македонский #детство великих #Македония #цари #правительство