Найти тему

О Сергее Соловьеве, «Станционном смотрителе» и вечности

Оглавление

Фильм Сергея Соловьева «Станционный смотритель» вышел на экраны в 1972 году. Это же 49 лет назад! Для вечности пятьдесят лет мгновенье, а для человека – целая жизнь, несколько поколений за это время вырастет и силу обретет. А кино не утратило очарования, пожалуй, еще крепче к душе пристало.

Кадр из фильма. Белкин.
Кадр из фильма. Белкин.

Почему ноет сердце

От потери, конечно. От конечности жизни. Одно утешает – остался у нас фильм «Станционный смотритель».

По ветренности молодых лет не так смотришь, целыми кадрами пропускаешь. И честно, заскучаешь, бывало, от школьной классики. Медленное развитие действия, протяжные унылые пейзажи, мелкие, короткие диалоги не совпадали с молодым ритмом жизни.

А потом взрослеешь, замедляешься. Понемногу, потихонечку открывается пушкинское время, обрастает простыми человеческими сюжетами. Оживает, как в фильме Сергея Соловьева. И спрашиваешь себя – где же в юности ты была, почему так не чувствовала? А, может, была другая чувственность и способность к сопереживанию? Нет, не другая я была, я все та же.

Смотрела кино сегодня, как поминальную молитву творила. Отозвалось сердце на художественный образ, на режиссерское вИдение. И смотришь на мир бедного «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина с пониманием. Тоска отцова, его одиночество и брошенность, несправедливость заезжего повесы и сочувствие автора сердечной болью отзывается.

Кадр из фильма. Николай Пастухов в роли Самсона Вырина.
Кадр из фильма. Николай Пастухов в роли Самсона Вырина.

Да и жизнь к Пушкину привела

Много раз бывала я в Выре. В музее «Дом Станционного смотрителя» проходили наши пушкинские действия. Летом – веселые Пушкинские праздники, где встречали гостей Дуняша и Вырин. Зимой с памятной гирляндой в Пушкинские Горы проезжали по Киевскому шоссе, бывшему Белорусскому тракту, с остановкой в Выре.

Имя пушкинского героя связывают с Вырой, считается, что поэт много раз бывал на этой почтовой станции. И история из «Повестей Белкина» вполне отражает настоящую жизнь. Мы старались в праздничном действии, в прекрасном музейном пространстве создать ощущение, настроение и атмосферу пушкинского века.

Фото с сайта музеев Ленинградской области. https://www.lenoblmus.ru/index.php/node/62. Мой архив пока не доступен, к сожалению. Выра.
Фото с сайта музеев Ленинградской области. https://www.lenoblmus.ru/index.php/node/62. Мой архив пока не доступен, к сожалению. Выра.

Самсона Вырина в разные годы на праздниках исполняли артисты: Виктор Кривонос, Сергей Лосев, Георгий Штиль, Николай Иванов, Семен Сытник и другие. Народные, заслуженные артисты, любимые, потрясающие! Они, каждый со своей индивидуальной нотой создавали образ, зрителям было и о чем подумать, и о чем повеселиться-погрустить.

Режиссер праздника выводит на сцену литературного героя, и задачи у него другие, крайне отличные от кино. Но замечу, что никогда мы не забывали о фильме Сергея Соловьева. Это тот самый случай «закадрового голоса», который звучал, когда мы создавали праздник.

Светлая вечность, его «Станционный смотритель»

У Сергея Соловьева станционный смотритель трагический. Роль исполнена Николаем Пастуховым с потрясающей глубиной, он «дело свое сделал». Но и у Минского-Михалкова не отнять жизненного шарма, он и враль заезжий, и гусар-молодец, но и прощения просит так, что жалеешь.

А Дуняша (красавица Марианна Кушнерова) в кадре молчит. Любовь ее – на кончиках пальцев, в изгибе нежного локона, в бездонных синих глазах. И это «считывается», когда смотришь фильм. И в повести Пушкина нет ни одного диалога с участием Авдотьи Самсоновны, бессловесная она героиня…

Дуняша и Минский. Кадр из фильма.
Дуняша и Минский. Кадр из фильма.

Фильм вышел в 1972 году, в самые «застойные», тихие брежневские времена. А в кадре не только Петербург, «город пышный и город бедный», но и храмы. «Господи, помилуй мя» - под церковное пение склоняет Самсон Вырин голову к иконе. И крупный план другого церковного образа, Спасителя, всех нас заступника.

Белкин, (артист Геннадий Шумский) удивительно схож с молодым Сергеем Соловьевым. Повествование от первого лица и мелкая деталь, часы на цепочке качаются в руке, и завораживает кинорассказ, не отпускает от экрана. И только сегодня понимаешь, что за экраном этим – светлая вечность.

Кадр из фильма "Станционный смотритель"
Кадр из фильма "Станционный смотритель"

Долгая память прекрасному режиссеру Сергею Соловьеву! Его «Станционный смотритель», это уже не просто экранизация произведения великого Пушкина. Это еще и его взгляд, теперь уже из вечности. И, Слава Богу, что у нас осталось кино.