Фильм Сергея Соловьева «Станционный смотритель» вышел на экраны в 1972 году. Это же 49 лет назад! Для вечности пятьдесят лет мгновенье, а для человека – целая жизнь, несколько поколений за это время вырастет и силу обретет. А кино не утратило очарования, пожалуй, еще крепче к душе пристало.
Почему ноет сердце
От потери, конечно. От конечности жизни. Одно утешает – остался у нас фильм «Станционный смотритель».
По ветренности молодых лет не так смотришь, целыми кадрами пропускаешь. И честно, заскучаешь, бывало, от школьной классики. Медленное развитие действия, протяжные унылые пейзажи, мелкие, короткие диалоги не совпадали с молодым ритмом жизни.
А потом взрослеешь, замедляешься. Понемногу, потихонечку открывается пушкинское время, обрастает простыми человеческими сюжетами. Оживает, как в фильме Сергея Соловьева. И спрашиваешь себя – где же в юности ты была, почему так не чувствовала? А, может, была другая чувственность и способность к сопереживанию? Нет, не другая я была, я все та же.
Смотрела кино сегодня, как поминальную молитву творила. Отозвалось сердце на художественный образ, на режиссерское вИдение. И смотришь на мир бедного «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина с пониманием. Тоска отцова, его одиночество и брошенность, несправедливость заезжего повесы и сочувствие автора сердечной болью отзывается.
Да и жизнь к Пушкину привела
Много раз бывала я в Выре. В музее «Дом Станционного смотрителя» проходили наши пушкинские действия. Летом – веселые Пушкинские праздники, где встречали гостей Дуняша и Вырин. Зимой с памятной гирляндой в Пушкинские Горы проезжали по Киевскому шоссе, бывшему Белорусскому тракту, с остановкой в Выре.
Имя пушкинского героя связывают с Вырой, считается, что поэт много раз бывал на этой почтовой станции. И история из «Повестей Белкина» вполне отражает настоящую жизнь. Мы старались в праздничном действии, в прекрасном музейном пространстве создать ощущение, настроение и атмосферу пушкинского века.
Самсона Вырина в разные годы на праздниках исполняли артисты: Виктор Кривонос, Сергей Лосев, Георгий Штиль, Николай Иванов, Семен Сытник и другие. Народные, заслуженные артисты, любимые, потрясающие! Они, каждый со своей индивидуальной нотой создавали образ, зрителям было и о чем подумать, и о чем повеселиться-погрустить.
Режиссер праздника выводит на сцену литературного героя, и задачи у него другие, крайне отличные от кино. Но замечу, что никогда мы не забывали о фильме Сергея Соловьева. Это тот самый случай «закадрового голоса», который звучал, когда мы создавали праздник.
Светлая вечность, его «Станционный смотритель»
У Сергея Соловьева станционный смотритель трагический. Роль исполнена Николаем Пастуховым с потрясающей глубиной, он «дело свое сделал». Но и у Минского-Михалкова не отнять жизненного шарма, он и враль заезжий, и гусар-молодец, но и прощения просит так, что жалеешь.
А Дуняша (красавица Марианна Кушнерова) в кадре молчит. Любовь ее – на кончиках пальцев, в изгибе нежного локона, в бездонных синих глазах. И это «считывается», когда смотришь фильм. И в повести Пушкина нет ни одного диалога с участием Авдотьи Самсоновны, бессловесная она героиня…
Фильм вышел в 1972 году, в самые «застойные», тихие брежневские времена. А в кадре не только Петербург, «город пышный и город бедный», но и храмы. «Господи, помилуй мя» - под церковное пение склоняет Самсон Вырин голову к иконе. И крупный план другого церковного образа, Спасителя, всех нас заступника.
Белкин, (артист Геннадий Шумский) удивительно схож с молодым Сергеем Соловьевым. Повествование от первого лица и мелкая деталь, часы на цепочке качаются в руке, и завораживает кинорассказ, не отпускает от экрана. И только сегодня понимаешь, что за экраном этим – светлая вечность.
Долгая память прекрасному режиссеру Сергею Соловьеву! Его «Станционный смотритель», это уже не просто экранизация произведения великого Пушкина. Это еще и его взгляд, теперь уже из вечности. И, Слава Богу, что у нас осталось кино.