Сейчас мне 37 лет, а история, которой я хочу поделиться произошла в 2011 году. Мы с мужем тогда открыли свою первую фирму. Она занималась производством металлоконструкций.
О запуске бизнеса
Идею предложил муж. Он у меня по натуре мечтатель и оптимист, а я более прагматична. В то время он работал инженером-конструктором, но быстро смекнул, что продвижение по службе ему не светит.
Мы вместе встретили 2008 год, оба сталкивались с безработицей, поэтому я вопреки скепсису решила его поддержать. Опыт работы у мужа был. В их семье отец сварщик со стажем и обеих сыновей брал на «колымы».
А у меня были корки бухгалтера малого бизнеса. Образованием было назвать трудно – курсы добровольно-принудительного характера, но всё же, что-то в работе предприятий я понимала.
На старте нам сильно помогла правительственная программа развития малого бизнеса. Выглядело это откровенно смешно, но оказалось очень полезно. Мы защищали с мужем выдуманный бизнес план с нереальными цифрами в местном Центре занятости, за что получили право на единовременную выплату 58 000 рублей.
Эти деньги помогли нам в приобретении ноутбука, сварочного аппарата, болгарки и прочего ручного инструмента. Программу для чертежей пришлось скачать пиратскую. За лицензию тогда просили какие-то баснословные деньги, в районе 50 000 рублей.
Помимо этих активов в нашем распоряжении была старенькая Нива с переделанным багажником и неугасающий энтузиазм мужа. На этом раскладе и начали бизнес.
О первых заказах
Для работы сняли гараж 6 на 7 метров за 5000 рублей. Стали один за одним приходить заказы. Мы размещали услуги на Авито, тогда он не был так популярен, но клиенты были.
Мы не привередничали, брали в работу всё: ворота, навесы, двери, крыши. Делали строительные вагончики, временное жильё для вахтовиков, каркасы на кузов и багажники. По согласованию с владельцем тренажёрного зала, в который он ходил, муж сварил им пару тренажёров.
Нам помогал отец мужа. Заказы были круглый год, даже зимой. Не скажу, что это позволяло накручивать нам цены, но по крайней мере, мы видели, что спрос есть, и бизнес вести можно.
Уже к следующему лету мы сняли большой цех за 15 000 рублей и отдельный офис за 5 000 рублей. Старую Ниву мы продали, купили новую на 5 дверей. Она у нас не задержалась. Производственная необходимость вынудила поменять её на УАЗ «буханку».
Обидно, но деньги мы считать не умели. Муж всегда тратил почти столько же сколько зарабатывал. Я хотела развить бизнес, нанять людей, начать искать крупные заказы, но всегда казалось, что делать это ещё рано.
Первую серьёзную прибыль мы получили в конце 2012 года. Нам пообещали 200 000 рублей на оснащение металлоконструкцией нескольких многоэтажек посреди села. Тогда я поняла, какую роль в подобном бизнесе играют связи. Это была реализация какой-то государственной программы, а моего мужа выбрали отнюдь не за то, что мы предоставляли самые качественные услуги.
О росте бизнеса и форс-мажорах
В 2013 году у нас с отцом мужа сильно испортились отношения. Он покинул наш бизнес, а вместе него мы пригласили сразу 3-ёх человек. В это время мы поняли, что общаться с клиентами, рисовать чертежи и закупать стройматериалы намного труднее, чем работать на сварке.
Муж обзванивал и объезжал металлобазы, старался скинуть цену, ругался, тратил всё свободное время и возвращался абсолютно вымотанный. При этом его трудозатраты вставали нам в 10% от стоимости будущего заказа. Всегда происходил какой-нибудь форс мажор – обманывал поставщик или ломалась «буханка».
До 40% шло на материалы, 30% брали рабочие. Из оставшихся 20% мы должны были заплатить налоги, коммуналку и аренду. Если брать в расчёт ещё и амортизацию, но на руки у нас оставались «копейки».
А самая страшная ситуация произошла в феврале 2014 года. Заказ был от солидной строительной фирмы, было важно «не ударить в грязь лицом». На его выполнение «на месте» пришлось нанять незнакомую бригаду рабочих.
В сроки они не уложились. Сложилась ситуация, в которой можно было выставить моего мужа крайним, как со стороны бригады, так и со стороны заказчика. Этого удалось избежать только «методами из 90-ых», которые, казались уже неактуальными. Опять помогли случайные знакомства мужа и «помощь» неравнодушных людей.
В 2015 году мы попали в большие долги. Не стану мучать вас подробностями, взлётов и падений было много. Через 2 года попыток выкарабкаться из этой ямы, бизнес пришлось продать.
Сегодня мы ведём ещё одну версию этого бизнеса, довольно интересную для обывателя. Наш производственный цех находится в нескольких местах лишения свободы. Всё легально, заключённые получают зарплаты.
Вам же хочу пожелать не сдаваться. Когда, мы начинали, я не верила, что всё получится, а сейчас считаю этот опыт самой ценной инвестицией в своей жизни.