Как и обещал, подготовил материал по экспорту советских автобусов с 1971 по 1980 годы. Как и в случае с грузовиками, поставки осуществлялись не только в страны «третьего мира», но и в благополучную Европу. Причем, за вполне реальную валюту, а не «за бананы», как это принято считать.
Правда, столь же глобальных цифр, как с грузовыми авто, в автобусной статистике не обнаружено, но спрос на пассажирскую технику из СССР однозначно был. А с учетом того, что в самом Советском Союзе автобусов вечно не хватало, экспортные поставки можно даже считать неслыханной щедростью.
Начну с «рафиков». Завод микроавтобусов «РАФ» им.XXV съезда КПСС поставил на экспорт за эти десять лет 10,03 тыс. микроавтобусов. Это были модели РАФ-977 в различных модификациях и РАФ-2203. И среди покупателей значились такие «почетные» страны, как Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, ФРГ и Швеция. Финны так и вовсе почти сотню машин взяли. А знаете, куда уходило больше всего микроавтобусов РАФ-2203 в то время? В Ирак! В 1978 году туда отправили 1,74 тысячи из 7,3 тысяч всего выпущенных «рафиков», в 1979-м вдогонку послали еще 750 машин. И знаете, что самое интересное? Многие (именно многие, не единицы!) иракские РАФы из той поставки на ходу до сих пор!!!
Кроме того отдельной строкой посчитаны «скорые помощи» РАФ-22031. Их было поставлено 164 ед. Причем 10 машин ушли в Австрию, а еще 2 в Финляндию. Это не сосем автобусы, конечно, но пусть будут.
Павловский автобусный завод им.Жданова в указанный период отправлял в другие страны автобусы семейства ПАЗ-672. Дана общая сумма по всем модификациям – 9,26 тыс. автобусов. Больше всего «пазиков» уходило на Кубу (5,6 тыс.ед.), в Болгарию (1,8 тыс.ед.) и во Вьетнам (0,5 тыс.ед.).
Львовский автобусный завод за указанное десятилетие отправил на экспорт более тысячи машин. Это были пригородно-городские ЛАЗ-695М и ЛАЗ-695Н и междугородные ЛАЗ-697М и ЛАЗ-697Н. Интересно, что закупали их примерно в равных пропорциях – 566 и 442 штуки. В лидерах по закупкам опять же была Куба, а также Монголия и… Венгрия. Последняя приобрела 80 «туристов» – уж не знаю зачем, при наличии собственных-то «Икарусов»...
Еще одним поставщиком автобусов на экспорт был Ликинский автобусный завод. Всего было отправлено за рубеж 1070 машин семейства ЛиАЗ-677. Из них 370 машин ушло на Кубу, 275 - в ГДР, а еще 150 - в Афганистан.
А еще экспорт шла пассажирская продукция Ульяновского автомобильного завода: микроавтобусы УАЗ-452В и «санитарки» УАЗ-452А. В статистике они сведены в единый массив, так что опять только сумма – 10,84 тыс.ед. «Буханка» поставлялась в 49 стран мира. Кто-то брал по одной машине, но были и те, кто закупал пассажирские «уазики» тысячами: Болгария – 2,1 тыс.ед., Иран – 1,36 тыс.ед. и Венгрия – 1,27 тыс.ед.
И да, по поводу продукции Тартуского авторемонтного завода, упомянутой мною в комментариях к статистике экспорта грузовиков. «Автобусы» данного предприятия, если их можно так назвать, конечно, никуда не поставлялись. А вот автофургоны для перевозки хлеба ТА-9А вместе с аналогичными по назначению моделями ГЗСА-892 и ГЗСА-3704 уходили за границу. За десять лет на экспорт суммарно отправили 137 «хлебовозок» вышеназванных моделей.
А кто еще не смотрел прошлую часть обзора, может сделать это по ссылке:
Статистика по экспорту грузовиков