Найти тему
АвтоДвиж

32 тысячи автобусов за десять лет: экспорт того, чего самим не хватало

Как и обещал, подготовил материал по экспорту советских автобусов с 1971 по 1980 годы. Как и в случае с грузовиками, поставки осуществлялись не только в страны «третьего мира», но и в благополучную Европу. Причем, за вполне реальную валюту, а не «за бананы», как это принято считать.

Правда, столь же глобальных цифр, как с грузовыми авто, в автобусной статистике не обнаружено, но спрос на пассажирскую технику из СССР однозначно был. А с учетом того, что в самом Советском Союзе автобусов вечно не хватало, экспортные поставки можно даже считать неслыханной щедростью.

Начну с «рафиков». Завод микроавтобусов «РАФ» им.XXV съезда КПСС поставил на экспорт за эти десять лет 10,03 тыс. микроавтобусов. Это были модели РАФ-977 в различных модификациях и РАФ-2203. И среди покупателей значились такие «почетные» страны, как Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, ФРГ и Швеция. Финны так и вовсе почти сотню машин взяли. А знаете, куда уходило больше всего микроавтобусов РАФ-2203 в то время? В Ирак! В 1978 году туда отправили 1,74 тысячи из 7,3 тысяч всего выпущенных «рафиков», в 1979-м вдогонку послали еще 750 машин. И знаете, что самое интересное? Многие (именно многие, не единицы!) иракские РАФы из той поставки на ходу до сих пор!!!

-2

Кроме того отдельной строкой посчитаны «скорые помощи» РАФ-22031. Их было поставлено 164 ед. Причем 10 машин ушли в Австрию, а еще 2 в Финляндию. Это не сосем автобусы, конечно, но пусть будут.

-3

Павловский автобусный завод им.Жданова в указанный период отправлял в другие страны автобусы семейства ПАЗ-672. Дана общая сумма по всем модификациям – 9,26 тыс. автобусов. Больше всего «пазиков» уходило на Кубу (5,6 тыс.ед.), в Болгарию (1,8 тыс.ед.) и во Вьетнам (0,5 тыс.ед.).

Это, правда, машина из более раннего десятилетия (еще из семейства 652), но пусть будет в качестве забавной иллюстрации. Когда нужно было поставлять автобусы в страны с левосторонним движением, пазовцы придумали делать служебную дверь по левому борту, при этом оставляя место водителя тоже слева, на своем обычном месте
Это, правда, машина из более раннего десятилетия (еще из семейства 652), но пусть будет в качестве забавной иллюстрации. Когда нужно было поставлять автобусы в страны с левосторонним движением, пазовцы придумали делать служебную дверь по левому борту, при этом оставляя место водителя тоже слева, на своем обычном месте

Львовский автобусный завод за указанное десятилетие отправил на экспорт более тысячи машин. Это были пригородно-городские ЛАЗ-695М и ЛАЗ-695Н и междугородные ЛАЗ-697М и ЛАЗ-697Н. Интересно, что закупали их примерно в равных пропорциях – 566 и 442 штуки. В лидерах по закупкам опять же была Куба, а также Монголия и… Венгрия. Последняя приобрела 80 «туристов» – уж не знаю зачем, при наличии собственных-то «Икарусов»...

-5

Еще одним поставщиком автобусов на экспорт был Ликинский автобусный завод. Всего было отправлено за рубеж 1070 машин семейства ЛиАЗ-677. Из них 370 машин ушло на Кубу, 275 - в ГДР, а еще 150 - в Афганистан.

-6

А еще экспорт шла пассажирская продукция Ульяновского автомобильного завода: микроавтобусы УАЗ-452В и «санитарки» УАЗ-452А. В статистике они сведены в единый массив, так что опять только сумма – 10,84 тыс.ед. «Буханка» поставлялась в 49 стран мира. Кто-то брал по одной машине, но были и те, кто закупал пассажирские «уазики» тысячами: Болгария – 2,1 тыс.ед., Иран – 1,36 тыс.ед. и Венгрия – 1,27 тыс.ед.

-7

И да, по поводу продукции Тартуского авторемонтного завода, упомянутой мною в комментариях к статистике экспорта грузовиков. «Автобусы» данного предприятия, если их можно так назвать, конечно, никуда не поставлялись. А вот автофургоны для перевозки хлеба ТА-9А вместе с аналогичными по назначению моделями ГЗСА-892 и ГЗСА-3704 уходили за границу. За десять лет на экспорт суммарно отправили 137 «хлебовозок» вышеназванных моделей.

-8

А кто еще не смотрел прошлую часть обзора, может сделать это по ссылке:
Статистика по экспорту грузовиков