Опоздание в школу оказывает негативное влияние на результаты обучения вне зависимости от страны, системы образования и времени. Постоянно опаздывающие ученики в итоге учатся меньше по времени, чем те, кто приходит в класс строго по звонку. Кроме того, они не только сами привыкают к непуктуальности: их опоздания мешают обучению всего класса. Предлагаем вашему вниманию перевод статьи Ребекки Вуковиц – заместителя редактора журнала Teacher (издание Австралийского совета по исследованиям в области образования, официальный партнер ЮНЕСКО).
Исследователи обнаружили, что опоздания отрицательно сказываются на образовательных результатах. Учащиеся, которые часто опаздывают в школу, зачастую упускают важные объявления учителя, а также часть информации в начале урока.
Учителя могут расстроиться из-за того, что опоздавшие ученики мешают обучению, часто вынуждая повторять то, что они пропустили. Опоздание может также негативно повлиять на общую обстановку в классе.
Опоздание в школу также приводит к тому, что ученики меньше общаются со сверстниками, что негативно сказывается на их социализации и вызывает ощущение отчуждения от одноклассников.
Наказание или поощрение?
Итак, как педагоги могут решить эту проблему? В отчете говорится, что учителям, как правило, бесполезно наказывать опоздавших учеников после их прихода, поскольку это может потенциально ухудшить ситуацию.
По-видимому, не хватает эмпирических доказательств того, что наказание за опоздание дает какие-либо положительные результаты,– отмечается в исследовании
Вместо этого авторы предлагают использовать похвалу, поскольку она доказала свою эффективность для решения проблем в поведении.
Похвала была признана, возможно, самым простым изменением, которое педагоги могут внести в учебный процесс, чтобы разрешить проблемы в поведении учащихся.
При реализации этой стратегии необходимо учитывать несколько моментов. Во-первых, использовать только свежие данные о школьниках, чтобы определить, какие учащиеся постоянно опаздывают. Не имеет смысла вмешиваться, например, в случае с учеником, который постоянно опаздывал в начале года, но в настоящее время опаздывает лишь изредка.
Исследователи также обращают внимание на то, что младшие школьники часто полагаются на взрослых в вопросе своевременного прихода в школу, и учителям нужно иметь ввиду, что опоздания учеников могут быть результатом поведения их родителей.
В таких случаях вмешательство учителей должно быть направлено в большей степени на родителей.
Общешкольные мероприятия
На уровне средней школы постоянные опоздания могут значительно сократить время обучения для всех учащихся в классе, а не только для непунктуального ученика.
Исследование показало, что «учебное время, потерянное из-за весьма распространенных опозданий, может значительно повлиять на способность учащихся соответствовать строгим образовательным стандартам».
Ученые выявили, что для борьбы с опозданиями учащихся требуется проведение мероприятий на системном уровне, чтобы обеспечить своевременность управленческих решений и их эффективность для борьбы с последствиями регулярных опозданий.
Хорошо, если план превентивных мероприятий для всей школы включает в себя следующее:
- активное наблюдение за учащимися в местах общего пользования на всех этапах обучения (от начальной школы – до основной, от основной – до старшей);
- четкое определение правил поведения учащихся на каждом этапе обучения и постоянное информирование;
- немедленное и последовательное реагирование на опоздания;
- принятие решений на основе данных в отношении планирования педагогического вмешательства и мониторинга результатов.
Влияние на других учащихся
В статье «Влияние опозданий школьников на успеваемость их одноклассников: данные городских начальных школ» Майкл Готфрид исследует влияние данной проблемы в поведении учеников на их сверстников.
Готфрид признает, что, если учителя реагируют на образовательные потребности опаздывающих учеников, изменяя установленное время занятий, то это отрицательно сказывается на успеваемости остальных учащихся, и в результате тормозится учебный процесс в целом.
В связи с тем, что опоздавшие ученики приходят в неподобающее время и, возможно, пропускают большое количество кумулятивных учебных часов, учителя должны отвлекать свое внимание от обычных занятий на внесение изменений в расписание,– утверждает Готфрид
Таким образом, возникают негативные последствия для образовательного результата остальных учеников, поскольку действия одного ребенка мешают работе всего класса.
Источник: Teacher, The effect of student tardiness on learning
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.