Найти тему
Наталья Коойман

Нидерланды никогда не признаются в том, что слизали идею у Ленинграда.

Нидерланды – переводится как "Низкие земли", потому что огромная часть территории страны лежит ниже уровня моря, что делает ее уязвимой для наводнений. Последний черный день календаря для голландцев случился в ночь с 31 января на 1 февраля 1953 года. Тогда наводнение унесло жизни 1836 человек и нанесло урон в 1 миллиард гульденов. Около 100 000 человек потеряли свои дома. Для многих выживших воспоминания о катастрофе осталось травмой на всю жизнь.

Наводнение было вызвана штормом, когда вода в южной части Северного моря поднялась в виде воронки до огромной высоты и прорвала дамбы. Дамбы были старые, правительство работало над сооружением новых дамб, но бюджет был слишком ограничен.

После такой масштабной катастрофы правительство всерьез обеспокоилось защитой Нидерландов от подобных природных катаклизмов и был разработан проект «Дельта». Строительство продолжалось до 1997 года. Была построена грандиозная система из дамб, шлюзов и штормовых барьеров. Наиболее известные: Масланткеринг и Остерсхелдекеринг.

Я расскажу о Масланткеринг. Мой муж принимал участие в строительстве всех этих сооружений, с них началась его карьера. После этого проекта англичане позвали его строить колесо обозрения "Лондон Ай" и стадион Уэмбли. (Это я хвастаюсь сейчас, если кто не понял😀).

Когда я приехала первый раз в Нидерланды, будущий муж повез меня показывать свое детище, сказав очень интересную фразу: "Мы построили замечательную защиту, только Нидерланды никогда не признаются, что скопировали проект у Ленинграда".

Масланткеринг это не дамба и не шлюз. Это барьер, выполненный в виде гигантских движущихся ворот, которые в случае шторма закрываются.Был объявлен конкурс на создание конструкции, которая могла бы быстро и эффективно перекрывать канал, но не останавливать судоходство. Победу одержал, ныне существующий проект.

-2

Барьер является воротами в судоходный канал Роттердама-второго по величине порта в мире. Строительство началось в 1991 году. 10 мая 1997 года состоялось торжественное введение барьера в эксплуатацию и сейчас Масланткеринг является первым, самым крупным движущимся сооружением в мире. Не буду загружать текст цифрами, кому интересно - все технические данные есть в интернете.

Черненькая коробочка возле ворот справа на фото это музей. Там можно узнать как шло строительство "Дельты", а самое интересное- там есть макет Нидерландов, можно вбить свой адрес и система рассчитает на сколько будет затоплен ваш дом, в самом худшем случае. Но муж сказал, что возможность худшего случая очень мала, а я ему верю.

Для Петербурга наводнения тоже страшная, но обыденная реальность. На протяжении долго времени лучшие умы бились над тем, как защитить город от наводнений. Еще в начале 19 века русский инженер французского происхождения Петр Петрович Базен разработал прекрасный проект, но его посчитали очень сложным и дорогим.

Крупное наводнение случилось в Ленинграде через два года после голландского и тогда-то и приняли решение строить дамбу на основе расчетов Базена. Правда, приступили к строительству только в 1979 году. В 1981 году начались работы по возведению судопропускного сооружения С-1. Самого технически навороченного.

-3

В конце 80-х , начале 90-х, после смены политической и экономической ситуации, а также из-за протестов экологов на сессии Ленсовета 16.10.1990 года приняли решение заморозить проект. Возобновили строительство только в начале 2000-х годов и закончили в августе 2010 года. И судопропускное сооружение в Петербурге не стало первым, крупным, движущимся сооружением в мире.