Традиция использования евнухов при китайском императорском дворе насчитывает не менее 2000 лет. Начиная с династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) дворцовые евнухи часто управляли повседневными делами двора. Они боролись за власть с военачальниками и учеными-бюрократами.
Евнухи использовались монархами в Китае, Византийской империи, Османской империи и других монархических государствах в качестве «хранителей императорской постели» или опекунов королевского гарема.
У императоров, принцев, жен и других высокопоставленных лиц были десятки или сотни личных слуг-евнухов. Евнухи служили китайским императорам до падения династии Цин, когда семьи все еще кастрировали нежеланных мальчиков, а взрослые мужчины подвергались добровольным операциям, чтобы получить шанс служить в императорском дворце.
Во времена династии Мин говорилось, что 20000 из них были заняты в Запретном городе — древней резиденции китайских императоров.
Императорские евнухи служили до 1924 года, когда последние 1500 из них были изгнаны из Запретного города. Изгнание их выглядело весьма трагично. Наблюдатели описывали, как уходили евнухи — жалобно плача высокими голосами и неся свои вещи в мешках.
Евнухов считали жадными, коррумпированными и коварными. Обзывали бесхвостыми собаками или собаками с обрезанным хвостом. В драмах об имперской жизни они часто изображаются злодеями. Тем не менее, они внесли свой вклад в китайскую культуру и цивилизацию.
Евнуху Цай Луну приписывают изобретение бумаги в 105 году нашей эры. Придворные евнухи династии Мин были первыми китайцами, игравшими западную классическую музыку. Евнух Чжэн Хо был величайшим исследователем Китая. Во времена династии Цин император Цяньлун собрал камерный оркестр евнухов, которые играли в париках и одетыми в европейскую одежду.
Приближенные к императору
Евнухи, как правило, были единственными мужчинами, кроме императора, которым разрешалось входить во внутренние дворы Запретного города, где жили императорская семья и наложницы. Другим мужчинам, включая чиновников, военных, охранников и даже родственников императора мужского пола, не только не разрешали входить во внутренние святилища, их заставляли покидать территорию дворца ночью.
Евнухи стали привилегированным классом. Знание повседневной жизни, привычек и личных вкусов императора давало евнухам особую возможность предугадывать прихоти монарха. В условиях произвола правительств Востока это означало возможность захватить власть.
Однако евнухам следовало быть осторожными. «Для евнуха совершить ошибку, - писал Маттео Риччи в XVI веке, - в присутствии короля равносильно подвергнуть свою жизнь опасности».
Дети-евнухи часто росли с будущими принцами и императорами и были их товарищами по играм, заслуживали их любовь и доверие, чем потом бессовестно пользовались в своих целях.
Например, в 1505 году на престол взошел Вузонг, неопытный пятнадцатилетний юноша, полностью находившийся под контролем евнухов, которые его воспитали. Лидером евнухов был Лю Цзинь, которого поддерживала группа людей из знати и среднего класса. Лю Цзинь удалось в течение года избавиться от придворных евнухов, которые были против него.
Придворные евнухи достигли пика своей политической власти при императоре Минг Ванхи. Он нанял более 10 000 евнухов для императорского двора, 70 000 - 100 000 евнухов получили от него официальные должности по всей стране. Могущественные евнухи присвоили огромные состояния, в то время как император был озабочен своими наложницами.
Евнухи часто знали слабости императоров и использовали их. Тайсуке Митамура, автор книги «Китайские евнухи: структура интимной политики» писал: «Император во многих отношениях стал игрушкой этих изгоев из нормального мира. Они ловко раскрашивали для своих целей картину внешнего мира правителя и настраивали его против любых министров, которые пытались противостоять их влиянию.
Евнух по имени Вэй Чжинаньсянь фактически управлял Китаем в 1620-х годах, как и евнухи, когда династия Цин окончательно рухнула в 1911 году. После прихода к власти коммунистов многие евнухи стали обездоленными изгоями.
Обязанности китайских евнухов
Большую часть повседневной работы императорского двора выполнял любимый евнух императора, возглавлявший имперский штаб, который курировал тысячи поваров, садоводов, прачек, уборщиков, художников и других евнухов.
Порка и другие наказания контролировались и выполнялись придворными евнухами. Наложницы и евнухи часто становились близкими друзьями. Евнухи служили поварами, уборщицами и товарищами.
Евнухов многие ненавидели. Их считали продажными и аморальными. За свои услуги они часто требовали откатов. Ученые-бюрократы, добившиеся своего положения благодаря честным заслугам, «боялись, завидовали и презирали» евнухов. Иногда между евнухами и мандаринами (чиновниками) вспыхивали политические баталии.
«Любой высокопоставленный чиновник с делами, которые требовали внимания императора, - писал Спенс, - должен был убедить евнуха передать об этом императору. Евнух, естественно, требовал плату в обмен на такие услуги.
Евнухов не разрешалось хоронить вместе с семьями. Их хоронили на специальном отдельном кладбище для евнухов.
Музей евнухов был открыт в 1999 году за пределами Пекина рядом с могилой Тянь И.
Если вы интересуетесь историей, не забудьте нажать 👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые материалы.