Востребованность медицинских онлайн-консультаций продолжает расти во всем мире. Основным катализатором роста стали локдауны, которые повсеместно вводились властями разных стран в целях борьбы с эпидемией COVID-19.
По подсчетам экспертов, в России в 2020 году дистанционными медицинскими услугами воспользовались более 5 миллионов человек, в 2021 году эта цифра скорее всего увеличиться вдвое.
Основным сдерживающим фактором развития онлайн-медицины остается действующий приказ Минздрава, запрещающий постановку диагноза и назначение лечения на первичной онлайн-консультации. Например, США, где таких ограничений нет, являются лидерами мирового рынка онлайн-медицины. Там телемедицинские услуги оплачиваются за счет страховых средств пациента. В России на сегодняшний день дистанционный медицинские консультации не входят в программу ОМС, хотя наиболее востребованными являются онлайн приемы терапевтов и педиатров.
Пациенты выбирают дистанционный формат взаимодействия с доктором по ряду причин: это и страх заразиться в поликлинике, и отсутствие очередей, и удобство такой консультации (не нужно тратить время и деньги, чтобы добраться до клиники, не нужно отпрашиваться с работы и т.д.). Для многих людей дистанционная консультация – единственная возможность не откладывать обращение к специалисту и не заниматься самолечением до снятия ковидных ограничений.
При этом, как отмечают эксперты, популярность медицинских онлайн-консультаций не снижается и после отмены локдаунов. Пациенты оценили все преимущества онлайн-сервисов и продолжают их активно использовать.
Для врачей онлайн-форма также оказался удобным. В настоящее время Правительство разрабатывает экспериментальную программу, в рамках которой медицинские клиники, соответствующие требованиям, смогут ставить диагнозы на первичном онлайн-приеме и делать назначения. Некоторые медицинские организации 0323 уже разрабатывают программы оказания дистанционных медицинских услуг по полису ОМС.
Все это ведет к тому, что количество онлайн-приемов будет только расти. В текущих условиях телемедицина может стать единственной альтернативой для удаленных регионов, где не хватает медицинских кадров, и очереди к врачам растягиваются на недели и даже месяцы.
В этих условиях многие клиники, чтобы сохранить поток пациентов, начинают развивать дистанционные сервисы. На базе медицинской организации «Санталь» работает онлайн-поликлиника 0323, где любой пациент может воспользоваться рядом полезных сервисов: вызов врача, запись на прием, консультация онлайн, расшифровка результатов анализов, запись на госпитализацию, наблюдение онлайн и т.д. Получить доступ к сервисам онлайн-поликлиники можно по полису ОМС.
Пациенты могут воспользоваться услугой «Наблюдение онлайн». По сути это дневник самонаблюдения, который необходимо заполнять самостоятельно по установленному графику. Система автоматически отслеживает данные и выдает рекомендации в зависимости от показателей и их комбинации. Если что-то пойдет не так, медицинский работник свяжется с пациентом в активном режиме. Таким образом, пациент получает уникальную возможность в легкой и доступной форме сообщать врачу о своем состоянии здоровья. Этот сервис позволяет осуществлять диспансерное наблюдение больных хроническими неинфекционными заболеваниями: сахарным диабетом, гипертонической болезнью, бронхиальной астмой. Врач может отслеживать, как проходит реабилитация больного на дому, наблюдать за выполнением предписаний (приемом лекарств).