Я календарь переверну — и снова третье сентября.
.
Ассоциации у каждого человека могут возникнуть по любому поводу. Глядя на предмет, услышав знакомую мелодию, увидев фильм, человека… да любое явление может вызвать определенные воспоминания. Герою упомянутой песни дата 3 сентября напоминает о расставании с любимым человеком. А у кого-то это время напоминает о другом…
3 сентября 1972 года по улице небольшой белорусской деревни бежал мальчишка с портфелем в руках. По его щекам стекали слезы. Он плакал. Нет. Он не просто плакал, он громко рыдал. Было видно, что ребенок плачет не от боли, он плачет от обиды.
- Колечка, что случилось? Ты почему плачешь?, - спрашивали люди, встретившиеся на пути.
В деревне все знали друг друга, и каждый был готов прийти на помощь односельчанину, тем более ребенку. Но Колька, не обращал внимания ни на кого. Громко рыдая он целенаправленно мчался к себе домой. Там, если не сейчас, то чуть позже появятся люди, которые всегда поймут и поддержат, разобравшись в ситуации. Так было всегда. Даже если и наказывали иногда Кольку, то было известно за что. А тут…
Когда мама пришла с работы Колька уже не плакал.
- Ты уже дома? Что нового узнал? - весело спросила мама.
- Не пойду больше в школу, - пробурчал в ответ малыш.
- Почему? - удивилась мама первоклассника.
- А чего она меня в угол ставит?! Я не разбивал чернильницу!
Женщина ничего не поняла из ответа сына. Какой угол? Какая чернильница? Колька сбивчиво стал рассказывать, что произошло, как разбилась чернильница и почему его пытались поставить в угол.
- Не пойду больше в школу! - всегда заканчивал свое повествование мальчик.
.
В то время в школах уже не пользовались пером и чернильницами. Все переходили на перьевые и шариковые авторучки. Однако их учительница требовала от первоклашек, что первоначальные навыки в письме должны прививаться именно от перьевой ручки. Поэтому на каждой парте у первоклассника стояла чернильница с чернилами.
Каждая перемена в школе проходит шумно. Следующие 45 минут тишины и спокойствия на уроке требуют предварительного выплеска избыточной энергии на перемене. Иначе просидеть спокойно урок ох как трудно. Вот и тогда шумная перемена подходила к концу. Вот вот в класс войдет учительница. Дети заняли свои места за партами. И вдруг товарищ Кольки оборачивается к нему. Видимо еще не все успел сказать за перемену. Поворачивается и локтем задевает чернильницу. Стеклянная непроливайка, наполненная темно-синими чернилами, падает на свежевыкрашенный пол прямо под ноги Кольке... и разбивается. Темно-синее пятно разливается по недавно выкрашенному полу. Мальчик автоматически нагибается, чтобы поднять осколки, как в класс вошла учительница.
- Ты что наделал? - гневно спросила учительница. - Чернила ведь от свежей краски не отмоются!
- Это не я ее разбил, - ответил Колька.
- По твоей вине теперь полы перекрашивать придется, - продолжала учительница, - а где краску брать?
- Это не я ее разбил! - еще громче сказал малыш.
- Ты еще пререкаться будешь? - возмутилась учительница. - А ну становись в угол!
Такое раньше в школах было наказание. Пока все остальные ученики занимаются изучением школьной программы провинившийся стоит в углу лицом к стене. Кроме пустых стен с двух сторон он не видит ничего, только слышит, как проходит урок. На некоторых такое наказание имело воздействие.
Несколько секунд Колька изумленно смотрел на женщину, потом быстро собрал книги и тетради, сунул их в портфель и побежал к выходу. Ему было обидно, что взрослый человек, не разобравшись в чем дело, готов наказать невиновного.
- Не пойду больше в школу!
.
- Учительница сказала, чтоб ты завтра смело приходил в школу. Она во всем разобралась, - вечером сказала мама Кольке. Потом, немного помолчав, спросила, - Пойдешь?
- Пойду, - ответил мальчик.
- А если она тебя снова в угол поставит?
- Если за то, что с уроков сбежал, буду стоять. А если за чернильницу - сбегу!
Человек становится сильным и смелым, когда его дело справедливо.
------------------------------
Понравилась статья? Жми палец вверх и подписывайся на канал.